Границы виктимности (поведение жертвы)

Виктимность (от лат. Victima - жертва) - тема достаточно исследована разными областями. У нее есть место в юридической сфере, социальной службе и конечно психотерапии. Достаточно известен "Треугольник Карпмана" с его жертвой, агрессором и спасателем. Много статей описывают виктимное поведение и указывают как не быть жертвой. Не будь жертвой!!! Текст прост и понятен, но к сожалению, он не работает. 

В этой статье, опираясь на свой практический опыт работы с данной тематикой, я опишу одну из граней виктимного поведения. Важным будет описать виктимность с точки зрения личностных границ, учитывая ранние этапы развития ребенка и процессы формирования взаимоотношений с миром. У каждого из нас есть свои физические границы в виде нашей кожи, и психические границы, которые определяют наше взаимодействие с другими людьми. В этом контексте, виктимность является фактическим нарушением границ. Т.е. психологические границы жертвы нарушаются агрессором за счет своей неустойчивости, "рыхлости" и смещения. 

Ключевым моментом в работе с виктимностью для меня не будет вопрос: "Почему жертва позволяет не только нарушить свои границы, но и часто бессознательно транслирует возможность нападения на нее"? Основной вопрос: "Для чего"? Т.е. что жертве дает такого рода сознательное или бессознательное, поведение и мышление? Какую потребность обеспечивает такое поведение? Защитой от чего оно является?Понимание своих психологических границ происходит еще в раннем возрасте. Ребенок ощущает свои границы, через ощущения границ взрослого, находящегося рядом. 

Исследования М.Малер (венгерский психиатр, психоаналитик) в области сепарации-индивидуации ребенка, указывают на несколько важных этапов развития в возрасте до трех лет. Этапы: аутистический, симбиотический, сепарационно-индивидуационный (включает в себя четыре подфазы). 

Получив достаточно привязанности на этапе симбиоза и свободы на этапе сепарации-индивидуации, (на обоих этапах для ребенка важно постоянство взрослого объекта) ребенок получает достаточно опор и формирует свои границы "здоровым образом". При дисфункциональных отношениях в этом периоде, далее может сформироваться созависимая система, в которой нет четкости, есть вина и стыд. Соответственно, уже происходит вторжение в личностное пространство. 

Одной из составляющей виктимного поведения, может быть мазохистический паттерн, который так же формируется при созависимых отношениях. Нэнси Мак-Вильямс в книге "Психоаналитическая диагностика" пишет: "Термин "мазохизм" используемый психоаналитиками, не подразумевает любви к боли или страданиям. Человек, ведущий себя мазохистично, выдерживает боль в надежде (сознательной или бессознательной) на высшее благо". Т.е. есть некая цель, ради которой человек терпит и страдает. Например: для ребенка жизненно необходимой целью является поддержание отношений с родителями. Если родитель обращает внимание на ребенка только когда ему "плохо", то этот механизм плотно усваивается. Или ребенок терпит что-то, чтоб не быть изгнанником в семье, не быть наказанным и отвергнутым. 

читайте также:

Насилие в семье Корни домашнего насилия и шаги по прекращению насилия в семье. В числе причин насилия в семье следует назвать моду, как бы шокирующе это не звучало.

И снова на те же грабли Давно не секрет, что наше детство многое определяет в нашей жизни. Нельзя переписать прошлое, можно сделать выводы и что-то изменить в настоящем. Чем меньше добра видел маленький человек в детстве, тем на меньшее он соглашается , когда вырастет.

Далее такой способ распространяется на все сферы жизни, и становится поддержкой иллюзии, что если вести себя как жертва, тебя заметят, или не будут "трогать". Для чего же в отдельных случаях жертва подает бессознательный сигнал агрессору? У нас есть скрытое желание всегда контролировать ситуацию или других людей, так понятно, не вызывает тревоги и неопределенности. Т.е. в детстве ребенок часто пытается угадать намерения родителей, и часто специально вызывает агрессию, для предсказуемости. Он часто может ожидать наказания (сопровождаемого чувством вины), и может первым провоцировать его. 

Но во взрослом возрасте, этот паттерн сохраняется, и жертва часто бессознательно "думает" что лучше проконтролировать "нападение", чем постоянно ожидать его в тревоге. Так возникает сигнал агрессору. И он постоянно подкрепляется повторением. По этой причине, многие социальные службы удивляются, как жертва постоянно возвращается к агрессору (допустим жена к бьющему ее мужу-алкоголику). Для нее это единственный известный способ сохранить привязанность и отношения, который плотно закреплен нейронными связями. Поэтому текст про "не будь жертвой" не работает. Психотерапевтическая работа с виктимным поведением длительная, и включает в себя много аспектов: постоянство встреч клиента и психолога; проживание детского или более позднего опыта клиента; формирование ясных и комфортным границ личности; работа по восстановлению ощущение своей "хорошести" и независимости в отношениях; понимание своих ограничений и опор; формирование новых нейронных связей посредством переживаний в терапевтической работе.

психотерапевт
Валерий Вовченко
У Психолога » Девиантное поведение, криминал » Границы виктимности (поведение жертвы)
психолог

понравилось: 1 из 1 оценивших
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии kriminalnaya-psihologia-asocialnost Азбука для батьків. Крадіжки.

Якщо не брати до уваги особливе соціальне середовище, то можна говорити, що крадіжка є відносно рідке явище для маленьких дітей, і не створює проблеми...

статья по психологии kriminalnaya-psihologia-asocialnost Насилие в семье над ребенком

Физическое и психологическое насилие родителей над детьми. Очень часто мы не замечаем или не хотим этого замечать...

Все публикации раздела Девиантное поведение, криминал >>

 
Комментарии к "Границы виктимности (поведение жертвы)"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr