У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


читати українською

Работа с символами и метафорами в арт-терапии

У Психолога » Психотерапія » Работа с символами и метафорами в арт-терапии

Слово «метафора» состоит из двух частей: «мета» (первое значение – за, пере, над, после, через; второе значение – совместно, совместно) и «фора» (движение). Следовательно, в это семантическое поле попадают такие понятия как образ, сравнение, трансфер, символ. Очевидно, что основным содержанием всех этих понятий есть перенос. Перенос смысла одного предмета на другой с учетом сходства обоих предметов по некоторым признакам. Метафора – это структура, фильтр, принцип отбора, связи и структурирование этого содержания по совпадению по смыслу.

метафора

Метафорична вся человеческая психика. Человеческое восприятие основывается на образах окружающего мира, являющихся лишь его метафорами. Любое поведенческое проявление любого человека – также только метафора, метафора его отношения к тем или иным внешним событиям.

Любое чувство, согласно одному из положений З. Фрейда, также есть трансфер, то есть перенос. Метафоричность – то есть способность с той или иной целью перенести любой смысл, чувство, признак с одного предмета на другой – дает читателю или зрителю абсолютную внутреннюю свободу по отношению к произведению искусства. Любая метафора содержит множество смыслов, и дает возможность самому выбрать тот, который наиболее значим.

Произведение искусства имеет целое метафорическое поле. Человек, который в этом поле оказывается, просто пытается узнать, как путешествовали по этому полю другие.

Підберіть для себе психотерапевта онлайн або в містах України.

Понятие символа имеет важное значение для арт-терапии. Символ-знак, сущность, обозначающая другую сущность. Знаком может выступать объект, изображение, написанное слово, заменяющее другое понятие, используя для этого ассоциации. Символы указывают на идеи, понятия и другие абстракции. Символ дает художнику возможность сконцентрировать в образе широкий круг жизненных явлений, позволяет предельно сгущать и преувеличивать изображаемое. Метафора основана на параллельности, совпадении по смыслу, а символ отсылает в определенный контекст, индивидуализирует. Символ – доступ к некоторому информационному содержанию.

Основы психодинамического понимания символа были заложены 3. Фрейдом. По его мнению, символы способствуют постепенному осознанию человеком своих потребностей, а также развитию навыков коммуникации и взаимодействию с окружающим миром. Для Фрейда знаки – это деформированные потребности.

Для К. Юнга символы представляют собой естественный способ психической экспрессии на разных стадиях психического развития, включая и зрелую психику. Символы тесно связаны с динамикой индивидуального и коллективного бессознательного. Те символы, которые отражают содержание коллективного бессознательного, имеют статус архетипических символов, обозначающих врожденные формы психического опыта и устойчивый, часто транскультуральный характер и отражают наиболее фундаментальные психические свойства и процессы, а также отработанные эволюцией способы разрешения внутрипсихических конфликтов.

В символических образах, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временная блокировка которой – причина психической нестабильности и нездоровья. Итак, в отличие от 3. Фрейда, считавшего символы проявлением инстинктивных потребностей, Юнг считал, что символы могут способствовать как восстановлению психического баланса, так и личностному росту. С помощью символов человек способен вступить во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией и благодаря этому постепенно прийти к их осознанию и психической целостности.

В «Словаре аналитической психологии» В. Зеленского отмечено, что символ является лучшим из возможных выражений или изображений чего-то неизвестного и подчеркнуто, что это понятие необходимо отличать от понятия «знак». Разница между символом и знаком заключается в том, что знак предъявляет, указывает, а символ называет… За символом лежит глубинный смысл, закодированный таким образом, чтобы человек, при первом взгляде на него, мог восстановить исходное значение.

М. Кляйн отмечает, что «символы не только являются основой фантазирования и сублимации, но благодаря им также развивается способность субъекта к взаимодействию с внешним миром». Она считает, что способность к символообразованию является предпосылкой для культурной эволюции человечества. Подобные идеи высказывает и Д. Винникот. Его понятие транзитных объектов тесно связано с представлением о разных формах символического мышления ребенка. Здоровая психическая конституция, основанная на этом «Я», по его мнению, характерна для тех субъектов, которые способны к свободному использованию символов в качестве посредников, обеспечивающих связь между фантазией и реальностью. Это позволяет субъектам вести интересную и насыщенную культурную жизнь и наделяет их особыми творческими дарованиями. Напротив, лица с неразвитой способностью к символообразованию с «ложным «Я»» характеризуются повышенной тревожностью и неспособностью к глубокой концентрации. Особое значение также приобретают взгляды М. Милнер на природу и роль символа. Символообразование рассматривается ею как способ примитивной психической защиты или как важный фактор в создании всего действительно нового и как предпосылка здорового психического развития.

читайте також:

Сколько нужно времени, чтобы стать счастливым? Большинство клиентов, приходя к психологу на первую консультацию, хотят знать, сколько времени займёт процесс психотерапии. В массовом сознании психолог сейчас занимает место где-то между врачом в белом халате и народным магом-целителем.

Цвяхостояння та інші методи зцілення «тут і зараз» Як і до інших «експрес» практик, які вибивають землю з-під ніг, наприклад, холотропне дихання, танатотерапія, я скептично ставлюсь до цвяхостояння...

запитати психолога онлайн

Благодаря своей склонности к символизации человек бессознательно превращает в символы все окружающие предметы и явления. Фактически, символ является материальной формой образа, то есть его телом. Люди думают о образах, конкретизировать которые можно благодаря арт-терапевтическими средствами. В арт-терапии это достигается благодаря художественным материалам.

Искусство есть метафора, выражающая внутренние переживания. Любое произведение искусства будет являться своеобразной метафорой жизни. Целебная сила метафоры известна человечеству издревле. Любое произведение искусства – в том числе и то, что создаст клиент в ходе арт-терапевтической сессии – будет своеобразной метафорой его жизни. Разнообразие психотерапевтических технологий основано на том предположении, что человек суть что-то целостное, и существующая в нем проблема существует одновременно во всех его проявлениях, и нет принципиального отличия, каким путем идти к этой проблеме – через когнитивную сферу, через эмоциональную или через проявления тела. Метафора не только технический перенос, но и некоторое движение навстречу, через которое элементы объединяются, чтобы создать что-то новое. То есть, в конце концов, все направления в психотерапии основываются все на том же: все в человеке есть метафора всего в нем. Психологическая метафора в рисунке – это персональный слепок подсознания, позволяющий понять и принять часть неосознанного материала.

Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать травмирующую конфликтную ситуацию и найти ее решение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента.

Арт-терапия помогает «включить» особый способ видения событий окружающего мира – способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым; способность видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед человеком, а не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям; способность воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.

Арт-терапевты ищут символы в образе, пытаясь помочь клиентам лучше узнать их внутреннее «Я», одновременно помогая им интегрировать недавно открытое внутреннее «Я» во внешнюю реальность. Таким образом, арт-терапия неразрывно связана с укреплением аутоэкспрессии и понимания.

Карл Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса, в ходе которого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно влиять на нее. Вызывая определенные образы за счет активного воображения, закрепляя его в символической форме, клиент имеет возможность успешно продвигаться в решении своих проблем.

Роджер ван Ойх считал, что творческое мышление с использованием образов, символов, метафор играет ту же роль, которую играет секс. Творческая энергия способна превратить одни вещи в другие. Согласно определению Лакоффа и Джексона, метафора это мышление в терминах иного. Именно поэтому она способна отпирать «психологические замки» - установки, блокирующие мышление, заставляющие его оставаться внутри привычных рамок. Мы постоянно опираемся на сходство между вещами и явлениями. Метафоры позволяют упростить сложную проблему, сделать ее более доступной для понимания.

Символизация тесно связана с формированием целостной, стабильной системы образных представлений, ведущей к осознанию опыта и обучения. Символизация также тесно связана с психологическими защитами, прежде всего такими как замещение и сублимация. Для работы с травматическим опытом очень важна способность символов вуалировать переживания и представления, обеспечивать креативные решения, нахождение новых смыслов. Децентрирование, экстернализация и символизация тесно связаны с дивергентным мышлением способностью оперировать множеством гипотез и формировать новые, необычные ассоциации. Дивергентное мышление может быть противопоставлено бинарному мышлению, основанному на использовании только двух взаимоисключающих гипотез или вариантов решения проблемы.

Роджер ван Ойх считал, что творческое мышление с использованием образов, символов, метафор играет ту же роль, которую играет секс. Творческая энергия способна превратить одни вещи в иные. Согласно определению Лакоффа и Джексона, метафора это мышление в терминах другого. Именно поэтому она способна отпирать «психологические замки» - блокирующие мышления установки, заставляющие его оставаться внутри привычных рамок. Мы постоянно опираемся на сходство между вещами и явлениями. Метафоры позволяют упростить сложную проблему, сделать ее более доступной для понимания.

Символизация тесно связана с формированием целостной, стабильной системы образных представлений, ведущей к осознанию опыта и обучения. Она также связана с психологическими защитами, прежде всего такими как замещение и сублимация. Для работы с травматическим опытом очень важна способность символов вуалировать переживания и представления, обеспечивать креативные решения, нахождение новых смыслов. Децентрирование, экстернализация и символизация тесно связаны с дивергентным мышлением способностью оперировать множеством гипотез и формировать новые, необычные ассоциации. Дивергентное мышление может быть противопоставлено бинарному мышлению, основанному на использовании только двух взаимоисключающих гипотез или вариантов решения проблемы.

Выражение чувств посредством символических образов, в частности в тесной связи с изобразительной деятельностью, способно приводить к катарсису, даже если содержание изобразительной продукции и смысл переживаний в процессе ее создания человеком не осознаются. В то же время, изобразительная деятельность часто сопровождается достижением лучшего понимания глубинного смысла переживаний, ростом самопонимания и самопринятия.

Символы и метафоры также используются в психосинтезе (там можно увидеть несколько иное название, например, «мотивы». Работа в данном направлении давно доказала свою эффективность в руках умелого специалиста).

Основная функция символов – аккумуляция психического напряжения. Кроме того, они превращают психическую энергию и одновременно являются ее проводником.

При работе с символами следует использовать принципы З.Фрейда:

- символ образуется по принципу сгущения, то есть отражает сразу много разнообразных событий, происходивших в жизни клиента в разное время;

- принцип амбивалентности: одному и тому же символу присущи противоположные значения.

Асаджиоли разделил символы на 7 категорий:

1) Символы природы (огонь, воздух, земля, вода; небо, звезды, солнце, луна; гора, пещера, озеро, ветер, дождь, дерево, цветы; драгоценности; символы, связанные со светом и тьмой и т.п.);

2) Символы-живые существа: лев, тигр, змея, медведь, волк, бабочка, бык, олень, рыба, птицы, домашние животные и т.п.;

3) Человеческие символы: мать, отец, ребенок, мудрец, маг, король, королева, принц, рождение, смерть;

4) Антропогенные символы: мост, канал, тоннель, фонтан, маяк, свеча, дорога, двери, дом, лестница, зеркало, меч и т.п.;

5) Религиозные и мифологические знаки;

6) Абстрактные символы (числа, геометрические фигуры);

7) Произвольные индивидуальные символы и символы.

Арт-терапия использует в работе большое количество этих символов, причем некоторые из них используются в синтезе с другими. Мы можем использовать их в разных ситуациях, при различных запросах, но никогда бездумно и неосторожно.

Список источников, использованных для написания статьи:

1.    Вознесенська О. Л. Можливості арт-терапії у подоланні психічної травми.//Простір арт-терапії: ресурси зцілення: Матеріали ХІ міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції (м. Київ, 3-4 квітня 2014 р.)

2.    Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми.

3.    Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации.

4.    Копытин А.И. Практикум по арт-терапии.

5.    Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса.

6.    Лазарус А. Мысленным взором. Образы как средство акрт-терапии.

7.    Маклаган Д. Образ арт-терапии.

8.    Назаревич В. Рисунок как метафорический образ личной истории клиента. // Простір арт-терапії: ресурси зцілення: Матеріали ХІ міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції (м. Київ, 3-4 квітня 2014 р.)

9.    Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., йен., польск. яз./Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой.

10.Удо Баер. Терапия творчеством.

11.Свирепо О.А. Образ, символ, метафора в современной психотерапии.

*Особливо хочеться зазначити, що у даному випадку я є лише упорядником важливого теоретичного матеріалу, який буде корисним для створення загальної професійної бази для початківців, або буде цікавим для клієнтів, які намагаються розібратися у тому, яким чином працює арт-терапія.

метафора

У Психолога » Психотерапія » Работа с символами и метафорами в арт-терапии
психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія psihoterapiya Огляд фільму про американського психотерапевта Філа Штуца

Відгук про новий документальний фільм Stutz про психотерапевта Філа Штуца. Стосунки як терапевтичний інструмент. Радикальне прийняття. Класний момент, коли під час фільму герої переходять в метапозицію ...

психологія psihoterapiya «В поиске собственной идентичности»

Тема идентичности для меня является одной из любимых тем как в моей личной терапии так и в моей частной практике...

Усі публікації розділу Психотерапія ᐉ

 
Обговорення "Работа с символами и метафорами в арт-терапии"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr