ѕрофессиональный джаз (ќ профессиональном становлении гештальт-терапевта)

консультирование

я помню своих первых клиентов.

ƒевочка 12 лет. ≈динственный долгожданный ребенок. ”мница, красавица, любимица в семье и среди сверстников. ќна страдала энурезом. » это была трагади€ ее маленькой семьи.  ак пон€ла €, спуст€ годы, единственное, что объедин€ло семью Ц был энурез. Ќо тогда, € не могла так широко видеть. Ќе умела. †

∆енщина. «а п€тьдес€т. ѕочти в два раза старше мен€. ѕришла поговорить о своем страхе потер€ть дочь. —тарший сын покончил суицидомЕ ѕомню, как мне было страшно слушать ее историю. я ощущала беспомощность. ¬ результате сессии мне удалось помочь ей найти мир в ее сердце. ѕусть даже ненадолго. †

ћальчик 11 лет. ѕривела ко мне его классна€ руководительница. ќн вел себ€ вызывающе. Ќа прогулку зимой он вышел в куртке, но под нею на нем ничего не было. » это была одна из многочисленных Ђшалостейї. — ним мы работали около года. ѕериодически проводили встречи с его мамой. ѕомню, как на одной из сессий он семью разными способами убивал свою одноклассницу, вылепленную им же из пластилина (давил танком, сбрасывал со стола, резал ножиком, швыр€л об стену Е) ќна раздражала его только потому, что говорила с кавказским акцентом. я была напугана его агрессивными фантази€ми. ѕереживала, думала о нем между нашими сесси€ми. †Ќо, произошло чудо. ¬скоре †после той сессии парень начал относитьс€ к кавказской девочке хорошо,† защищал ее от других детей. —тал формальным лидером класса и начал получать удовольствие от учебы. я не понимала, что произошло.

Ќа заре своей психотерапевтической практики € работала больше интуитивно. ƒа, в далеком 2002 году книг по гештальт-терапии было немного. я искала эксперименты, придумывала сама много чего. ћного читала и практиковала. ќчень волновалась и перед сесси€ми с клиентами, и перед тренингами (впрочем, †и сейчас волнуюсь). ѕомню, как € была удивлена и расстроена, когда услышала фразу: Ђчтобы стать профессиональным психологом требуетс€†не менее 7-10 лет учебы и практикиї. ’отелось все и сразу! Ќо мой личный опыт подтверждает эту статистику. ƒумаю, что аналогичные цифры в профессии шеф-повара, врача, капитана межпланетных кораблей и многих других профессий.

ѕочему так? ¬едь правилам кулинарии и рецептам приготовлени€ блюд обучают в учебных заведени€х. Ќо только шеф-повар чувствует, когда и как эти правила и пропорции примен€ть, а когда модифицировать или, даже, нарушить.

читайте также:

ѕричины ухода из терапии Ќекоторые расставани€ с клиентами дл€ мен€ так и остались загадками. јнализиру€ причины, по которым психотерапи€ была прекращена, € натолкнулс€ на множество факторов, которые так или иначе послужили тому причиной.

Ќевроз и невротическа€ личность. ќсновной конфликт и обман. “ип первый. ќ подчиненном типе невротической личности или установке Ђдвижение к люд€мї. ” невротика подчиненного типа основна€ потребность иметь р€дом люб€щее существо, мужа, жену, друга, покровител€...

¬ педагогическом вузе обучают, как и что говорить дет€м, какие результаты должны быть у учеников на исходе обучени€. Ќо, только профессиональный педагог в состо€нии качественно овладеть вниманием класса и донести материал так, чтобы он был усвоен учениками.

ќбладание мудростью Ц вот что отличает профессионала от новичка. ћetis (др.-греч.) Ц мудрость; savoir faire (фр.) Ц дословно Ц Ђде€тельное знаниеї, практическа€ мудрость, такт, умение находить выход из положени€. »менно мудрости мне не хватало в те далекие двухтыс€чные. ћудрости, рожденной профессиональной практикой и личным опытом, моими ошибками и открыти€ми.

¬спомнилась†притча о мудром механике: Ђ¬ одном из портов готовилс€ к отплытию огромный корабль. ¬се пассажиры уже на борту, врем€ отчаливать, но из-за какой-то таинственной поломки, корабль не могут завести. ћучились местные мастера, мучились и решили позвать на помощь одного известного механика.  ак говорили, очень талантливого и дорогого. ќн пришел. ѕару минут походил среди огромных механизмов корабл€. ѕотрогал какие-то детали, а затем вз€л молоточек и пару раз ударил по одной из трубочек двигател€.  орабль завелс€! - 1000 долларов - —казал механик.
- «а что? - —просил капитан. - “ы же всего лишь две минуты походил и два раза постучал по этой трубе.
- 1 доллар за эти две минуты, что € находилс€ здесь, а 999 долларов за то, что € знаю, куда нужно ударитьї.

ћудрость - †качество, которому невозможно обучить. ≈го можно только†передавать†и†воспринимать. » первое и второе зависит от качества и количества практических знаний и самосто€тельно приобретенной информации из вечно мен€ющейс€ окружающей среды. ћудрость Ц это когда не только видишь, но и детально понимать, что происходит. “о есть понимаешь как бы изнутри, как устроен и как происходит тот или иной процесс.

ѕрактическа€ мудрость, как и рыба - ценна, если† Ђпервой свежестиї. ќна рождаетс€ и существует только в момент использовани€: в данный момент, в определенном месте и в конкретной ситуации. ¬ырванна€ из контекста и примененна€, даже в очень сходной ситуации, может не принести результатов.

«ачастую непросто †облечь †свое знание или технические моменты в словесную форму. †ѕотому что все это встроено не только в кору больших полушарий, а распростран€етс€ на все естество. — годами открываетс€ †понимание динамики процесса, знание, что совместимо, а что нет, как себ€ вести с тем или иным защитным механизмом, как реагировать в непредвиденной ситуации. —о временем приходит чутье, как отличить действительно важное от отвлекающего маневра.

 аждый раз, ожида€ встречу с клиентом, € не знаю, с какой темой и в каком настроении он придет.  ажда€ встреча, даже если она по счету сота€, непредсказуема.   сессии невозможно подготовитьс€ точечно, как, например,† к контрольной работе на заданную тему. » получаетс€, что вс€ мо€ предыдуща€ жизнь - это подготовка к встрече.† „ем богаче мой личный и профессиональный опыт, чем шире и глубже мои познан舆 в психологии и вне ее, тем† легче и качественнее м работа. ’от€ технически € могу делать то же самое, задавать практически те же вопросы, что и дес€ть лет назад.

¬ тренинге† аналогично.  ажда€ группа имеет свою неповторимую энергию и набор характеристик - темп, ритм, жизненный опыт, запросы, широту знаний и т.д. †ј кроме того, группа продолжает† жизнь вне тренинга. » †каждый раз, приход€ на тренинг - дл€ мен€ неизвестно, с чем мы будем работать.  ака€ группова€ Ђфигураї будет править.† ѕоэтому € готова практически ко всем темам и реакци€м участников в мой адрес, в адрес друг друга. †

”словно существует три стил€ ведени€ групп: Ђпопсаї, Ђшансонї и Ђджазї. я† думаю, что эта классификаци€ может распростран€тьс€ на другие виды де€тельности.

  1. Ђѕопсаї - наполнение тренинга и его структура †не зависит †от запросов группы или от изменени€ ситуации в группе. †“ренер †начитывает свою программу и проводит раз и навсегда прописанные им или его наставником упражнени€. ћожет быть, мен€€ лишь те вещи, которые †невозможно не изменить. “ак, если это тренинг по продажам, то мен€етс€ продукт, который должны продать и, аудитори€ дл€ кого. ≈сли детские подгузники - дл€ молодых родителей, если Ђ¬алидолї, то скорее всего, дл€ пожилых людей.
  2. ЂЎансонї - музыка практически одна и та же, но слова разные. ’от€ тематика достаточно предсказуема€. “ака€ себе песн€-триллер.† ¬ тренерстве это выгл€дит немного живее, чем Ђпопсаї. ≈сть проблески контакта с участниками, но группа идет все-же туда, куда ее ведет подготовленный тренер. „аще всего,† в направлении к успешному и богатому будущему)
  3. Ђƒжазї - †работа здесь-и-сейчас с тем, что возникает в этом конкретном поле. Ђƒжазї - нечто большее, чем ведение тренинга, это следование ритмам и ценност€м жизни организма группы, жизни, †котора€ рождаетс€ во врем€ процесса. Ёто †непрерывна€ импровизаци€, основанна€ на практическом знании. Ёто работа с фигурами, которые проступают из фона и затем, изменившись в процессе работы, возвращаютс€ в измененное поле. Ёто работа вне универсальных решений. Ёто работа, что приветствует различные подходы во всем их разнообразии. Ёто возможно благодар€ практической мудрости.

јнглийский философ —эр »сай€ Ѕерлин OM в эссе Ђ≈ж и лисаї написал о мудрости так: Ђэто особа€ чуткость† к изменчивым контурам обсто€тельств, в которых мы оказались; это способность жить,† не наруша€ установленного положени€ вещей или факторов, которые нельз€ не только изменить, но даже как следует просчитать или описатьї

психолог
добавить психолога в избранные

комментарий
  понравилась публикаци€?  

Ѕесплатна€ рассылка интересностей!

 
стать€ по психологии professionalam „и потр≥бн≥ нарколог≥њ јј?

¬певнена, кожному в≥доме почутт€ дивуванн€ щодо того чому ран≥ше ми не використовували те, чим користуЇмось зараз, чому ран≥ше ми ще не були готов≥ до вибору...

стать€ по психологии professionalam Ѕелый квадрат януковича

¬чера работала в области волонтером с беженцами ¬осточных регионов. ¬ группе было 10 человек из  рыма и ƒонбасса...

¬се публикации раздела ѕрофессиональным психологам >>

 
 омментарии к "ѕрофессиональный джаз (ќ профессиональном становлении гештальт-терапевта)"

ещЄ нет комментариев...


„тобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr