Дети выросли, переживаю
Здравствуйте, уважаемые психологи. У меня есть проблема, с которой не могу справиться самостоятельно, да и окружающим она кажется смешной. В этом году младшая дочка выпускается из сада. И как подумаю об этом, даже дышать становится тяжело. Мне так жаль, представляю наш шкафчик, занятый другим ребёнком, кроватку, что она со своими друзьями не будет играть и гулять, что с любимой воспитатпльницей расстанемся. Плакать хочется. Старшая выпускались, не было таких чувств. А может и были, но ведь младшая осталась ей на смену, это утешало. Моё сердце настолько спокойно, когда ребёнок в саду, и так не хочется по - другому. И, конечно, я понимаю, что сама не молодею. Вот моя дочка младшая в школу идёт.... Я понимаю, что проблема выглядит не очень серьёзно, но так плохо от этого всего. Никак не получается перестроить мысли на позитивный лад. Боюсь, буду на выпускном в море слез.... Легче только на работе, где голова занята. А потом опять...
---
Подробнее на «У Психолога»: https://upsihologa.com.ua/ask/#online Вопросы психологам онлайн
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Доброе утро! Какое значение Вы придаете этой ситуации?"В этом году младшая дочка выпускается из сада". Для Вас это значит:" сама не молодею" и ....? Поэтому Вы чувствуете :"Мне так жаль", и " Плакать хочется" и чувствуете телесные сигналы:". И как подумаю об этом, даже дышать становится тяжело". Нас определяет не ситуация, а то значение, которое мы ей придаем:"Никак не получается перестроить мысли на позитивный лад". Попробуйте посмотреть на ситуацию по другому: почему обязательно впереди что-то печальное? Дети растут, освобождается место для своей жизни, своих увлечений. Есть ли они у Вас? Больше возможностей для путешествий, реализации своих планов. Вы умеете переключаться:" Легче только на работе, где голова занята". Попробуйте занимать себя в свободное время, сознательно переключайте внимание от навязчивых мыслей - какой в них смысл? Подумайте, чтобы Вы хотели внести в свою жизнь, каких изменений хотели бы, чтобы разнообразить ее. Удачи Вам!
психолог онлайн
Добрый день.
Что вы чувствуете когда представляете что дочка уже в школе?
Дополнение от автора
Я скорее чувствую огромное сожаление, когда представляю, что она не в саду ( Боюсь, что ей будет сложно в школе, психологически. К сожалению, мы не попадаем в одну школу с друзьями из садика. Чувствую беспокойство, в садике она поела, поспала, погуляла... Да и после уроков придётся одной дома сидеть, пока не придумаем секцию.
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Здравствуйте, Ольга!
Вы так сильно переживаете за все это, как будто не только за дочь, но еще и за себя - за обоих.
Что-то это Вам напомнило из Вашей жизни или из детства?
Дополнение от автора
Здравствуйте, даже не знаю, не могу с уверенностью утверждать. Может быть мне хочется, чтобы она не чувствовала себя дискомфорт но в новом коллективе. Я не ходила в сад, сразу пришла в школу) до сих пор помню это чувство растерянности и потерянности
психолог онлайн
Добрий день
Як ви почували себе в школі? Як вам там було?
Чи говорили ви про свої переживання з чоловіком? З кимось з близьких?
А тоді говорили?
Від чого ви намагаєтесь уберегти її?
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Ольга, доброго времени суток!
В Вашей истории есть, на мой взгляд, несколько моментов.
цитата:
Моё сердце настолько спокойно, когда ребёнок в саду
Подозреваю, что из школьного опыта Вашего личного + опыта старшей дочери у Вас есть страх. Школа не такое благополучное место, как садик?
цитата:
сразу пришла в школу) до сих пор помню это чувство растерянности и потерянности
А потому, что было когда Вы освоились? Как Вам было в школе?
цитата:
Боюсь, что ей будет сложно в школе, психологически.
На чём основан этот страх?
цитата:
я понимаю, что сама не молодею
А это второй вопрос - отношение к себе. Вы соизмеряете свой возраст с возрастом детей?
Не молодею - в этом мне слышится какая-то обречённость, грусть. Что Вас пугает в возрасте?
Дополнение от автора
Здравствуйте! Школа явно не так благополучна, как сад. Воспитатель у них как вторая мама, нам очень повезло. В школе нет такого внимания, в том числе, к проблемам ребёнка. Может быть мне в школе всегда было не слишком комфортно. Даже друзей с тех времен не осталось, не было желания сохранять связи. Возраст меня пугает) И жалко того времени, когда девчонки мои были малышами)
психолог онлайн
Если ваш рассказ наложить на жизненный цикл семьи, вы приблизились к кризису и это важный период. Ваши переживания естественны и абсолютно не смешные. Вы движетесь к завершению периода дошкольника, такого уже не будет никогда. И от этого действительно хочется плакать, ведь очень жаль Когда завершается период в котором было так хорошо и спокойно. Впереди школа и все новое. Всей семье нужно перестроиться. Это первый выход в свет ребёнка, где будут оценивать его компетентность, он будет искать своё место. И это совсем не детский сад.  И конечно же будет оценивать родителей, как хорошо они справились с задачей. Этот период не из легких. Хочется вас поддержать, если у вас есть старший ребёнок, то по этой дорожке вы уже ходили и у вас есть опыт, вы на него можете опираться.
Дополнение от автора
Спасибо, опыт есть, но дети разные... Младшая более переживательная и больше к саду привязана, чем старшая, хотя и не показывает этого.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
цитата:
Младшая более переживательная
но это всё не про неё. Всё это про Вас - Ваши переживания и интерпретации школы, свои осознанные или нет, но переносы...
А как проходит школу старшая?
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Это все больше про Вас, а не про нее - проецируете свой опыт и чувства на ребенка, свою домашность, неуверенность и потерянность. И почему-то не верите в возможности ребенка успешно адаптироваться в школе. Возможно потому что и в свои возможности адаптироваться не очень-то верите?
консультация психолога
Ольга, добрый день! Это может быть болезненно, но вы должны честно себе признаться: ваши страхи о том, что вы беспокоитесь о комфорте ребёнка в школе или о том, что вы не хотите взрослеть/становиться старше/стареть. Если второе, то бессознательно вы не желаете взросления своему ребёнку, не желаете его развития, а хотите, чтоб он навсегда остался в нежном садиковском возрасте, где вам с ним было так хорошо. Для вас это прямой путь в терапию, так как в дальнейшем вы не сможете быть ребёнку проводником на его этапах развития.
Дополнение от автора
Старшая хорошо адпптировалась в школе, но она гимнастка, очень собранная и самостоятельная с маленьких лет. Я даже сама себе иногда признаюсь в том, что я мама маленьких детей. И не знаю, как иначе)
Дополнение от автора
Есть очень большая правда в том, что сама я не верю в свои возможности адпптироваться
психолог онлайн
цитата:
Вот. Может имеет смысл разобраться в этом? Что мешает Вам адаптироваться? Чего боитесь?
Но я всё же повторю вопрос:
цитата:
Боюсь, что ей будет сложно в школе, психологически.
На чём основан этот страх? Какие отношения у девочки в группе садика? Она ладит\не ладит со сверстниками? А если Вы гуляете где-то в парке - она легко входит в контакт с новыми детьми?
психолог онлайн
цитата:
С этим, Ольга, есть смысл на личную психотерапию к психологу.
Чтобы не навешивать свои проблемы на своих детей. Зачем им это?
Дополнение от автора
В садике отношения хорошие, с новыми людьми не старается даже искать контакт. Даже если предлагают дружить. Говорит, у меня подружки в садике. Но и конфликтов нет. И сама она иногда расстраивается, что в разные школы идут с девочками.
консультация психолога
Доброго дня.
На мой взгляд в вашем тексте читается сразу несколько "слоев" и контекстов. А именно:
- тема "дети взрослеют", она же "время идет"
- тревога за ребенка и страх перед новым укладом жизни, который принесет школа
- возможно, есть еще элемент из прошлого личного опыта (как прошел в вашем детстве этот период?)
- встреча с этой неизбежной переменой ранее прошла менее ярко и болезненно, потому что когда старшая дочь выросла, её место заняла младшая.
Это важно и серьезно. Было бы уместно и полезно, на мой взгляд, получить профессиональное сопровождение этих внутренних процессов. Вы молодец, что обращаетесь за советами :)
психолог онлайн
цитата:
с новыми людьми не старается даже искать контакт. Даже если предлагают дружить. Говорит, у меня подружки в садике.
Ваша дочь, скорей всего принадлежит к типу выраженных интровертов, которые всегда привязываются к старым и проверенным друзьям.
Но жизнь - всегда шире любых установок, и, более того, часто заставляет нас развиваться, даже если мы этого не желаем. Вот считайте, что сейчас и пришло время для такого волшебного пенделя для обоих - Вам и дочери. Чтобы выйти из зоны комфорта и начать развиваться, потому как развитие всегда связано с этим выходом. Зато в результате его дочь получит возможность экстравертироваться - хотя бы немного, для внутреннего равновесия. А Вы сможете проработать собственные страхи и тревоги, и наконец научитесь адаптироваться.
Дополнение от автора
Спасибо огромное за понимание и внимание, первый раз только на этом форуме поняла, что на амом деле моя проблема возникла не просто от того, что "дурная голова". Обязательно прислушаюсь ко всем советам и рассмотрю возможность работы со специалистом!
психолог онлайн
Ваши переживания вовсе не смешны. И хорошо, что вы обращаете на них внимание.
Я бы разделила ваши переживания на то, что касается вашего детского опыта. И рассмотрела бы еще, что есть в вашей жизни кроме материнства - какие отношения с мужем, как обстоят дела с работой, увлечениями, друзьями? Довольны ли тем, как складывается ваша жизнь в плане реализации своих желаний и стремлений.
В идеале бы поработать с психологом, чтобы переживания не становились все глубже и тяжелее, а вы могли спокойнее переживать взросление детей, их постепенную все меньшую потребность в вас. Тогда легче будет пережить потом сепарацию. И польза будет и для вас и для дочек