Расстройства привязанности. «Симптомы» ранней детской травматизации во взрослой жизни.

нарушения привязанности

Привязанность имеет биологическую природу - сплочение людей, создание близких отношений обеспечивает удовлетворение базовой потребности в любви, заботе и безопасности. То, что при рождении помогает нам выжить, а в дальнейшем - жить полноценно, создавая близкие и надежные связи с людьми.

Открытие английского психолога Джона Боулби теории привязанности - все начинается с улыбки. Примерно в 3 месяца ребенок начинает узнавать близких – различать и адресно реагировать оживленной улыбкой, подразумевая отклик. Это первый «росток» социального чувства привязанности.

Ранний «импритинг» (от рождения до трех лет) - отпечаток опыта «крепкой» привязанности с матерью, первым человеком в жизни ребенка, на которого возлагаются надежды любви и защиты. Согласно, исследованиям Джона Боулби, надежность, взаимность и безопасность раннего опыта проявляется в реакциях детей на ситуации разлуки с родителем, возвращение и находясь в незнакомых местах. Ищет ли ребенок укрытия под крылом родителя в моменты беспокойства? Как справляется с тревогой разлуки? Идет ли на встречу рассчитывая на взаимность? Реакции тражают ранее усвоенный опыт отношений.

Виды нарушений привязанности, причины и их проявления во взрослом возрасте.


Избегающий (эмоционально отстраненный) тип привязанности

читайте также:

На крючке у преследователя Звонки моим родителям с угрозами. Звонки мне на работу, сначала просто с оскорблениями, потом звонки в службу безопасности банка с заявлением о том, что я предлагала...

5 причин одиночества Для каждого человека в жизни важна любовь, душевная близость и поддержка. К сожалению, вместо этого все больше людей переживает чувство одиночества...

  • - дети проявляют раннюю независимость;
  • - когда мать уходит - реагируют спокойно, на возвращение - безразлично.
  • - Избегают телесных контактов и выражения сильных эмоций. Если мама пытается взять их на руки, они стараются этого избежать, вырываясь из её объятий или отводя взгляд. Такое поведение может казаться исключительно здоровым. Но на самом деле, при избегающем поведении, дети испытывают серьёзные эмоциональные трудности сдерживая или блокирую свои истинные переживания.
  • -Внешняя отчуждённость таких детей часто связана с пережитым травмирующим разлучением в более раннем возрасте или частым переживанием брошенности при регулярном отсутствии взрослых в важные моменты. Внешне безразличная, сдержанная манера поведения, отрицание каких-либо чувств — защита от частого отвержения, попытка забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований. Если они проявляют инициативу в приближении к другому, то делают это очень кротко с защитной опаской. Внешне выглядят как тихие и послушные дети.

Родители таких детей — эмоционально нечувствительные и функционально выполняющие уход за ребенком в раннем детстве. Часто женщины, переживающие послеродовую депрессию и не имеющие должной эмоциональной поддержки со стороны. «Эмоционально выгоревшие» матери, проявляющие любовь и заботу в форме контроля, одновременно, отвергающие интересы ребенка, что делает малышей неуверенными в себе при внешнем очень независимом поведении. В ответ на проявление детьми инициативы к близости родители часто их отвергали, либо были эмоционально недоступными.

Проблемы во взрослом возрасте. Люди с этим типом расстройства привязанности могут вести замкнутый образ жизни, выглядеть угрюмыми, что часто обусловлено скрытой депрессивной симптоматикой и попыткой отгородиться от ранящего мира. Могут избегать близких отношений, находить компенсацию в карьере, развивать интеллектуальные навыки, много читать, так как это самый доступный способ справиться с одиночеством. Живут фантазиями, либо прошлым. Часто в истории этих людей есть «горький» опыт отношений, повторяющий их сценарий травматизации в прошлом. Они могут долгими годами переживать разрыв прошлых отношений, хранить в душе обиду и, одновременно, теплые воспоминание, которые могут заменять им реальность. При этом проявлять активных действий по установлению близких контактов они не решаются.


Тревожно-неустойчивая привязанность («качели»)

  • -очень сильно огорчаются, беспокоятся, плачут после ухода матери, а после её возвращения цепляются за нее, но практически сразу же её отталкивают.
  • -в незнакомой ситуации держатся близко к матери, не выпускают с виду, при этом практически не занимаются исследованиями пространства.
  • -амбивалентность взаимоотношений с матерью проявляется в том, что ребёнок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому — «приближение–отвержение» — попеременно, а иногда практически одновременно.
  • - на любое напряжение реагирует эмоциональной вспышкой – гнев, страх, паника, истерика. Такие реакции свидетельствуют о высоком уровне тревоги ребенка.
  • - своими эмоциональными вспышками могут вызывать у родителей раздражение и провоцировать наказания, неосознанно пытаются таким образом привлечь внимание, так как на глубинном уровне испытывают очень сильный «голод» по родительскому присутствию и включенности.
  • - нечувствительны к безопасности, часто падают, ударяются, болеют, попадают в небезопасные ситуации.

Родители таких детей. Проявляют непоследовательность и амбивалентность по отношению к ребенку - то гиперопекают, то относятся безразлично и пренебрежительно. С характерной эмоциональной нестабильностью, то нежны и терпеливы, потом резко взрываются, обижают ребенка, несправедливо наказывают, бьют, делая и то, и другое бурно и без объективных причин. Этим родители (преимущественно мать, так как отец часто в таких случаях либо отсутствует, либо не принимает участия в непосредственном воспитании). Ребенок не понимает родительское поведение и отношение к себе, не знает как приспособиться. Такая непоследовательная манера поведения родителей, как правило, оставляет ребёнка в неуверенности относительно того, будет ли она рядом, когда он будет в них нуждаться.

Проблемы во взрослом возрасте. Испытывают трудности в построении стабильных отношений. Им присущи «качели», то острое желание близости, то отталкивание. Отражающее их внутреннее состояние нестабильности. Им сложно справляться со своими переживаниями тревоги. Ожидают, что партнер уйдет, бросит, предаст, изменит. Часто своими реакциями провоцируют агрессию, либо отвержение. Основной мотив живущий в душе таких людей «меня никто не любит, я никому не нужен» и глубокое чувство одиночества. Их внутреннее ощущение страха и заброшенности мешает им увидеть целостную ситуацию и полутона. Мир разделен для них на черное и белое. В отношениях доминирует страх оказаться брошенным и защитная агрессия. Искренне нуждаются и хотят стабильных отношений, но в силу своих особенностей оказываются в драматических «качелях».

 

«Опасливая» привязанность

  • -В незнакомой ситуации после ухода матери, дети либо «застывают» в одной позе, либо «убегают» от пытающейся приблизиться матери после её появления.
  • - такие дети научились выживать, отказываясь от привязанности в пользу силы: им «не надо», чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись.
  • - с виду замкнутые, напряженные, от приближения отталкиваются как «дикие зверьки».
  • - на контакт идут после долгого присматривания, ожидая опасность и угрозу

Родители таких детей. Дети такого типа подвергались систематическому жестокому обращению и насилию (эмоциональному, физическому). Они просто не имеют опыта привязанности, так как их родители практически не демонстрируют сигналы привязанности. В таких семьях часто встречается крайне жёсткий отец со «спартанским» воспитанием, либо алкозависимый. Тогда как пассивная мать не способна защитить ребёнка от агрессивного отца. Либо же подобный дезорганизованный тип проявляется при выраженных депрессивных состояниях у матери, которая способна проявлять «внимание» к ребёнку только в форме агрессии, большую часть времени никак не откликаясь на ребёнка вследствие «замершего» депрессивного состояния.

Во взрослом возрасте люди этого типа могут выбирать стратегию идентификации с агрессором и строить отношения, отыгрывая сценарий детства по принципу контроля и подавления. Выбирать более пассивного партнера, над которым они могут иметь власть и избегать болезненного чувства беспомощности в детстве. Занимать руководящие посты компенсируя бессилие в детстве. Либо идентифицироваться с ролью жертвы, выбирая доминирующего партнера.


«Симбиотическая» привязанность

  • -Такие дети не отпускают мать от себя ни на шаг
  • - вместо любопытства и интереса к исследованию дети испытывают страх и тревогу перед новым.
  • - часто болеющие дети, как правило болезни подразумевают особую заботу и включенность родителя (астма, частые аллергические реакции, коклюш и т.д)

Родители таких детей. Контролирующие, тревожные и гиперопекающие матери, плохо осознающие и реагирующие на сигналы и потребности ребёнка, а ориентирующихся исключительно на собственные «правильные» представления о воспитании. Создают для ребенка «кокон» защищая от опасности «грозящей повсюду».

Во взрослом возрасте. Люди испытывающие трудности с восприятием себя как самостоятельной личности. Тревожные, сомневаниющиеся, нуждающиееся в «авторитете», который знает как правильно. Часто имеющие психосоматические расстройства переходящие в хронические заболевания. Часто живут с родителями во взрослом возрасте, не рискуя заводить отношения. С возрастом, тревога связанная со старением, потерей родителя может нарастать и выражаться в тревожных расстройствах, психосоматике, вплоть до инвалидности (бессознательное сопротивление сепарации). В другом варианте, люди находят более сильного партнера по образу родителя и продолжают с ними симбиотическую связь, которая выражается в сильной эмоциональной, психической и социальной зависимости от другого человека, глубокой поглощенности его чувствами и жизнью.


Как выглядит надежная привязанность

Ребенок замечает уход матери, но сильно не огорчается, тянется к ней после возвращения, стремится обнять, испытывает искреннюю радость. В незнакомой обстановке отталкивается от матери как от исходной точки, находятся какое-то время возле нее, затем с интересом идет исследовать новую обстановку. Такой стиль складывается у детей, которые уверены в том, что взрослый окажется рядом, когда это потребуется и с взаимностью откроет обьятия при встрече после разлуки. Во взрослом возрасте люди с надежным опытом привязанности способны строить близкие и комфортные отношения. Легко переносят разлуку и одиночество, способны к сочувствию, верят в любовь, взаимность и доброе отношение.

У Психолога » Психология отношений » Расстройства привязанности. «Симптомы» ранней детской травматизации во взрослой жизни.
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии psihologiya-otnosheniy Односторонние люди или что под маской интроверта

Они приветливы и обаятельны, интересны и ... недосягаемы. Почему? Потому что не хотят общения. Общение с ними возможно только, если вы...

статья по психологии psihologiya-otnosheniy Почему я снова и снова оказываюсь в отношениях, которые меня не устраивают?

Замечали ли Вы, как чудесным образом, прекрасные на первый взгляд отношения превращаются в источник боли и проблем? Происходит это постепенно. Сначала все идёт просто замечательно.

Все публикации раздела Психология отношений >>

 
Комментарии к "Расстройства привязанности. «Симптомы» ранней детской травматизации во взрослой жизни."

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr