Первоклашка: как не загнать себя и ребенка
Первоклашка: анти-инструкция для родителей первоклашек и не только.
Покупательская истерика августа и начала сентября наконец позади. Портфель-пенал-платице-костюмчик-туфельки куплены. Процентов на 30-50 дороже, чем могли позволить себе родители, но ведь 1-й, 4-й, 9-й, 11-й класс бывают раз в жизни…
И если бы на этом гонка закончилась, но похоже задача нашей системы образования «загнать» детей и их родителей.
ЗАГОНЯ́ТЬ , загоняю, загоняешь, кого-что ).
1. Крайне утомить, изнурить непосильной работой.
Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.
2. Поставить в безвыходное положение, измучить трудными придирчивыми вопросами .
Итак, как мы помогаем системе загнать и себя и своего ребенка.
1. Обязательно соответствуйте требованиям всех: школы, классного руководителя, активисток родительского комитета, «продвинутых» родителей – завсегдатаев форумов и группы в вайбере. Мало ли что случиться, если Вы рискнете поплыть против течения?
Справка: Из чего состоит коктейль «мнение большинства»:
- инициатор (как правило, либо человек абсолютно не занятый, либо с комплексом компенсации собственного несчастного детства) +
- большинство, которому некогда разбираться и они готовы на все, лишь бы от них отстали +
- некая «благая» на первый взгляд идея перемен и стремление быть впереди планеты всей.
Так рождаются большинство как официальных видений и распоряжений, так и локальных «изысков». Но у Вас есть полное право задать себе вопрос, а насколько придумки соответствуют интересам ребенка, вашей семьи и целесообразности. Вы имеете полное право отказаться, если не найдете в этом рациональности. К тому, что выходит за рамки официально установленных правил, Вас принудить не могут.
Но если не научитесь защищать себя и Вашего первоклашку сразу – потом будет только тяжелее, а для неуемного аппетита активистов предела нет: это и занавеси из парчи в класс, и день рождение классного руководителя на теплоходе, выпускной с младшей школы в спа-отеле, плазма на всю стену «щоб учебники выкинуть а презентации показывать», обеды на заказ в ресторане всем и т.д. и тп. – форумы переполнены ужасающей информацией…
А как же официальные правила? Можно поразмыслить и не кидаться исполнять, а как минимум найти компромисс без ущерба для Вашего ребенка. Рефераты и дополнительные задания, которые съедают выходные и вечера; объем задаваемых уроков и требования нахождения дополнительной информации в интернете; обязанность посещать факультативы и прочее — НЕ соответствуют сегодня физиологической возможности ребенка. И что грустнее – большинство этих знаний ребенку не пригодятся никогда. «Не успевает ребенок – делайте сами за него!» — девиз сегодняшней школы.
Почему мама упрекает в том, что я похож на отца Продолжая тему токсичных родителей, сегодня хочу поговорить о таком неприятном явлении, как перенос матерью негативных чувств, адресованных мужу, на своего ребенка. Это когда ребенок обвиняется в том, что, являясь сыном или дочерью ...
Куда ведет дорога благих намерений… Когда вы выбираете себе мужа, по какому принципу вы действуете? Зачем вам дети? Для чего вы заводите ребёнка? Какого ребёнка хотите вопитать?
запитати психолога онлайнПомните: разумно реагировать на требования – это еще и обязанность, поскольку именно на Вашем примере первоклашка учиться выставлять приоритеты, отстаивать свои права и рационально принимать решение в сложной ситуации зависимости от бюрократических «завтыков».
2. Требуйте от ребенка быть усидчивым, послушным и молчаливым. Это пожалуй самый простой путь за пару месяцев получить побочный эффект в виде болезни или странного поведения.
Справка: у каждого возраста есть свои особенности психики и пути ее развития. Все педагоги учили Л. Выготского, Э.Эриксона и Д. Эльконина, чьи постулаты о возрастных особенностях так же актуальны и не опровергнуты. Но в школе это…не применяется. Случайность или целенаправленное разрушение, кто ж знает.
Но сидеть смирно и быть послушным и внимательным 45 минут подряд для первоклашки, второклашки – НЕРЕАЛЬНО. Это противоречит физиологии. А попытки учителей продавить правила поведения вопреки естеству ребенка, конечно же закончатся стрессовым срывом (у ребенка). Учителя адаптированы. Перевоспитывать учителя – бесполезно, да и они сами – заложники этой неестественной для ребенка среды.
Но Вы можете, как минимум, не наказывать ребенка за надписи в дневнике, и не заводиться с пол-оборота от каждого истеричного звонка учителя, и по возможности начинать объяснять ему, что иногда мы встречаем то, с чем не согласны, но изменить это не можем.
О молчаливости и покладистости: для первоклашки, да и деток младшей школы речь – способ не только выражать свои мысли, но и помогать себе понять, поддержать, а иногда – заменить действие, которое не можешь совершить. Это физиологическая норма и важное условие развития личности. Потому деткам важно говорить много и пока сумбурно. Окрик типа: «закрой рот/ замолчи не говори бред/ еще раз выкрикнешь – пойдешь к директору и т.д. дисциплину в классе конечно условно и обеспечат, но ребенок гарантировано пойдет по пути «проглатывания» эмоций и исключения речи из общения. Прямой путь к соматоформным и психосоматическим расстройствам.
Как минимум одобряйте многоговорение дома, как бы не болела у Вас голова. Самое страшное – когда дети наконец внемлют просьбе и умолкают… как правило, это безвозвратно и в будущем создаст немало проблем.
3. Требуйте хороших оценок по всем предметам без исключения. Там где ребенок «ни бум-бум» – делайте за него все сами. Убиваете трех зайцев:
- нарушаете естественное самоопределение ребенка в будущей профессии (позднее сами будете решать, кем ему быть, а ребенок это перерешает уже лет в 30, если повезет);
- зарождаете комплекс неполноценности,
- приучаете ребенка к перфекционизму и инфантилизму («я должен все, но что не могу я – сделает мама»). Из таких деток легко получаются истеричные личности. От акцентуации характера до диагноза.
Справка: детки разные, но что самое важное – у каждого есть свой талант, способности и призвание. И вот именно учеба с требованием тотальной успеваемости и исполнительности может напрочь увести ребенка от понимания своего пути, отбив желание к учебе вообще. Как бы Вы не объясняли ребенку, почему делаете за него задания, есть вероятность что в классе о подобном не признается никто, и у ребенка начнет закрадываться сомнение в своих способностях.
Вывод этого возраста о себе очень базовый – он будет подсознательно фонить всю жизнь. И если таковым будет вывод «Я ни на что не способен» — успеха и здоровья не видать.
4. Постоянно приводите примеры тех детей, которые все успевают и все могут. Убьете двух зайцев:
- потеряете доверие ребенка (и ох как пожалеете в подростковом возрасте),
- получите личность с синдромом недолюбленности.
5. С 1 сентября начиная (а подготовиться вы должны были еще в июне) запишите Вашего первоклашку на максимум кружков и секций.
Внимательно отслеживайте, куда другие родители водят своих детей, и не отставайте. А лучше – опережайте и по количеству и по качеству! «Жизнь сейчас очень сложна, надо рано привыкать к конкуренции!».
6. Не будьте отсталыми – долой книги, тетрадки. Гаджеты — везде и во всем! С рождения приучайте ребенка к достижениям цивилизации — и шанс получить цифровое слабоумие и скудность речи будет неимоверно высок.
7. Никаких выходных! Это для слабаков. Долой праздность! Суббота – репетиторы, воскресенье – секции и кружки, в которые вы не успеваете на неделе. День расписан от пробуждения и до сна, а сон можно и сократить.
Справка: Что происходит с мозгом во время отдыха, ученные исследуют уже второе столетие. Накопленная база выводов позволяет смело утверждать что:
- Покой необходим для встраивания полученной ранее информации в нашу идентичность. Мэри Хелен из Южнокалифорнийского университета: «Праздность – возможность для мозга найти смысл изученного ранее, поднять наверх нерешённые вопросы из этой области, и перенести размышления из внешнего мира на себя самого. Во время мечтаний мы воспроизводим разговоры, случившиеся в тот же день, перезаписывая наши ошибки с тем, чтобы в дальнейшем на них не попадать. Мы оттачиваем вымышленные диалоги, практикуясь в даче отпора тем, кто нас обижает, или получаем удовлетворение от вымышленной речи, направленной против нашего врага. Мы перебираем все эти забытые заметки о полузаконченных проектах и обдумываем наименее удовлетворительные аспекты нашей жизни, находясь в поисках решений. Мы погружаемся в сценки и переносим себя в разные версии будущего. Такие моменты самокопания – один из способов создавать мнение о себе». Иными словами, когда ребенок валяется на полу и глазеет в потолок – это не лень или потеря времени, это важное условие роста и усвоения опыта и знаний. А для первоклашки отдых — это еще и возможность адаптироваться к изменениям в жизни.
- Наиболее сильный эффект для повышения ресурсов мозга дают выходные каждые три дня и отпуск по 2-3 дня каждые несколько месяцев. Программа обучения конечно этому не способствует, но Вы можете найти разумный компромисс.
- Дневной сон в 10 минут дает прекрасный перезапуск процессам сознания и не влечет еще 30-40 минут сонливости, как дневной сон в 40-60 минут. Дневной сон – лучшая привычка успешных и здоровых людей.
- Изучение Гарвардской школой бизнеса истории самых успешных людей показали: они работают не более 4-х часов в день. В их жизни обязательны отдых, любование природой и бездельничанье.
НЕ приучайте к этому своих детей, а то еще станут успешными! Больные и несчастные – вот задача гонки!
8. Учеба – не время здорово питаться. Бутерброды с колбасой, чипсы, булочки и кока-кола – нормальное поддержание сил, да и пусть хоть как то побалует себя – тяжело ведь бедняге. Конфетка – лучшее средство подпитки мозга.
Убиваем двух зайцев: развиваем компульсивное переедание и истощаем интеллектуальные способности ребенка.
Справка: мозг – главный «обжора» нашего тела: он потребляет до 25 % энергии, поступающей из пищи. Для нормальной работы ему необходимо питание. Да вот беда – не все что проглатывается ему полезно. Правильных диет для работоспособности мозга очень много. Просто поинтересуйтесь этим, и дайте ребенку дополнительный ресурс!
9. Хватит сюсюкаться! Все. Школьник уже. Больше правил и требований. Любви – по минимуму. А то вырастет непонятно кем.
Что гарантировано получим? От педантичности, которая не сочетается с значимыми свершениями и успехом, до обсессивно-компульсивного расстройства.
Справка: Ребенку в любом возрасте нужна любовь с ясными ДЛЯ НЕГО проявлениями: ласковыми словами, обнимашками, поцелуями и напоминаниями «Я так тебя люблю! Я люблю тебя несмотря ни на что..» Если этого меньше, нежели правил и требований – ждите плохих последствий. И да – оплата счетов для ребенка НЕ ЕСТЬ проявлением любви. Почему любовь важна? Ребенок практически «зреет» до 25 лет. И чем он меньше, тем сильнее в нем чувственные, инстинктивные начала. Любовью мамы и папы он греется, насыщается, крепнет, успокаивается, выздоравливает, познает себя, готовится к рывку…
10. Обязательно сделайте модный нынче тест на право-левополушарность у вашего первоклашки и следуйте инструкциям по обучению.
Справка: Об этом заблуждении скоро подробная статья, но помните главное: практически до подросткового возраста функциональная ассиметрия полушарий не стабильна: ведет то левое, то правое. Посему нет никакого смысла ее определять. Но даже потом мозг не нуждается в искусственном регулировании и выборе предметов. Если обучение и воспитание не разрушающие – ребенок сам выберет «свои» предметы. И еще – полушария не работают по отдельности (кроме случаев расщепления). Поэтому программы с акцентом на предметы «соответственно мозгу Вашего ребенка» — обедняют общий уровень развития и не позволят достичь максимума даже в «своих» предметах.
И последнее: все пункты объединяет еще одна достаточно страшная вещь – стресс.
Мы так заездили в обиходе это слово, что уже не понимаем, а что оно по сути означает. Длящийся стресс – это разрушение когнитивной сферы, памяти, внимания, понижение иммунитета, постепенное разрушение некоторых органов, что в последствии приводит к серьезным заболеваниям: астма, диабет, ожирение, проблемы с сердцем, жкт, мигрени и т.д.
11. Но сдаваться не надо! Что нам стресс? Антибиотики, иммуностимуляторы, энергетики и успокоительное на ночь – это прекрасный выбор для максимального успеха первоклашки в системе!
Справка: если ребенок начал часто болеть, при этом лечение помогает не на долго; либо странно болеть(то симптомы не понятны, то быстро появляются-быстро исчезают) — очень может быть, что его адаптация к школе проходит не очень хорошо. И тут важно вовремя остановиться в хождении по врачам, а задуматься над тем, что происходит в жизни ребенка!
Любите своих деток! Храни Вас Бог от следования этой анти-инструкции!
Опубликовано 2019-09-12 в 13:27
Опубліковано на сайті 11-09-2019