Системо-мыследеятельностный подход в психологическом консультировании
Среди основных психологических подходов к консультированию важное место сегодня занимает системо-мыследеятельностный подход (СМД). Он был создан Г.П. Щедровицким в 1979 году и в последние годы прочно вошел в арсенал средств работы практических психологов, социальных работников, менеджеров по управлению персоналом, политтехнологов и других профессионалов, работающих с людьми.
Системо-мыследеятельностный подход в социально-психологическом консультировании направлен на системную (правильную) организацию, как мышления клиента, так и его деятельности.
Основные идеи СМД-подхода в психологическом консультировании состоят в следующем:
- Нужно различать ситуацию взаимодействия с людьми и мысли об этой ситуации.
- Все сложности, у человека, возникают из-за того, что его мысли о ситуации не соответствуют его действиям в ситуации.
- Для того чтобы деятельность (жизнедеятельность) человека была эффективной его мышление должно быть организовано системно.
Для СМД-консультанта (психолога), клиент – это человек, проблемная ситуация которого стала результатом его не системного мышления (его цели не соответствуют его средствами, результату и т.д.) или не правильного мышления о своих действиях и деятельности.
В ситуации, когда жизнь перестает удовлетворять человека, когда возникают разрывы в деятельности, которые могут проявляться в виде профессиональных и семейных конфликтов, нарушении психосоматического состояния и т.д., основная его задача состоит в том, чтобы перестать действовать и начать обсуждать сложившуюся ситуацию.
Знайдіть свого психолога онлайн.
Одно из основных положений СМД-подхода утверждает, что мышление человека организовано в знаковой форме. Именно поэтому, очень часто, СМД-консультант в процессе психологической работы использует различные методы схематизации проблемы клиента.
Одним из таких методов является метод СМД-расстановок. Высокоэффективный, краткосрочный по применению метод, суть которого состоит в том, чтобы за счет схематизации проблемы клиента показать ему: другое виденье его ситуации; разрывы в схемах его мышления, которые стали результатом проблемной ситуации.
В процессе СМД-расстановок могут быть использованы как предметы, так и люди-заместители. Эффективность метода обеспечивается за счет входа клиента в каждую позицию на схеме его ситуации или получения обратной связи от заместителей. За счет этого он получает виденье своей ситуации с других позиций.
Основное предназначение схемы, в работе с клиентом, убрать или минимизировать его эмоционально-оценочное отношение к его проблемной ситуации. В результате, у клиента открывается возможность взглянуть на свою ситуацию по другому и наметить новые, ранее не заметные, пути решения.
Опубликовано 2018-07-19 в 23:55:01
Опубліковано на сайті 19-07-2018