Чтоб ты жил во времена перемен, или Гуманитарный кризис - диагноз переходного периода.

массовая культура

Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

Анри Гидель.

 

С давних времен существует в странах Востока проклятие: «Жить тебе во времена перемен!»

Увы, именно нашему поколению посчастливилось жить в этом периоде, и потому актуальным как никогда является вопрос об адаптации, то есть об адекватном приспособлении к тому круговороту событий и неопределенности, который бурлит вокруг. Другими словами - о выживании во времена кризиса.

Китайская пиктограмма понятия «кризис» как нельзя более удачно передает его суть и основную идею: она состоит из двух частей, одна из которых изображает опасность, другая же – возможность. Близкое значение это слово имеет и в Японии – там кризис означает одновременно «перелом» и «шанс».Да и античная культура трактовала это понятие похожим образом – само слово «кризис» переводится с греческого как «поворотный пункт».

Как видим, любой кризис является своеобразным мостом над пропастью, - и только в нашей власти решать, перейти ли его, уклонившись от опасности, упасть вниз, не выдержав головокружительного испытания, или же  остановиться в пути, а значит - остаться в прошлом, испугавшись неясности перспектив.

Однако под кризисом в последние годы понимается лишь экономический аспект событий, происходящих в нашем обществе, и совершенно недооценивается значение кризиса гуманитарного. А ведь он гораздо более опасен, нежели экономические трудности, поскольку разрушает не обстоятельства жизни, а саму личность.

читайте также:

О кризисе Кризис - явление неоднозначное: тревожное, волнительное, энергозатратное и очень-очень страшное.  Но! Самое главное,  человек который вошел в кризис находится на пути собственного развития. Что же выбрать тревожную неопределенность или скучную даль

Вашему ребенку скоро три года? Кризис 3 лет -- почему он происходит? Нужны ли эти кризисы? В развитии существуют так называемые стабильные периоды, когда «все тихо и спокойно»...

Как же он проявляется?

Люди стали меньше читать и в целом менее образованы, ориентированы лишь на потребление, не  всегда будучи согласны сами что-то давать этому миру, нацелены на победу и не умеют не только достойно проигрывать, но даже испытывать удовольствие от процесса своей деятельности.

Почему? Да потому что мало кто из наших современников  занимается именно любимым делом, находится в потоке занятий и событий, в кругу людей и обстоятельств, которые являются  его осознанным выбором,  к которым душа лежит. Большая часть общества не живет, а выживает, проходя по жизни, "не приходя в сознание".

Отчего же так происходит?

Во-первых, самый легкий выбор – идти по линии наименьшего сопротивления. Проще всего не напрягаться, брать лишь то, что само дается, - и именно поэтому многие еще с детства выбирают эту дорожку. Зачем читать, если можно посмотреть фильм или послушать аудиокнигу, которую умные люди придумали и даже озвучили  специально для тебя? Зачем увлекаться чем-то, делать что-то своими руками, если можно купить готовое? Зачем уметь что-то делать по дому, если можно нанять человека, который всю работу выполнит за тебя?

Вторая причина  кризиса –«курс на опрощение», массированная обработка умов и на уровне масс-медиа, и даже, что страшно, на уровне государства.

Обратите внимание на то, какими программами кормят население по телевизору, а также какой рекламой они перемежаются, какие ценности при этом озвучиваются и внедряются в наше сознание. Здесь и культ потребительства, и национализм в худшем его понимании, и пропаганда всех видов насилия - всё, что угодно, лишь бы отключить у населения  способность трезво и самостоятельно мыслить, критически воспринимать реальность, и переключить с насущных проблем на поиск внешнего врага или решение трьетьестепенных проблем, которые выдаются за главные жизненные ориентиры: хотеть и брать.

Обратите внимание на содержание газет и журналов: вокруг сплошной "глянец" не сложнее комиксов, щедро сдобренный все той же рекламой - и очень мало познавательных изданий (а научные и научно-популярные умирают вообще - как невостребованные).

Обратите внимание на колоссальный обвал интереса молодежи (до 30 лет) к книгам. Чтение воспринимается в большинстве случаев как повинность, а если что и читается взахлеб - то это в основном "модные" книги, о которых все говорят (стыдно быть "не в тренде"). А между тем читающие, образованные люди обладают огромными преимуществами перед теми, кто выбрал для себя интеллектуально расслабленный образ жизни: у них выше уровень развития,  лучше память и богаче воображение, они способны мыслить глобально и логично, умеют выделять главное и второстепенное, не путают причины и следствия, их жизненный опыт богаче (учитывая багаж освоенных знаний, уже добытых другими людьми и изложенных вкнигах), -  и даже говорят они не в пример понятнее.

Обратите внимание и на то, что за десяток-другой лет произошло в системе образования: в детях убиты навыки самостоятельной работы и тяга к познанию - зато отчетливо прослеживается нацеливание  либо на успех любой ценой (для амбициозных), либо на довольствование крайним порогом допустимого минимума (для тех, кто без претензий и не желает напрягаться). Вместо того, чтобы дать ребятам и девушкам возможность учиться анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения - их лишь натаскивают на сдачу тестов и проверочных работ, исключая и творческое начало, и настоящую работу мысли.

Еще одна тенденция времени - расцвет посредственностей. Как-то не по возрасту мне бурчать о том, что "раньше все было лучше: и трава зеленее, и солнце ярче", да и вообще я крайне далека от мысли, что в современном мире нет ничего хорошего, но отчего-то слишком много плевел среди злаков... Анализируя книги, фильмы, музыку, науку за последние пару десятилетий,невольно видишь, как трудно отыскивать бриллианты (а ведь они есть, и их много!) в куче мишуры (их, увы, в десятки раз больше) и насколько эта мишура активнее, агрессивнее, прилипчивей и заметней...

Наше время - время непрофессионалов в любой сфере: позволившие себе кое-как учиться врачи кое-как лечат; не прошедшие больше никуда, кроме пединститута, девушки приходят в школу и пытаются учить детей (хотя порой и сами пишут с ошибками), юристы и экономисты, не знающие азов своего дела, пытаются вести дела фирм и предприятий. Да, есть и классные специалисты. Но, во-первых,  они зачастую работают в большинстве случаев на благо себя, а не на благо общества (нет-нет, я не про коммунизм... я про то, что когда каждый гребет лишь к себе, то даже если гребет он гениально, всё вокруг разваливается: это закон жизни - и никакой политики)... А второй нюанс состоит в том, что общая масса скорее разваливает все, что можно развалить, чем "прогрессоры" - строят.

 

Впрочем...неужели все так беспросветно? Неужели нет средств справиться с гуманитарным кризисом нашего социума? Что вообще есть в жизни такого, что делает ее интересной, наполненной и прожитой не зря?

Ага, вы уже надеетесь, что в следующем абзаце прочтете заветный рецепт...но не тут-то было. Потому что, как сказано еще Владимиром Высоцким, - "выбирайтесь своей колеей".

Но главные направления выхода из кризиса мы, безусловно, наметим вместе.

Есть множество людей, которые ответят  на этот  вопрос  так: "Конечно, дети и семья" - и будут правы.

Есть и другие – те, кто скажет: "Творчество, работа - то, что оставляет конкретный след на земле". И тоже будут правы.

А кто-то считает, что это - служение и помощь людям - совсем как в старые добрые времена: волонтерство, благотворительность, помощь и ближним, и дальним, и  братьям нашим меньшим. И тоже, конечно, будут правы.

Но если присмотреться повнимательней ко всем предложенным вариантам, мы заметим в них кое-что общее: стремление отдавать. Делиться. Идти навстречу. Развивать и совершенствовать. Словом, творить вселенную, а не тянуть из нее, дарить себя жизни, а не пытаться урвать себе от нее лучшие кусочки.

Итак, вам выбирать, в какую сторону идти - и идти ли вообще. Главное - помнить: если вы не развиваетесь - вы регрессируете.

Но в том, что вам удастся многое актуализировать из состояния "спящей почки" или развить то, над чем вы уже плодотворно поработали в прошлом - я не сомневаюсь.

Дорогу осилит идущий - и удачи вам в пути!

Царенко (Проценко) Наталья Владимировна, психолог, г. Черновцы

У Психолога » Кризисы » Чтоб ты жил во времена перемен, или Гуманитарный кризис - диагноз переходного периода.
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии krizisy Когда дети покидают дом, или Мне уже не 16, мама!

Многие годы удавалось жить как бы Мамой, Папой. И интересы детей, их увлечения, их желания натягивать на себя. Поэтому, когда приходит пора отпустить из гнезда подросших птенцов Мама говорит : Я знаю, что она тебе не пара...

статья по психологии krizisy Сказка о Несчастливом Человеке

Жил да был в некотором царстве, дальнем государстве человек несчастливый. Вроде бы неплохо жил на первый взгляд – служба у него была...

Все публикации раздела Кризисы >>

 
Комментарии к "Чтоб ты жил во времена перемен, или Гуманитарный кризис - диагноз переходного периода."

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr