Как говорить с ребенком о смерти

рассказать ребенку о смерти

Чаще всего этот вопрос возникает тогда, когда ребенок каким-либо образом сталкивается со смертью. Будь то родственник, сосед или домашнее животное. В такие моменты родителям очень важно не растеряться, набраться сил и уделить достаточно времени и сил для обсуждения этого вопроса с ребенком.

К сожалению нет той «волшебной» фразы, после которой ребенок поймет значение слова «смерть». Однако, следуя ниже перечисленным правилам можно избежать возникновения  наиболее распространенных последствий столкновения ребенка с новым для него словом и его значением.

Во-первых, ребенок, скорее всего, еще не знает значения слова «смерть». Расскажите ему о ней, о том как и почему это происходит. Расскажите о том, что в мире постоянно что-то меняется, одни животные уступают место другим, цветочки умирают, чтоб следующей весной нас могли порадовать другие, так же и люди…

Во-вторых, не откладывайте этот разговор «на потом». Чем раньше Вы поговорите с ребенком, тем меньше он будет прибывать в неизвестности. Не скрывайте от ребенка произошедшего и не врите! Дети очень хорошо чувствуют ложь. Объясните ребенку что случилось, не бойтесь говорить об этом!

Если смерть вызвана болезнью о которой ребенок знал – начните с этого. Можете начать с момента, когда они последний раз контактировали с этим человеком (ты общался с дедушкой, например) и рассказать что было потом.

Прежде чем начать разговор с малышом, выберите место где вас не будут беспокоить. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени на разговор. Говорите правду (рано или поздно ребенку все-равно придется столкнуться с этим). Лучше узнать об этом от близкого человека, такого как мама.

Говорите тактично, спокойно, в доступной для ребенка форме. Будьте готовы к любой эмоциональной реакции ребенка. Обязательно ответьте на все возникшие вопросы. Не оставляйте чего-либо недосказанным.

читайте также:

Безопасная (здоровая) привязанность Как выглядит человек у которого БЕЗОПАСНЫЙ тип привязанности? ЧТО ДЕЛАТЬ родителям (опекунам), чтобы у ребёнка сформировался здоровый тип привязанности? Существует 3 типа НЕбезопасной привязанности

Синдром опустевшего гнезда Многие пары даже не представляют, как трудно им будет, когда их чадо покинет отчий дом. Это период, когда подросший ребенок уезжает учиться в другой город или страну, создает свою семью.

Если малыша появится чувство страха о том, что и близкие могут покинуть его – можно сказать о том, что остальные члены семьи любят жизнь и хотят жить, никто не хочет оставлять его одного.

Ни в коем случае не навязывайте ребенку поведение в такой ситуации. Пусть реагирует и действует самостоятельно, так как он чувствует. Не говорите что можно, а что нельзя (например плакать или смеяться/баловаться). Не желательно также «грузить» ребенка своими эмоциями. Стоит набраться терпения!

Помните о том, что дети мыслят конкретно! Так, очень важно не говорить таких фраз, как «уснула навсегда», «ушел навсегда». Это может спровоцировать у ребенка страх сна (вдруг я тоже усну навсегда) или страх ухода (вдруг мама уйдет в магазин навсегда).

У Психолога » Родители и дети » Как говорить с ребенком о смерти
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Командир или манипулятор?

Оказывается, манипуляция – наиболее распрocтраненный вид человеческого общения. В словарях мы найдем определение, что манипуляция – это акт влияния на людей...

статья по психологии roditeli-deti Мультфильмы. Вред или польза?

Родители, педагоги, психологи задаются вопросом: Какое влияние оказывает мультфильм на ребенка? Какие мультики смотреть лучше?

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Как говорить с ребенком о смерти"

Комментариев: 2.

У меня был случай в практике, когда мама привела девочку (6 лет), которая не говорила 2 месяца. Замолчала после смерти отца. Любила играть в песочнице игрушками (строила сюжеты домашнего быта, животных выстраивала в ряды, готовила им еду). Я нервничала в работе с ней, потому что она молча играла постоянно, на вопросы не отвечала - улыбалась, и я всё не знала, как перейти с ней на проработку основной проблемы - переживания по поводу смерти отца. Так наша работа длилась около 3 месяцев раз в неделю. Одного дня она в игру взяла куклу мужчины и начала говорить. Всё занятие проигрывала ситуацию общения между мамой, папой и детьми. А в конце рассказала, что одного дня её оставили у тёти и все уехали на похорон папы. Объяснила мне, что детям нельзя ехать туда со взрослыми. Сказала, что очень скучает за папой и ходила на его могилу. После этого девочка начала общаться со всеми. Весь рассказ был без проявления эмоций. Дети переживают смерть родных не так, как взрослые.
Ещё интересный рассказ мальчика, который был у меня в терапие с проблемой гиперактивности. Он подробно описал, что недавно умер его дедушка и его положили в большой чёрный ящик - гроб. Гроб опустили в большую дырку и засыпали землёй. В игре у мальчика постоянно присутствует ритуал закапывания в песок. О смерти он говорит так: когда люди стают старыми и больными, то их нужно закапывать в землю.
Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr