У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Обида

Кто из нас не обижался? Думаю, нет таких. Когда тебе обещают что-то, а потом говорят: «Ой, ну тебе не хватило». Когда вкладываешь много сил в проект, а хвалят коллегу, чей вклад объективно гораздо меньше. Когда обесценивают подарок. Когда целый день готовила/убирала, а пришедшие в гости родственники презрительно кривят губы и сквозь зубы цедят: «и в кого ты такая неумеха»… В этот момент хочется топать ногами, орать и плакать. И все это одновременно. Или, как вариант, спрятаться глубоко-глубоко в себя, чтобы никто не смог больше причинить боль.
Обида является объединением двух базовых эмоций: жалость/сочувствие к себе и злость на собеседника. Когда хочется погладить себя по голове, обнять, погладить по спине и утешить внутреннего ребенка, и в то же время дать отпор обидчику. Если есть возможность реализовать оба импульса – всё в порядке, энергия получает выход, эмоции отыгрываются. Но зачастую оппонент гораздо более «тяжеловесен» - как в физическом, так и в моральном плане. Возможно, он является руководителем или важным деловым партнером. Или это родитель. Или супруг(а), у которого «только лучшие намерения». И тогда мы сталкиваемся с невозможностью легально злиться (обычно – из страха потерять), и остается только смотреть исподлобья, дуться и пыхтеть.
В это же самое время собеседник может искренне не понимать, что случилось (если у него не было цели обидеть специально). И тогда наша обида может быть воспринята как несправедливая реакция на адекватные действия. Например, перед своим днем рождения ребенок очень просит какую-то игрушку. Родители обещают. Но потом внезапно меняют свое решение и дарят что-то «на свой вкус», абсолютно игнорируя предварительную договоренность (а, по факту, и самого ребенка). Оправдание будет железным: «Мы ведь еще лучше взяли». Если такие ситуации регулярны, ребенок привыкает к мысли, что его мнение и он сам являются неважными. Тут мы приходим к проблеме с самооценкой, но о ней в другой раз.

Что делать со своей обидой? Раскладывать ее на компоненты. Вот тут мне жалко своих вложенных сил, здесь – больно быть незамеченной(ым), в этом месте я сержусь на своего партнера за нарушение договора, а там – мне страшно потерять его, потому что он мне важен и дорог.
И когда большая затапливающая обида распадается на элементы – появляется возможность работать с каждым из них. Сказать партнеру: «Слушай, мне очень неприятно, что наши договоренности нарушаются таким образом». Увидеть, что своя ценность определяется не внешними людьми, а изнутри. Принять невозможность прожить жизнь за другого. И сохранить отношения не вследствие наступанию себе на горло, а благодаря диалогу и признанию взаимной ценности.

Что делать, если обижаются на Вас? Спрашивать, уточнять, проверять. Возможно, Вы «наступили на мозоль», сами того не желая. А, может быть, и правда проигнорировали прямую просьбу. А, может, ваш собеседник неверно трактовал Ваши слова или действия. В любом случае, путем к взаимопониманию станет диалог.

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія chuvstva-emotsii «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…» Осенняя депрессия миф или реальность?

Осенью у многих людей падает настроение, развиваются депрессивные состояния. Даже тем, кто считает себя в большей степени здоровыми, приходилось ощущать резкую слабость, нарушение настроения и ухудшение самочувствия.

психологія chuvstva-emotsii Если я не уделяю себе время, не забочусь о себе, то проживаю жизнь лишь наполовину

Чтобы понять, чего я хочу и что для меня важно в данный момент, либо вообще в жизни - нужно замедлиться. Часто достичь замедления довольно тяжело, даже когда заканчивается рабочий день. Постоянное напряжение и ориентированность на решение задач может...

Усі публікації розділу Почуття й емоції ᐉ

 
Обговорення "Обида"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr