Дети и военные страхи

разговор с детьми о войне

К сожалению, война – не лучший повод для статьи, но жизнь диктует темы. 

Что необходимо помнить родителям в период обострения военной паники, ради психического и физического здоровья детей?

Эта статья не о поведении во время военных действий. Эта статья о поведении во время страха войны, ее ожидания. Поскольку это не менее разрушительно для психики, как взрослого, так и ребенка. Страх подъедает медленно и порой не заметно. Коварность ожидания плохого в том, что дети не способны представить последствия так, как взрослые. Они привносят доступные им фантазии и потому переживают информационный страх в более острой форме. 

Общий постулат о том, чем страшен страх. Гормональный фон, вызываемый страхом разрушителен. Особенно если длиться долго и никак не «отрабатывается» телом и остальными механизмами защиты. Подавляется до минимума иммунитет; разрушается оболочка нейронов, что ухудшает способности мыслить, зрение, слух; ослабляется противовоспалительный фактор, нарушается обменный процесс. При более долгом состоянии начинают «сбоить» органы. 

Для детей страх опасен и тем, что формирует отношение к жизни и модели поведения, которые останутся на всю жизнь. Паника пройдет, а формирование характера уже направлено по ложной траектории. У деток слабых, впечатлительных «не переваренная» паника может дать старт психическому расстройству.

Потому для родителей деток всех возрастных категорий обязателен запрет в присутствии детей на просмотр новостей, на стенания в стиле «щож будет когда начнут бомбить» и «срочно надо все запасать атосголодуподохнем» и подобное. Вы, как взрослый, послушав разные мнения, успокоитесь, а ребенок останется с испугом, который Вы ему внушили и который начнет потихоньку свое черное дело.

читайте также:

Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты Что делать, если ребенок ночью видит монстров, если ребенок плохо спит из-за страхов? Как помочь ребенку справиться со страхом темноты?

Игры во дворе: весело и полезно. Часть 1. Одним из факторов нарушения коммуникации, по моему мнению - исчезновение детских дворовых игр.

Дети – это не уменьшенные версии взрослых. Их психика построена совершенно другим образом. Причем каждая возрастная категории диктует свои особенности в поведении родителя. А именно:

• Новорожденные и детки до 3-х лет впитывают состояние взрослых на уровне инстинкта. Им ничего не нужно объяснять и рассказывать. Они настраиваются на ваши жизненные показатели как суперсканеры: тембр голоса, суетливость движений, артериальное давление, сужение-расширение зрачков. Вот то, что прекрасно улавливают малыши и подстраивают свои показатели. С маленькими детками единственно возможный способ защиты – Ваше состояние: уверенное и спокойное. Для этого конечно нужно поработать над собой. Поразмышлять над тем, что страшит, подготовиться к этому и предпринять ряд мер, которые Вам вернут спокойствие и уверенность в себе. Детки подтянуться в спокойное состояние автоматически. Контролируйте окружение: запрет на все новостные носители, к которым, кстати, относятся и охающие соседки с бабушками, и друзья мужа с пивком на кухне. Не позволяйте себе контактировать с ребенком, если Вы в состоянии паники, ужаса, злости. Вначале отдышитесь и поулыбайтесь. Когда улыбка вызовет ощущение внутренней улыбки - начинайте общаться с ребенком. Именно в этом возрасте закладывается база на всю жизнь. Будет ли это здоровый человек, невротик, пограничная личность или психотик – зависит ТОЛЬКО от Вас. 

• Детки 3-7 лет - уже другие детки. Воображение начинает буйно развиваться. Ребенок присматривается к всевозможным ролям взрослых и пытается изображать их. Сверстники имеют влияние, потому Вам сложно будет удержать ребенка в вашей семейной концепции. Детки будут «нахватываться» чужих мнений, взглядов, ролей. В том числе и роли паникеров будут тоже им интересны. Потому не стоит лететь к психиатру, если ваш ребенок пришел из садика в слезах и причитает о возможной атаке с моря. Скорее всего, он подражает воспитательнице. Игровая форма – лучший (вернее единственный) способ достучаться до деток этого возраста. Привлечь его к нужной роли: супергероя, например. Просто будьте внимательны к состоянию ребенка и не жалейте время на выравнивание его восприятия происходящего.

• Ребенок 7-12 лет уже имеет развитое мышление, будет пытаться анализировать происходящее. Повышается функция речи, как многогранного образования, связующего внутренне и внешнее. Потому важно много говорить, проясняя происходящее и давая позитивную опору. Заставляя рассказывать и высказываться. О правде и лжи, о плохом и хорошем. О силе и слабости. Иметь всегда позитивные примеры.

• Подростки 12-16 лет наиболее уязвимы с точки зрения психо-гормонального статуса. Однако радует, что в данный момент их мало заботит происходящее. Они целиком в выстраивании отношений со сверстниками и поиска своего места и роли в этой среде. Авторитеты, в том числе и родительские, – долой. Тот период, когда все будет держаться на ранее построенном воспитании, отношениях. Просто контролируем происходящее и не даем «свернуть» в ненужном направлении. Напоминайте о готовности помочь и своей любви. Глубоко дышим. 

• Подростки от 16 и до 18-20, несмотря на размеры одежды и обуви - все еще дети. Не возлагайте больших надежд на их самостоятельность. Они могут легко потеряться в объеме информации. Они активно ищут свой путь в жизни и потому могут легко поддаться сиюминутным призывам, идеям. Самый благоприятный момент свернуть «не туда». Но они уже готовы говорить с вами и слушать вас. Они способны анализировать. Но полной ответственности за свое состояние пока нести не могут. Как бы они не демонстрировали свою независимость, они нуждаются в вас. Говорите о происходящем. Ищите вместе решения. Помогайте им осознавать их поступки. Помните, что окончательное созревание ассоциативных связей мозга, которые собственно и соединяют воедино все мыслящее существо, происходит к 25 годам.

Что же общего для всех детей, да и взрослых в преодолении стресса от страха войны?

Стресс-лимитирующие системы. Это те крупные "узлы", от которых зависит работоспособность психического иммунитета. Многие из них у детей только развиваются, потому ребенку побороть стресс может быть сложнее и нужны дополнительные мероприятия.

То, на что мы можем повлиять:

  • Нейрофизиологический уровень. Сон с соблюдением циркадных ритмов (ложиться не позднее 22.00, спать при полной темноте, прекращать просмотры гаджетов за час до отхода ко сну.) Регулирование режима труд-отдых. 
  • Поведенческий уровень. Очень важны механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы). В отличие от взрослых, которые совладают со стрессом через разрешение проблем (здоровые механизмы), деткам лучше применять способы, которые влияют на эмоции: это дистанцирование от проблем, поднятие настроения через смешные фильмы, книжки, встречи с друзьями. Преподнесение ситуации в юмористическом ключе. Но не забывайте, дети смотрят, как Вы разрешаете проблему и относитесь к ней. Это их будущая модель поведения.
  • Биохимический уровень. Главный упор на блокирование кортизола и усиленную выработку эндорфинов. В этом помогут: 

    - Питание: сбалансированное, нетоксичное. Особенно ценны все носители витамина С и особенно клубника, виноград, апельсины; важны бананы, перец острый, шоколад, антиоксиданты, ненасыщенные жирные кислоты (Омега-3).

    - Упражнения для выработки эндорфинов: любой тип физической активности, которая заставляет потеть. Ребенку лучше выбирать то, что доставляет удовольствие, связано с музыкой, ритмикой. 

    - Солнечный свет: естественный солнечный свет значительно повышает уровень эндорфинов. При невозможности - принимать витамин D.

Если же вы замечаете признаки стрессового состояния ребенка  необходимо принимать меры вплоть до обращения за специализированной помощью.

Берегите себя и деток!

У Психолога » Родители и дети » Дети и военные страхи
психолог

  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Что мне должен ребенок?

С чего вы взяли, что если малыш попросил, то вы обязаны это непременно сделать? Вы спокойно могли отказать. Но не сделали этого. Для чего вы НЕ ОТКАЗЫВАЕТЕ? Наверняка, чтобы быть в своих глазах ХОРОШИМ родителем или бабушкой.

статья по психологии roditeli-deti Раннее развитие ребенка: подробнее о том, что это такое?

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, также объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это?

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Дети и военные страхи"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr