У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Ассертивность vs агрессивность. Скрытые манипуляции

У Психолога » Маніпуляція людьми » Ассертивность vs агрессивность. Скрытые манипуляции

Ассертивность в нашей созависимой культуре приравнивают к агрессивности. Правда, чтобы вести себя ассертивно, нужно быть в контакте со своей агрессией (управлять ей). При этом ассертивность ни разу не предполагает нарушения чужих границ. Более того, антонимом ассертивности является манипулятивность, то есть, умышленное или неумышленное принуждение другого человека чувствовать или вести себя так, как угодно нам самим. И в этом смысле манипуляция, на мой вкус, – это намного более злой акт в адрес ближнего, чем ассертивность (от англ. assert – утверждать, отстаивать).

"10 прав человека, которые соответствуют ассертивному поведению" разработали в середине 20 века американские психологи Мануэль Смит и Эверетт Шостром, и в том или ином виде этот список гуляет в интернете.

Попробую расшифровать, почему и как неассертивное поведение – это манипуляция, призванная впихнуть в ближнего свои чувства страха, вины и стыда и тем самым отказаться от ответственности.

1. Я ИМЕЮ ПРАВО ОЦЕНИВАТЬ СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ, МЫСЛИ И ЭМОЦИИ И ОТВЕЧАТЬ ЗА ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудренный и авторитетный.

Почему манипуляция?

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

Потому что кому-то "более умудренному и авторитетному" не нужно столько власти, при попытке заставить его оценить меня другой чувствует смущение (стыд), а я тем самым от проживания стыда избавляюсь.

2. Я ИМЕЮ ПРАВО НЕ ИЗВИНЯТЬСЯ И НЕ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ
Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

Почему манипуляция?

Если я делаю что-то не очень хорошее в адрес ближнего и перманентно при этом извиняюсь, у ближнего не остается пространства разместить свою честную обратную связь. Человек извинился же! При этом тот, кому был причинен ущерб, остается со своим невыраженным гневом, приправленным виной (человек извинился же, следовательно, и злиться на него не ок). А я благополучно от проживания своей вины избавляюсь, ограждаю себя от честных обратных связей и от ответственности.
Или другой вариант: я в общем-то не причиняю никакого ущерба другому, но все равно извиняюсь и извиняюсь, объясняю и объясняю, почему не хочу идти на день рождения крестной. Другого это может как минимум утомить (разозлить), как максимум – он сам почувствует себя виноватым и испуганным. Другой вовсе не планировал тратить драгоценное время своей жизни на то, чтобы меня успокаивать и регулировать мое напряжение.

3. Я ИМЕЮ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБДУМАТЬ, ОТВЕЧАЮ ЛИ Я ВООБЩЕ ИЛИ ДО КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ЗА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.

Почему манипуляция?

читайте також:

Эгоизм - два взгляда. Недавно размышлял на тему эгоизма. Вспомнил как давным давно считал эгоистичный людей какими-то неадекватными. Сейчас я отношусь с уважением к людям знающим чего он и хотят и умеющим удовлетворять СВОИ потребности и желания. Но порой, не смотря на эт

Потребность спасать других Потребность Спасать других говорит о том, что спасать нужно себя. Спасатель помогает, когда его даже не просят. Он как будто включается и просто не может не спасать. Ему никто не помогал, и вырос он или она на словах справляйся сам сама

запитати психолога онлайн

Если я жертвую своим достоинством, я возбуждаю в другом страх. Потому что такая жертва непременно потребует компенсации. И тогда мой страх будет переживать кто-то другой, но не я.
Как это выглядит на практике? Другой мне говорит: извини, но наши совместные планы сегодня не реализуются, так как у меня появилось много других задач. Я отвечаю в том или ином виде: ну что ж, твои задачи, конечно, важнее наших совместных планов. Другой при этом остается с ощущением и вины, и страха наказания, ведь у него не остается пространства эту вину загладить.

4. Я ИМЕЮ ПРАВО ИЗМЕНИТЬ СВОЁ МНЕНИЕ
Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

Почему манипуляция?

Если я чувствую себя некомпетентным в связи с тем, что меняю свое мнение, это значит, что я испытываю стыд. И когда другому не удается переубедить меня, стыд и ощущение некомпетентности будет испытывать он, а не я.

5. Я ИМЕЮ ПРАВО ОШИБАТЬСЯ И ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ОШИБКИ
Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

Почему манипуляция?

Если я чувствую вину после совершенной ошибки, и транслирую эту вину другому в форме извинений, то другому ничего не остается, кроме как почувствовать смущение-стыд (ему не нужно столько власти) или вину, как будто это он плохо меня проконтролировал. А я в свою очередь от проживания стыда и вины избавляюсь.

6. Я ИМЕЮ ПРАВО СКАЗАТЬ: "Я НЕ ЗНАЮ"
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

Почему манипуляция?

Если я все знаю и могу ответить на любой вопрос, то другой, несовершенный обычный человек, будет чувствовать стыд и вину, так как он так не умеет. А я от проживания стыда и вины избавляюсь.

7. Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ ОТ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ОСТАЛЬНЫХ И ОТ ИХ ХОРОШЕГО ОТНОШЕНИЯ КО МНЕ
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

Почему манипуляция?

Если я зависим от доброжелательности другого, то я буду принуждать к этой доброжелательности всеми известными мне способами. В то время как у другого в отношении меня совершенно другие планы (часто я вообще не вхожу в его планы). И тогда в ответ на мою претензию в недоброжелательности (а она неизбежно возникнет), другой почувствует страх и вину. А я от проживания своего страха и вины благополучно избавляюсь.

8. Я ИМЕЮ ПРАВО ПРИНИМАТЬ НЕЛОГИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.

Почему манипуляция?

Если я стыжусь своих нелогичных решений, я буду требовать от другого их признания и одобрения. Другому, конечно, совершенно не нужно столько власти надо мной, в ответ на такое мое предъявление он будет чувствовать смущение. А я от проживания стыда избавляюсь.

9. Я ИМЕЮ ПРАВО СКАЗАТЬ: "Я ТЕБЯ НЕ ПОНИМАЮ"
Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен "читать их мысли". В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.

Почему манипуляция?

Если я, исходя из страха потерять расположение другого, лезу из кожи вон, пытаясь всегда его понять и посочувствовать, другой может почувствовать страх и недоверие. Страх – потому что я, всегда всех понимающий, становлюсь какой-то совсем большой и недосягаемой фигурой. Со мной невозможно вступить в контакт. И тогда я, по сути, пугаю. И тем самым от проживания собственного страха избавляюсь.

10. Я ИМЕЮ ПРАВО СКАЗАТЬ: "МЕНЯ ЭТО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ"
Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.

Почему манипуляция?

Если я поддерживаю неинтересный мне разговор, я испытываю злость и страх. Злость – потому что неинтересно, но я вынужден терпеть, и страх – потому что я боюсь эту злость предъявить и тем самым потерять расположение другого. И тогда я буду вести себя пассивно-агрессивно, то есть, во время обсуждения интересной для другого темы смотреть на часы, в телефон, уходить из комнаты за чаем-кофе, "технично" менять тему разговора, не считаясь с эмоциональным зарядом другого. И тогда другой будет испытывать злость, а я от проживания своей злости избавляюсь. Другой также может испытывать страх, потому что чужая злость пугает. Ну а я от проживания страха избавляюсь.

Так и живем.

Страх, стыд и вину должен испытывать кто угодно вокруг, только не я. А я при этом считаю себя просто нормальным, культурным и (что меня часто больше всего впечатляет) эмпатичным человеком.

У Психолога » Маніпуляція людьми » Ассертивность vs агрессивность. Скрытые манипуляции
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 2 з 2 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія manipuliatsii Как влюбить в себя любого. Психология отношений.

Существует интересный психологический метод, позволяющий «влюбить в себя человека», называется «мексиканский душ». Схема работает практически всегда, если ее правильно применять, но более эффективен подход по отношению к невротикам.

психологія manipuliatsii Потребность спасать других

Потребность Спасать других говорит о том, что спасать нужно себя. Спасатель помогает, когда его даже не просят. Он как будто включается и просто не может не спасать. Ему никто не помогал, и вырос он или она на словах справляйся сам сама

Усі публікації розділу Маніпуляція людьми ᐉ

 
Обговорення "Ассертивность vs агрессивность. Скрытые манипуляции"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr