Обучение жизни или хождение по кругу

Обучение Процесс обучения – сложный и многогранный процесс  со множеством условий.

      На практике бывает так, что одному и тому же знанию или умению разные люди обучаются по-разному. Здесь мы не будем рассматривать характеристики итогов обучения, а ответим на вопрос: «Как добиться устойчивого результата обучения?» Очевидно, что в процессе обучения основную роль играет мозг, как совокупность нервных клеток и их взаимодействие. Опустим физиологические особенности отдельных индивидуумов и рассмотрим ситуацию, при которой человек  и его мозг здоров - физическое состояние без отклонений(усталость, болезнь, травмы).

      Рассмотрим процесс обучения, как получение знания, в психологическом плане, т.к. обучение академическим дисциплинам и обучение взаимоотношениям(обучение жизни) – это два, несколько различных процесса.

      Академическое знание – знание, в большинстве своем, статичное, в то время, как жизнь и отношения – процесс текучий и постоянно изменяющийся. Мы не можем быть уверенны в будущем, а наши представления о нем – это всего лишь проекции прошлого.

      Будущее, как проявление жизни, всегда остается новым и неизвестным.

      В этом заключается различие в подходах к обучению.

      Получение академических знаний, использование умений и навыков в физиологическом смысле(закрутить гайку, построить дом или мост, водить автомобиль или управлять сложными механизмами) предполагает полную работу мозга и максимальную вовлеченность его на всех жизненных этапах в процессе обучения.

      Получение знания в психологическом плане – нечто отличное от получения академических знаний.

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

      При возникновении обстоятельств разного рода, назовем это жизненный вызов, происходит изменение прошлого, или вернее, дополнение прошлого. Часто обстоятельства меняют нашу жизнь вкорне, заставляют нас полностью переоценить и изменить наше отношение к происходящему.

      Эта переоценка ценностей и изменение отношения к происходящему и есть обучение. Но, в данном случае, это обучение возможно лишь при адекватном ответе на вызов. Если ответ(действие) неадекватен – процесс обучения не завершается и вызов будет повторен, может в других условиях  и при участии других субъектов. Зачастую мы не в состоянии увидеть схожесть этих вызовов. И вся наша жизнь превращается в повторение опыта. Нам начинает казаться (появляется ощущение), что мы ходим по кругу, а проблемы не только не решаются, а даже множатся.

      Самый простой пример – курильщик или человек, злоупотребляющий спиртным видит, понимает и знает, что табак и алкоголь вреден и разрушает организм изнутри и разрушает его жизнь и взаимоотношения снаружи, но ничего с этим поделать не может. Здесь имеет место отсутствие и наблюдения, и понимания, и как следствие невозможность адекватного действия.В этот вопрос можно углубиться, но уже на первых этапах рассмотрения, очевидно, что обучение академическому знанию и обучение знанию, как целостному процессу – это совершенно разные процессы.

      Какую же роль играет мозг в получении психологического знания(знания жизни и взаимоотношений)?

      Что такое мозг?

      Опустим физиологическое описание органа и рассмотрим мозг(ум и его работу в виде мысли) как инструмент в получении психологического знания, как инструмент для адекватного действия в повседневной жизни - во взаимоотношениях.

      Мозг – это, своего рода, сосредоточение опыта, памяти, прошлых воспоминаний, библиотека названий и оценок, фантазий и представлений о будущем, что  есть всего лишь проекция прошлого. Одним словом мозг – это прошлое, старое.

      Мысль, как продукт мозговой деятельности, так же стара.

      По большому счету – новых, свежих мыслей не существует.

      Здесь можно поспорить.… А как же новые открытия, прогресс? Если взять повозку, запряженную лошадьми или автомобиль, как средство передвижения и реактивный самолет, то нового тут мало. Есть видоизмененное и улучшенное старое. Новые материалы в технике и способы их получения, новые механизмы и устройства получены на основании старых изобретений.

      Если спросить у исследователей и новооткрывателей: «Как вы пришли к этому новому и блестящему открытию?» Они вряд ли ответят, что думали, думали, думали, напрягали свой мозг и придумали. Ответы будут, скорее всего такими: «Это произошло, когда мы уже опустили руки и испробовали все, или было придумано во сне, или после сильного переживания или усталости, или решали одну задачу, а наткнулись и решили другую, или случайно и т.д. Вариантов масса, но объединяет это все одно – новое проявляется, когда мозг по разным причинам отвлечен от предмета поиска.

      Новое не имеет названия, описания, опыта.

      Как только мы даем название чему нибудь новому - оно становится старым, прошлым.

      Новое узнать невозможно.

      Новое – это будущее.

      Узнать можно только старое.

      Старое – это прошлое.

      Очевидно, новое противопоставляется работе мозга с его узнаванием, последующим названием и оценкой. 

      Жизнь всегда нова. Мы никогда не узнаем, что за поворотом.

      Мозг же – это инструмент сравнения, это хранилище опыта, прошлого. При встрече с новым, мозг мгновенно пытается соотнести происходящее с пережитым опытом, т.е. узнать, а после узнавания, присвоения названия, сравнения и оценки, кладет в соответствующую ячейку, соответствующего опыта. И если за новым жизненным вызовом следует действие, то действие, вызванное мозгом, будет совершено на основании опыта прошлого, т.е. такого же, как и ранее. На новый вызов мы отреагируем по-старому. Действие будет неадекватно вызову. Внутренний конфликт сохранен и будет вызван повторно при других, но похожих обстоятельствах.   

      Очевидно, когда мы, встречая жизнь, опираемся всецело на мозг – нового нам не узреть.

      Это не тот инструмент. Это как микроскопом забивать гвозди. 

      В этом заключается основное отличие обучения, например, математике, металлургии или строительству от обучения взаимоотношениям или жизни.

      Вот почему существует технический прогресс и практически полностью отсутствует прогресс в психологическом плане. Мы в состоянии улучшать техническую составляющую нашей  жизни, но изменять психоэмоциональное состояние не умеем.

      Человек летает в космос, но страдает, растерян, подавлен и уничтожает ближнего своего, как и тысячи лет назад.

      Для получения знания в психологическом смысле: для вхождения и создания взаимоотношений, для их развития, для психического здоровья и духовного развития, вцелом, для гармоничного развития человека, требуется полное понимание течения процесса обучения при соответствующей работе мозга.

      Мы трудно учимся общаться и редко понимаем друг друга. Наши ожидания результатов взаимоотношений, т.е. результатов жизни, часто не соответствуют действительности (фактам).

Пример:

      Свадьба. Молодые целуются, счастливы, полны надежд на новую жизнь и развитие отношений. Их мозг полон прекрасными представлениями о будущем и находится в предвкушении удовольствия. Проходит время.

      Факты: Женщина в отчаянии и алкогольной зависимости: не понимает, где она находится и как так получилось, у мужчины потеря интереса к жизни с проявлением актов агрессии. Оба супруга имеют высокий социальный статус и высшее образование.

      Мы очень часто идем к одному, а получаем другое. Вместо укрепления и развития жизни мы приходим к деградации и патологическим проявлениям. Это крайний и печальный пример отсутствия наблюдения, понимания, и как результат – отсутствие развития и обучения. Нам необходимо ясно усвоить различие между этими знаниями, и понимание этого сможет проявить адекватные действия в жизни.

      Для качественного обучения взаимоотношениям и успешного решения ежедневных психологических задач, человеку необходимо изучить и понять собственные реакции, увидеть разницу между академическими дисциплинами и психологическим знанием и осознать роль мозга (ума, мысли) в его получении. 

психолог

Оценка публикации
понравилось: 1 из 1 оценивших
  нравится публикация?  

Нравится 1 из 1. Оценочная шкала: от 0 до 1

Бесплатная рассылка интересностей!

 
Комментарии к "Обучение жизни или хождение по кругу"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr