У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Дети и военные страхи

разговор с детьми о войне
У Психолога » Батьки й діти » Дети и военные страхи

К сожалению, война – не лучший повод для статьи, но жизнь диктует темы. 

Что необходимо помнить родителям в период обострения военной паники, ради психического и физического здоровья детей?

Эта статья не о поведении во время военных действий. Эта статья о поведении во время страха войны, ее ожидания. Поскольку это не менее разрушительно для психики, как взрослого, так и ребенка. Страх подъедает медленно и порой не заметно. Коварность ожидания плохого в том, что дети не способны представить последствия так, как взрослые. Они привносят доступные им фантазии и потому переживают информационный страх в более острой форме. 

Общий постулат о том, чем страшен страх. Гормональный фон, вызываемый страхом разрушителен. Особенно если длиться долго и никак не «отрабатывается» телом и остальными механизмами защиты. Подавляется до минимума иммунитет; разрушается оболочка нейронов, что ухудшает способности мыслить, зрение, слух; ослабляется противовоспалительный фактор, нарушается обменный процесс. При более долгом состоянии начинают «сбоить» органы. 

Для детей страх опасен и тем, что формирует отношение к жизни и модели поведения, которые останутся на всю жизнь. Паника пройдет, а формирование характера уже направлено по ложной траектории. У деток слабых, впечатлительных «не переваренная» паника может дать старт психическому расстройству.

Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.

Потому для родителей деток всех возрастных категорий обязателен запрет в присутствии детей на просмотр новостей, на стенания в стиле «щож будет когда начнут бомбить» и «срочно надо все запасать атосголодуподохнем» и подобное. Вы, как взрослый, послушав разные мнения, успокоитесь, а ребенок останется с испугом, который Вы ему внушили и который начнет потихоньку свое черное дело.

Дети – это не уменьшенные версии взрослых. Их психика построена совершенно другим образом. Причем каждая возрастная категории диктует свои особенности в поведении родителя. А именно:

• Новорожденные и детки до 3-х лет впитывают состояние взрослых на уровне инстинкта. Им ничего не нужно объяснять и рассказывать. Они настраиваются на ваши жизненные показатели как суперсканеры: тембр голоса, суетливость движений, артериальное давление, сужение-расширение зрачков. Вот то, что прекрасно улавливают малыши и подстраивают свои показатели. С маленькими детками единственно возможный способ защиты – Ваше состояние: уверенное и спокойное. Для этого конечно нужно поработать над собой. Поразмышлять над тем, что страшит, подготовиться к этому и предпринять ряд мер, которые Вам вернут спокойствие и уверенность в себе. Детки подтянуться в спокойное состояние автоматически. Контролируйте окружение: запрет на все новостные носители, к которым, кстати, относятся и охающие соседки с бабушками, и друзья мужа с пивком на кухне. Не позволяйте себе контактировать с ребенком, если Вы в состоянии паники, ужаса, злости. Вначале отдышитесь и поулыбайтесь. Когда улыбка вызовет ощущение внутренней улыбки - начинайте общаться с ребенком. Именно в этом возрасте закладывается база на всю жизнь. Будет ли это здоровый человек, невротик, пограничная личность или психотик – зависит ТОЛЬКО от Вас. 

• Детки 3-7 лет - уже другие детки. Воображение начинает буйно развиваться. Ребенок присматривается к всевозможным ролям взрослых и пытается изображать их. Сверстники имеют влияние, потому Вам сложно будет удержать ребенка в вашей семейной концепции. Детки будут «нахватываться» чужих мнений, взглядов, ролей. В том числе и роли паникеров будут тоже им интересны. Потому не стоит лететь к психиатру, если ваш ребенок пришел из садика в слезах и причитает о возможной атаке с моря. Скорее всего, он подражает воспитательнице. Игровая форма – лучший (вернее единственный) способ достучаться до деток этого возраста. Привлечь его к нужной роли: супергероя, например. Просто будьте внимательны к состоянию ребенка и не жалейте время на выравнивание его восприятия происходящего.

• Ребенок 7-12 лет уже имеет развитое мышление, будет пытаться анализировать происходящее. Повышается функция речи, как многогранного образования, связующего внутренне и внешнее. Потому важно много говорить, проясняя происходящее и давая позитивную опору. Заставляя рассказывать и высказываться. О правде и лжи, о плохом и хорошем. О силе и слабости. Иметь всегда позитивные примеры.

• Подростки 12-16 лет наиболее уязвимы с точки зрения психо-гормонального статуса. Однако радует, что в данный момент их мало заботит происходящее. Они целиком в выстраивании отношений со сверстниками и поиска своего места и роли в этой среде. Авторитеты, в том числе и родительские, – долой. Тот период, когда все будет держаться на ранее построенном воспитании, отношениях. Просто контролируем происходящее и не даем «свернуть» в ненужном направлении. Напоминайте о готовности помочь и своей любви. Глубоко дышим. 

читайте також:

Что мне должен ребенок? С чего вы взяли, что если малыш попросил, то вы обязаны это непременно сделать? Вы спокойно могли отказать. Но не сделали этого. Для чего вы НЕ ОТКАЗЫВАЕТЕ? Наверняка, чтобы быть в своих глазах ХОРОШИМ родителем или бабушкой.

Мне кажется, я теряю сына..! Ребенок верит, что если бы он был более послушным, более способным, не баловался, радовал… то «папа бы не ушел», «родители бы не ссорились», «мы были бы вместе»…

запитати психолога онлайн

• Подростки от 16 и до 18-20, несмотря на размеры одежды и обуви - все еще дети. Не возлагайте больших надежд на их самостоятельность. Они могут легко потеряться в объеме информации. Они активно ищут свой путь в жизни и потому могут легко поддаться сиюминутным призывам, идеям. Самый благоприятный момент свернуть «не туда». Но они уже готовы говорить с вами и слушать вас. Они способны анализировать. Но полной ответственности за свое состояние пока нести не могут. Как бы они не демонстрировали свою независимость, они нуждаются в вас. Говорите о происходящем. Ищите вместе решения. Помогайте им осознавать их поступки. Помните, что окончательное созревание ассоциативных связей мозга, которые собственно и соединяют воедино все мыслящее существо, происходит к 25 годам.

Что же общего для всех детей, да и взрослых в преодолении стресса от страха войны?

Стресс-лимитирующие системы. Это те крупные "узлы", от которых зависит работоспособность психического иммунитета. Многие из них у детей только развиваются, потому ребенку побороть стресс может быть сложнее и нужны дополнительные мероприятия.

То, на что мы можем повлиять:

  • Нейрофизиологический уровень. Сон с соблюдением циркадных ритмов (ложиться не позднее 22.00, спать при полной темноте, прекращать просмотры гаджетов за час до отхода ко сну.) Регулирование режима труд-отдых. 
  • Поведенческий уровень. Очень важны механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы). В отличие от взрослых, которые совладают со стрессом через разрешение проблем (здоровые механизмы), деткам лучше применять способы, которые влияют на эмоции: это дистанцирование от проблем, поднятие настроения через смешные фильмы, книжки, встречи с друзьями. Преподнесение ситуации в юмористическом ключе. Но не забывайте, дети смотрят, как Вы разрешаете проблему и относитесь к ней. Это их будущая модель поведения.
  • Биохимический уровень. Главный упор на блокирование кортизола и усиленную выработку эндорфинов. В этом помогут: 

    - Питание: сбалансированное, нетоксичное. Особенно ценны все носители витамина С и особенно клубника, виноград, апельсины; важны бананы, перец острый, шоколад, антиоксиданты, ненасыщенные жирные кислоты (Омега-3).

    - Упражнения для выработки эндорфинов: любой тип физической активности, которая заставляет потеть. Ребенку лучше выбирать то, что доставляет удовольствие, связано с музыкой, ритмикой. 

    - Солнечный свет: естественный солнечный свет значительно повышает уровень эндорфинов. При невозможности - принимать витамин D.

Если же вы замечаете признаки стрессового состояния ребенка  необходимо принимать меры вплоть до обращения за специализированной помощью.

Берегите себя и деток!

У Психолога » Батьки й діти » Дети и военные страхи
психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія roditeli-deti Родители-дети и дети-родители?

Психологический возраст. «Взрослые дети», не торопитесь обзаводиться своими чадами.

психологія roditeli-deti Ребенок под присмотром няни

Няня, это хорошо или плохо? Няня, это член семьи или наёмный работник? Кто она? Стоит ли искать самим или обратиться в агентство?

Усі публікації розділу Батьки й діти ᐉ

 
Обговорення "Дети и военные страхи"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr