Идеализированный образ в психоанализе /2 - Зачем он нужен психике и нужно ли его убирать?

идеализированный образ часть 1 Чем же опасен идеализированный образ? Может, пусть будет, раз психика придумала его в целях своей защиты? Дело в том, что, чем дольше человек взаимодействует с миром при содействии этого образа-маски, тем дальше он уходит от себя настоящего. Сначала это видно просто во внешнем поведении (каком-то ненастоящем, напряженно-искусственном), потом это просачивается все глубже и глубже внутрь. И то, что было изначально призвано защитить внутреннее Я от уязвимости, почти вымещает это самое Я в принципе.


Человек перестает чувствовать не то, что боль от неприятия себя кем-то (как раньше), он вообще все время как бы подстраивает свои чувства под то, что "должен" чувствовать этот придуманный образ.

Я бы сравнила жизнь человека с этим образом с жизнью того, у кого как-то сам собой сросся сложный перелом - без рентгена, без гипса, без укрепляющих кости лекарств. Вот как попало, так и сросся, пусть долго, криво и ноет на дождь, но зато - ногу не отрезали.

Идеализироваться же могут разные качества - доброта, смелость, умение зарабатывать, принадлежность к элитарному сообществу, крепкое здоровье, логика, дипломатичность и т.д.. Обычно это те качества, что реально присутствуют в человеке в неплохом потенциале, и подчеркивание которых необходимо в силу картины его невроза (за этими качествами прячут те другие, с которыми в себе столкнуться страшно или они не подходят для адаптации к среде).

Только в идеал. образе они не соответствуют реальной картине - так как эти качества, заслуги, регалии чрезвычайно раздуты.

Эта раздутость важных качеств дает человеку чувство своего превосходства над другими в важных для него сферах. Если он не может жить в спокойствии и в гармонии с другими, если он не может по своей воле покинуть этот мир, то он может "победить" его хоть в чем-то.

Человек точно знает, что он не настолько силен, умен, циничен и рационален, безгрешен или вселюбящ, каким хочет казаться в своем придуманном образе.

Так как мы не имеем потребности в подтверждении и одобрении того, в чем реально уверены.

Однако же, идеал. образ все же строится на неких реально имеющихся качествах личности. Как высказался один психиатр: "Пациент не возомнил бы себя Наполеоном, если бы в его характере не было соответствующих этому персонажу качеств". Я полагаю, именно разной структурой неврозов можно объяснить как колоссальную разницу в идеал. образах разных людей, так и в том, почему среди психотиков один видит себя Гераклом, другой - Иисусом, третий - Наполеоном.

Я, конечно, веду здесь речь о неврозах, а не о психозах. Но К. Хорни полагала, что невротик, имеющий идеализированный образ, и психотик, мнящий себя Иисусом Христом или Наполеоном, имеют одну и ту же динамику возникновения своей грандиозной идеи. А именно - защитную.

Разница, по ее мнению, в том, что невротик - это психически здоровый человек с психологическими проблемами, он может сознательно контролировать свое поведение. А психотик - психически больной человек и контролировать себя сознательно не может.

Мое предположение, что эти два полюса не так далеки, как кажутся. Они находятся на расстоянии того, насколько психика человека крепка изначально, и насколько большим стрессам она подвергается в течение жизни.

Я думаю (но я не психиатр, поэтому это - лишь предположение), что человек с затяжным неврозом, попавший в сложную ситуацию с сильным стрессовым фактором, может быстро оказаться во втором списке.

Это, кстати, к вопросу о том, что обычно люди с хроническими психологическими проблемами оказываются на очень низких социальных позициях, - в бедности и беспросветности. И эти же крайне стрессовые факторы способствуют тому, чтобы из невротиков они часто превращались, увы, в психотиков.

Жаль оканчивать статью на этой драматической ноте. Но здесь, правда, есть над чем задуматься.

Продолжение следует...
Спасибо за внимание!
Ульяна Александренко
У Психолога » Самопознание » Идеализированный образ в психоанализе 2 - Зачем он нужен психике и нужно ли его убирать?
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии samopoznanie Кому вы нужны?

Мы с легкостью определяем людей, которым мы не нужны, но гораздо труднее заметить, когда мы не нужны самим себе. Вот неполный перечень способов, которыми мы отказываемся от себя

статья по психологии samopoznanie Ахиллесова пята нарциссов

Часто можно услышать обобщенное общественное мнение – что нарциссы – самовлюбленные, самоуверенные эгоисты, которым наплевать на чувства других людей. При патологическом нарциссизме то, что выглядит как высокая самооценка, на самом деле – поверхн

Все публикации раздела Самопознание >>

 
Комментарии к "Идеализированный образ в психоанализе 2 - Зачем он нужен психике и нужно ли его убирать?"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr