У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Гиперактивный ребенок. Часть 1.

У Психолога » Батьки й діти » Гиперактивный ребенок. Часть 1.

Гиперактивный ребенок Устрашающее название СДВГ звучит среди современных мамочек достаточно часто. В интернет - ресурсах можно найти достаточно много информации для самостоятельной постановки диагноза своему чаду. Давайте разберемся, что же это такое? Чем оно страшно и чем оно грозит? Что с этим делать и что с этим могут делать специалисты?

Понятие СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Также можно встретить такие названия как синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром или даже гипердинамический синдром. Все эти названия достаточно сложны и в равной мере не однозначны.

Для удобства, давайте рассмотрим некий портрет ребенка с таким синдромом. Может это вовсе и не о Вашем ребенке.

Портрет ребенка

Такого ребенка называют «непоседой», «неугомонным», «вечным двигателем», «живчиком». Такой ребенок, встав на ножки, сразу побежал и с тех пор он торопится везде и всегда. Он очень активный, особенно у него непослушны руки: они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. Про ноги такого ребенка можно сказать, что они не устают никогда. Они весь день где-то носятся, кого-то догоняют, скачут, перепрыгивают. Такой ребенок старается все время увидеть больше, он часто вертит головой и находится в движении. Такому ребенку трудно сосредоточится и он редко улавливает суть, удовлетворяя, зачастую, лишь сиюминутное любопытство. Координация движений у такого ребенка нарушена, он неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, ударяется, часто падает. У такого ребенка инстинкта самосохранения как будто вовсе нет. Он весь в царапинах и синяках, выводов он увы не делает и это повторяется снова и снова. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такому ребенку свойственна импульсивность с частой сменой настроения: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, где баловство и проказы. Ему тяжело дается усваивать новые навыки, плохо понимает многие задания, тяжело обучатся. Самооценка чаще всего занижена. Он не умеет расслабляться и успокаиваться. Тишина наступает только во время его сна. Днем спят редко, только ночью и то беспокойно. В общественных местах такого ребенка видно сразу. Он кричит, стучит ножками, валяется по полу, все трогает, везде старается залезть, что-то схватить, на родителей не реагирует. Родителям совсем не просто с самого рождения малыша. Им приходится самостоятельно справляться со своим стыдом и виной по отношению к своему чаду. И, как правило, только когда трудности переходят все границы они могут обращаться за помощью.

Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.

Причины

Существуют несколько вариантов классификации причин приводящих к СДВГ у ребенка. Предлагаю рассмотреть одну из концепций причинно-следственной связи в развитии данной симптоматики.

  •  Нейрофизиологическая  - нарушение формирования функциональных взаимосвязей между внутренними структурами мозга. А именно , срединными структурами и различными областями коры. Импульсы, которые генерируются в различных отделах головного мозга плохо взаимодействуют друг с другом, что приводит к расторможенности, утомляемости ребенка.
  •  Биохимическая  - доказано влияние таких медиаторов и гормонов, как адреналин, норадреналин, дофамин. Эти вещества называются катехоламинами, а их обмен в организме – катехоламиновый. Данная функция, вероятнее всего, еще плохо сформирована у молодого организма. Биохимическая причина подтверждается эффективностью лечения некоторыми психостимуляторами, которые воздействуют на этот обмен.
  • Нейропсихологическая – недоразвитие и/или отклонение в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память.
  • Генетическая - 10-15% детей имеют наследственную предрасположенность к данному заболеванию. С развитием молекулярной генетики были обнаружены нарушения нескольких генов, которые связаны с симптомами СДВГ.

Кроме этого, причины гиперактивности ребенка можно рассматривать с таких двух позиций:

  • Биологические - органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы
  • Социально - психологические - микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания

В основе синдрома гиперактивности в первую очередь лежат функциональная незрелость  или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации. Именно она обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания.

Для более точной постановки диагноза, этот синдром занесен в диагностическое руководство по психическим расстройствам DSM-IV. Так мы можем просмотреть критерии, на основании которых врач может установить этот диагноз.

читайте також:

Как хвалить ребенка? Сейчас, под влиянием американской модели воспитания, многие молодые родители активно хвалят своих детей. Возможно, пытаются компенсировать свой недостаток похвалы в детстве. А возможно – беспокоятся за будущую самооценку своего чада. В любом случае мнение, что похвала – панацея от всего – ошибочное. Ведь

Страх чи розуміння: чи можна лякати дитину? Знайома всім картинка: дитина кричить, бешкетує і скандалить, і доведена до краю цим неподобством мати видає щось на кшталт: «А ось зараз як прийде міліціонер / Баба Яга / Бабайка, так як забере тебе - ось будеш знати!!!!» А що ж відбува

запитати психолога онлайн

Измерения

Признаки

  1. Нарушения внимания

    1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

    2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

    3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

    4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

    5. Слушает, но кажется, что не слышит.

    6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

    7. Плохо организован.

    8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

    9. Забывчив.

  2. Гиперактивность/импульсивность

    Гиперактивность:

    1. Ребёнок суетлив.

    2. Неспособен усидеть на одном месте.

    3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте).

    4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

    5. Всегда нацелен на движение, ведёт себя как «perpetuum mobile».

    6. Болтлив.

    Импульсивность:

    7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

    8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

    9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

Диагностировать такой синдром зачастую не очень просто. Диагностику проводят в двух направлениях: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность.

Для постановки такого диагноза необходимо присутствие 6-ти из 9-ти критериев как в нарушении внимания так и гиперактивности.

При преобладании одного из симптомов в диагнозе он указывается. Например: «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». Также встречается и «сочетанная форма СДВГ».

Из очень важных диагностических критериев симптомов:

  •   симптомы расстройства должны появляться до 8 лет;
  •   наблюдаться не менее 6-ти месяцев в 2-х сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);
  •   не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении, каких-либо нервно-психических расстройств;
  •   должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Последний критерий крайне важен. Это не просто активный, неугомонный, изматывающий родителей ребенок, это в первую очередь заболевание, которое приводит к сильному психологическому дискомфорту ребенка и его близких. Это расстройство не периодически, и не только дома или на улице на площадке, не по пути домой из магазина или у любимой тети в гостях.  Такому ребенку очень сложно адаптироваться, приспособиться к социальной жизни, ему необходима помощь как специалистов так и родственников.

Для диагностики врач психиатрического профиля, медицинский психолог, клинический психолог используют ряд психологических методик, а также нейропсихологичеких методик, наблюдение, диалог. Немаловажную роль в развитии данной симптоматики играют родители и близкое окружение ребенка.  Специалист наблюдает такого пациента обязательно в динамике. Невозможно установить диагноз СДВГ за одну консультацию.  

В связи с тем, что у детей с СДВГ есть двигательная расторможенность, которая проявляется во всех видах движения тела, а также глаз, рекомендовано обязательное неврологическое обследование, при необходимости даже дополнительные методы: ЭЭГ, КТ и др.

Синдром гиперактивности у ребенка ставить сложно. Такие проявления имеют большую схожесть с ряжом других состояний и заболеваний. В первую очередь , важно разграничить СДВГ и нормальную, свойственную многим детям высокую двигательную активность. Эти симптомы могут быть индивидуальными особенностями черт темперамента Вашего ребенка. Не стоит забывать, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития и могут быть попросту еще незрелы.

Существуют и другие случаи особенного поведения ребенка. Это может быть реакция на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к ребёнку, педагогическую запущенность, иногда гиперопеку.

Причиной также могут быть нарушения адаптации к школе, конфликт между ребёнком и учителем, ребёнком и родителями, ребенком и друзьями.

Нельзя оставаться в стороне, ведь эти симптомы могут проявляться и при более серьезных заболеваниях, таких как депрессивные состояния, расстройствах сна, маниакально-депрессивном синдроме, языковых и коммуникативных нарушениях, расстройстве координации, хронических тиках и др.

У Психолога » Батьки й діти » Гиперактивный ребенок. Часть 1.
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 2 з 2 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія roditeli-deti Мама во всем виновата? Детские травмы. Психотерапия.

Почему у многих людей возникает страх потерять близкого человека в результате терапии. Материнский объект считается самым ранним и важным объектом привязанности. Если вы боитесь идти в терапию, вам стоит понять, что здесь не все так жестко

психологія roditeli-deti Вундеркінд або амбіції дорослих

Батьками здібності дитини сприймаються як предмет гордості, «вундеркінду» прощають капризність, агресивність, зверхність у спілкуванні, бо ж дитя «надрозумне».

Усі публікації розділу Батьки й діти ᐉ

 
Обговорення "Гиперактивный ребенок. Часть 1."

Коментарів 2

Очень актуальная для меня статья! Пожалуйста, посоветуйте, что можно почитать, если я считаю, что у моего ребенка нет СДВГ, он просто бешеный:) Как правильно себя с ним вести, как выстраивать режим дня и т.д. Еще есть проблемы со сном, он укладывается по 1,5-2часа. Нам 2 года. Спасибо
Для того, чтобы точно определить есть ли у Вашего ребенка СДВГ, всё же следует обратиться к специалисту, т.к. это заболевание. Главное не пугайтесь - это не приговор! Если же Вы точно уверены, что этого заболевания нет, то Вам стоит изменить Ваше психологическое взаимодействие с ребенком. Чаще его хвалите и говорите на сколько Вам важно или приятно, то что он делает. Сильная активность и импульсивность может быть и проявлением волнения и тревоги. В такие моменты задавайте ему вопросы, спрашивайте, что его тревожит, с чем у него не получается справится и предложите свою помощь. Поощряйте его в преодолении трудностей, подсказывайте и помогайте, но не делайте за него. Правильно реагируйте на плохое поведение: не оценивайте негативно его, а объясняйте что именно в его поведении расстроило Вас. За 0,5-1 час до сна проводите только спокойные занятия, читайте сказки и обсуждайте героев, обнимайте друг друга, желайте спокойной ночи по очереди всем членам семьи, любимым игрушкам. Пробуйте и у Вас всё получится. Удачи.
Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr