Умница Уилл Хантинг (1997) (Гас Ван Сент). Коментар психолога.
«Некоторые люди не могут поверить в себя, пока кто-то не поверит в них».
Режиссер: Гас Ван Сент. В ролях: Мэтт Дэймон(Уилл Хантинг), Робин Уильямс (психотерапевт Шон).
О чем фильм? Фильм об интеллектуально одаренном (особенно в математике) молодом человеке, об его пути к аутентичности и выбору собственного жизненного пути.
Психологический обзор фильма.
Детство Уилла Хантинга. Уилл сирота, выросший в бедном квартале Бостона. Отчим в детстве избивал и издевался над маленьким Уиллом. Он был лишен родительской любви, чувства предсказуемости и защищенности, справедливого отношения к себе и близких доверительных отношений. («Почему он прячется? Почему он никому не доверяет? Да потому что он был брошен теми людьми, которые должны были любить его больше всех»). С точки зрения экзистенциальной психологии именно наличие этих условий формируют у ребенка базовое доверие к себе, миру и жизни. С точки зрения экзистенциальной психологии наличие именно этих условий способствует формированию у ребенка базового доверия к себе и к миру.
Подростковые и юношеские годы. Ожесточенный Уилл проводит время в компании своих друзей, ведущих такой же образ жизни как и он, но заменивших ему семью и готовых за него жизнь отдать («Почему он общается с этими тупыми образинами? Да потому что любой из них башку тебе пробьет за него. Это называется преданностью»). Он ведет саморазрушительный образ жизни, имеет множественные проблемы с законом, но это его «мир», он ему понятный и предсказуемый. В его жизни и его мире нет никого и ничего, что бросало бы вызов. Нет ничего нового, что могло бы поставить под сомнение его «виртуальный мир». Благодаря своему гениальному интеллекту Уилл имеет энциклопедические знания в различных областях: литературе, истории, праве и особенно в математике. Он неосознанно чувствует стремление к чему- то большему, чем быть просто разнорабочим на стройке. Именно поэтому он устраивается на работу уборщиком в один из лучших вузов мира, где во время работы он решает сложнейшую математическую теорему, на решение которой профессору математики и его коллегам понадобилось 2,5 года. Этим он привлекает к себе внимание профессора, пораженного математическими способностями Уилла. Когда Уилл совершил очередное правонарушение, профессор дает ему выбор: или тюрьма или посещение психотерапевта и занятие по математике. С этого момента начинается путь Уилла самому к себе.
В процессе работы с психотерапевтом раскрываются проблемы:
- Избегания близких отношений, которые требуют открытости и доверия, поэтому Уилл сам бросает близких (любимую девушку), боясь что бросят его («Он сам отвергает тех людей, прежде чем они подумают бросить его. Это механизм защиты и всё. Из-за этого он был одинок все свои 20 лет. Это будет снова и снова. Я не хочу чтоб такое с ним произошло снова»).
- Реальность Уилла чрезмерно интеллектуализирована. Это защитный механизм от угрожающей реальности. Он создал «идеальный мир» для себя, мир в котором он для себя по своему идеален. («Если я спрошу о женщинах, уверен, ты выдашь мне конспект своих предпочтений, и может ты еще кувыркался пару раз. Но ты не скажешь, какого это просыпаться рядом с женщиной и быть по-настоящему счастливым ...Если я спрошу тебя о любви, ты процитируешь мне сонет, но ты никогда не смотрел на женщину и не был полностью уязвим». И еще: «Пока она для меня совершенство. Я боюсь разрушить это. — Может, ты сейчас совершенен. Может, ты это боишься разрушить?»).
- Отношения с терапевтом, который сам недавно пережил утрату жены и еще сам не до конца оправился от утраты. Отношения, основанные на открытости, доверии, вере в человека и собственные силы, вере в право каждого на собственный выбор («Если пациент не уверен, что может доверять тебе, тогда он не будет честен с тобой. Тогда его нет смысла лечить. То есть если он тебе не верит, то вы никогда не переспите с ним. А это должно быть целью любого психотерапевта»).
Экзистенциальный выбор. Благодаря сложившимся отношениям с терапевтом Уилл смог осознать и пережить чувство вины, которое дети принимают на себя, хотя они в этом и не виноваты. Это не с Уиллом что-то не так, а с его отчимом, который бил и издевался, вымещая на ребенке свою злость. Пережив и осознав чувство вины, почувствовав доверие и веру в него со стороны терапевта, он приходит к осознанию и переживанию себя, как «Я-о'кей», в нем рождается забытое базовое доверие к себе и миру. Он принимает свои способности и своё желание делать что- то большее, чем ломать стены на стройке. И теперь Уилл способен сделать свой выбор, основанный на собственных ценностях, не стремясь соответствовать ожиданиям общества. («Шон, если профессор позвонит насчёт этой работы, извинись за меня. Я решил уехать к своей девушке. Уилл»).
Всем приятного просмотра.
Опубліковано на У Психолога 26-05-2020
Огляди книг та фільмів -- коментарі до художніх творів, додані на сайт нашими психологами.
Ще психологічні рецензіїКоментарі відвідувачів
Коментарів: 1
soffia |
|