Дети и военные страхи

К сожалению, война – не лучший повод для статьи, но жизнь диктует темы.
Что необходимо помнить родителям в период обострения военной паники, ради психического и физического здоровья детей?
Эта статья не о поведении во время военных действий. Эта статья о поведении во время страха войны, ее ожидания. Поскольку это не менее разрушительно для психики, как взрослого, так и ребенка. Страх подъедает медленно и порой не заметно. Коварность ожидания плохого в том, что дети не способны представить последствия так, как взрослые. Они привносят доступные им фантазии и потому переживают информационный страх в более острой форме.
Общий постулат о том, чем страшен страх. Гормональный фон, вызываемый страхом разрушителен. Особенно если длиться долго и никак не «отрабатывается» телом и остальными механизмами защиты. Подавляется до минимума иммунитет; разрушается оболочка нейронов, что ухудшает способности мыслить, зрение, слух; ослабляется противовоспалительный фактор, нарушается обменный процесс. При более долгом состоянии начинают «сбоить» органы.
Для детей страх опасен и тем, что формирует отношение к жизни и модели поведения, которые останутся на всю жизнь. Паника пройдет, а формирование характера уже направлено по ложной траектории. У деток слабых, впечатлительных «не переваренная» паника может дать старт психическому расстройству.
Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.
Потому для родителей деток всех возрастных категорий обязателен запрет в присутствии детей на просмотр новостей, на стенания в стиле «щож будет когда начнут бомбить» и «срочно надо все запасать атосголодуподохнем» и подобное. Вы, как взрослый, послушав разные мнения, успокоитесь, а ребенок останется с испугом, который Вы ему внушили и который начнет потихоньку свое черное дело.
Дети – это не уменьшенные версии взрослых. Их психика построена совершенно другим образом. Причем каждая возрастная категории диктует свои особенности в поведении родителя. А именно:
• Новорожденные и детки до 3-х лет впитывают состояние взрослых на уровне инстинкта. Им ничего не нужно объяснять и рассказывать. Они настраиваются на ваши жизненные показатели как суперсканеры: тембр голоса, суетливость движений, артериальное давление, сужение-расширение зрачков. Вот то, что прекрасно улавливают малыши и подстраивают свои показатели. С маленькими детками единственно возможный способ защиты – Ваше состояние: уверенное и спокойное. Для этого конечно нужно поработать над собой. Поразмышлять над тем, что страшит, подготовиться к этому и предпринять ряд мер, которые Вам вернут спокойствие и уверенность в себе. Детки подтянуться в спокойное состояние автоматически. Контролируйте окружение: запрет на все новостные носители, к которым, кстати, относятся и охающие соседки с бабушками, и друзья мужа с пивком на кухне. Не позволяйте себе контактировать с ребенком, если Вы в состоянии паники, ужаса, злости. Вначале отдышитесь и поулыбайтесь. Когда улыбка вызовет ощущение внутренней улыбки - начинайте общаться с ребенком. Именно в этом возрасте закладывается база на всю жизнь. Будет ли это здоровый человек, невротик, пограничная личность или психотик – зависит ТОЛЬКО от Вас.
• Детки 3-7 лет - уже другие детки. Воображение начинает буйно развиваться. Ребенок присматривается к всевозможным ролям взрослых и пытается изображать их. Сверстники имеют влияние, потому Вам сложно будет удержать ребенка в вашей семейной концепции. Детки будут «нахватываться» чужих мнений, взглядов, ролей. В том числе и роли паникеров будут тоже им интересны. Потому не стоит лететь к психиатру, если ваш ребенок пришел из садика в слезах и причитает о возможной атаке с моря. Скорее всего, он подражает воспитательнице. Игровая форма – лучший (вернее единственный) способ достучаться до деток этого возраста. Привлечь его к нужной роли: супергероя, например. Просто будьте внимательны к состоянию ребенка и не жалейте время на выравнивание его восприятия происходящего.
• Ребенок 7-12 лет уже имеет развитое мышление, будет пытаться анализировать происходящее. Повышается функция речи, как многогранного образования, связующего внутренне и внешнее. Потому важно много говорить, проясняя происходящее и давая позитивную опору. Заставляя рассказывать и высказываться. О правде и лжи, о плохом и хорошем. О силе и слабости. Иметь всегда позитивные примеры.
• Подростки 12-16 лет наиболее уязвимы с точки зрения психо-гормонального статуса. Однако радует, что в данный момент их мало заботит происходящее. Они целиком в выстраивании отношений со сверстниками и поиска своего места и роли в этой среде. Авторитеты, в том числе и родительские, – долой. Тот период, когда все будет держаться на ранее построенном воспитании, отношениях. Просто контролируем происходящее и не даем «свернуть» в ненужном направлении. Напоминайте о готовности помочь и своей любви. Глубоко дышим.
Отпустить не значит бросить Не раз в жизни приходится отпускать - детей, родителей, друзей или любимых. Это сложный, порой болезненный процесс для каждого из нас. Ведь этому не учат в школах, институтах, но самое главное, этому не учат в детстве. Отпуская, мучаем
Развод: между травмой и надеждой Расставание – это не только судьба детей, родители которых разводятся. Расставание определяет ход развития каждого человека...
запитати психолога онлайн• Подростки от 16 и до 18-20, несмотря на размеры одежды и обуви - все еще дети. Не возлагайте больших надежд на их самостоятельность. Они могут легко потеряться в объеме информации. Они активно ищут свой путь в жизни и потому могут легко поддаться сиюминутным призывам, идеям. Самый благоприятный момент свернуть «не туда». Но они уже готовы говорить с вами и слушать вас. Они способны анализировать. Но полной ответственности за свое состояние пока нести не могут. Как бы они не демонстрировали свою независимость, они нуждаются в вас. Говорите о происходящем. Ищите вместе решения. Помогайте им осознавать их поступки. Помните, что окончательное созревание ассоциативных связей мозга, которые собственно и соединяют воедино все мыслящее существо, происходит к 25 годам.
Что же общего для всех детей, да и взрослых в преодолении стресса от страха войны?
Стресс-лимитирующие системы. Это те крупные "узлы", от которых зависит работоспособность психического иммунитета. Многие из них у детей только развиваются, потому ребенку побороть стресс может быть сложнее и нужны дополнительные мероприятия.
То, на что мы можем повлиять:
- Нейрофизиологический уровень. Сон с соблюдением циркадных ритмов (ложиться не позднее 22.00, спать при полной темноте, прекращать просмотры гаджетов за час до отхода ко сну.) Регулирование режима труд-отдых.
- Поведенческий уровень. Очень важны механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы). В отличие от взрослых, которые совладают со стрессом через разрешение проблем (здоровые механизмы), деткам лучше применять способы, которые влияют на эмоции: это дистанцирование от проблем, поднятие настроения через смешные фильмы, книжки, встречи с друзьями. Преподнесение ситуации в юмористическом ключе. Но не забывайте, дети смотрят, как Вы разрешаете проблему и относитесь к ней. Это их будущая модель поведения.
- Биохимический уровень. Главный упор на блокирование кортизола и усиленную выработку эндорфинов. В этом помогут:
- Питание: сбалансированное, нетоксичное. Особенно ценны все носители витамина С и особенно клубника, виноград, апельсины; важны бананы, перец острый, шоколад, антиоксиданты, ненасыщенные жирные кислоты (Омега-3).
- Упражнения для выработки эндорфинов: любой тип физической активности, которая заставляет потеть. Ребенку лучше выбирать то, что доставляет удовольствие, связано с музыкой, ритмикой.
- Солнечный свет: естественный солнечный свет значительно повышает уровень эндорфинов. При невозможности - принимать витамин D.
Если же вы замечаете признаки стрессового состояния ребенка необходимо принимать меры вплоть до обращения за специализированной помощью.
Берегите себя и деток!
Опубликовано 2018-11-28 в 13:32:05
Опубліковано на сайті 28-11-2018