У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Первые клиенты. Как не сбежать (часть вторя)

У Психолога » Початок практики » Первые клиенты. Как не сбежать (часть вторя)

ПЕРВЫЕ КЛИЕНТЫ. КАК НЕ СБЕЖАТЬ?
Часть вторая: встреча

В первой части были рассмотрены аспекты: как искать клиента, как презентовать себя, каких клиентов не стоит брать, как найти стоимость собственных сессий, какие предварительные границы сеттинга существуют, какие пункты обязательны в договоре перед тем, как переходить к назначению даты и времени первой сессии.

В этой части речь пойдёт о том, как организовывается первая (и последующие) сессии. На что важно обращать внимание.

Первая сессия – диагностическая. Направлена на определение задач психотерапии и её направления. Если клиент заходит только для консультации, то это именно та сессия, в которой есть место расспросам. Ведущее чувство психотерапевта - ЛЮБОПЫТСТВО и ИНТЕРЕС к способу организации жизни клиента, его взгляду на мир и месту в нём.

Несомненно, от сессии к сессии тактика работы может меняться, так как первоначальный запрос клиента имеет свойство изменяться. Консультативнаяя встреча – это, своего рода «разведка поля» и «намечание флажков», куда можно было бы ходить в ближайших встречах, на что стоит обращать внимание.
Итак, первая встреча – это, чаще всего, сбор материала.
Именно для того, что бы не заплутать в большом количестве материала, рекомендуется использовать Дневник психолога. Даже если Вы не ведёте записей, то Вам полезно будет запомнить важные факты о клиенте, способ его общения, особенности поведения и реагирования, замечать мелочи. Гештальт-подход любит свободу и полевую парадигму, но автор данной статьи придерживается мнения, что то, что Вы забываете на первых встречах – может существенно быть важным впоследствии. И именно возможность классического правила психоанализа - ведение записей в процессе (или после) сессии – будет хорошей возможностью для замечания того, что осталось в тени Вашего внимания, а так же возможности самонаблюдения(рефлексии) - замечания того, что происходило в сессии с Вами лично.

Сайт пропонує безкоштовні поради психологів (чат).

Ваши записи могут выглядеть следующим образом (так составлен Дневник психолога в готовом виде, в разделе сессий):
ФИО клиента.
Дата и время на момент проведения сессии.
Оплата: оговоренная сумма – оплачена или нет.
Сессия №: порядковый номер сессии. Можно указать так же порядковый номер из общего количества предполагаемых сессий. Например: 1/10 (первая сессия из 10 предполагаемых).
Особенности начала сессии: отмечается, как зашёл клиент в кабинет психолога, чем были особенны его поведение, темп движений, мимика, поза. Какой был уровень энергии у клиента и психолога. Отмечается любая особенность сессии до того, как началось вербальное общение. Так же тут можно отследить – случился ли у Вас перенос на клиента. Например, клиент – мужчина седой, в очках, который, ещё ничего не говоря, напоминает Вам контролирующего профессора из Вашего института. Тогда имеет принципиальный смысл обозначить это в записи для последующей возможности присматривать за этим своим переносом, дабы не навешать на ничего подозревающего клиента переживания собственного опыта.
Запрос клиента: то, что клиент отмечает в начале данной сессии, как проблему/задачу/затруднение, требующую решения/помощи. Как он говорит об этом, какие обороты использует. Если клиент говорит «мне плохо, хочу что бы было хорошо» - стоит заподозрить средовой вид организации межличностного взаимодействия. Такой клиент с небольшой долей вероятности скажет Вам «спасибо», если Вы угадаете как же это в его мире «хорошо». Может быть так же функциональный способ организовывать запрос – «я хочу, что бы вот этого чувства не было». Соответственно, то, как клиент формирует запрос – может помочь терапевту понять ограничения клиента во взаимодействии с ним самим и не впадать в дополнительные проекции.
Потребности клиента: какая из потребностей актуализирована и лежит под запросом клиента.
Выделение/голод: предположение - готов ли клиент принимать или выделять в контакте. Готов ли клиент Вас слышать? Или его речь многословна, он говорит много и не особо замечает терапевта? Соответственно, если клиент на данный момент может только выделять, то бесполезно насильно его кормить интервенциями. А вот перепроверить гипотезу – действительно ли клиент выделяет – можно и нужно. Если клиент не останавливается – лучшим будет для данного способа организации преконтакта – ждать.
Описание сессии: психолог отмечает важные, по его мнению, факты из рассказа клиента.
* При первичной консультации: образование, профессия, семейный статус, состав семьи, предыдущие попытки психотерапии, кто посоветовал обратиться, причина обращения, ожидания от терапии, предположение клиента о том, что актуализировало проблему.
* Далее сюда можно вносить:
- новые факты из жизни клиента;
- исследование семейной истории;
- возникающие вопросы психолога к клиенту ( ? );
- гипотезы психолога ( ! ), реакция на них клиента;
- эмоции, чувства, невербальные проявления клиента или психолога в процессе сессии;
- наличие затруднений со сном или сексом, описание затруднений;
- фигуры избегания;
- переносы и контрпереносы, изменяющиеся в процессе сессии;
- исследование фигуры и фона, переходы от одного к другому;
- основные конфликты клиента и способы их решения;
- эксперименты, применённые в данной сессии;
- парадоксальные предписания (если были);
- выраженность проявлений клиента на сессии в концепции ДКЛ (шизоидный, невротический, нарциссический);
- особенности соблюдения сеттинга (перенос сессии, опоздания и т.п.).

*** Далее пункты заполняются после окончания сессии:
Ид/Эго/Персона: что доминирует или выражено слабо. Возможно обозначение процентного распределения Self клиента. В какой части больше происходила работа. Например: 40 (Ид)/30 (Эго)/30 (Персона).
Перенос/контрперенос: самый яркий, важный, ведущий в сессии перенос или контрперенос клиента или психолога.
Механизм прерывания (конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия, профлексия, дефлексия, эготизм и др.): указываются те, которые проявили себя, как ведущие, часто встречаемые в сессии.
Чем завершилась сессия/«фразы в дверях»: что важного было сказано в момент, когда время сессии закончилось. Что удалось или не удалось. С какими чувствами завершил сессию клиент и психолог, какие ресурсы были выявлены. Домашние задания (если были). Тактика психотерапевтической работы на следующую сессию.
Цикл контакта (рисунок): для обозначения точки, которая была достигнута в данной сессии (преконтакт, контакт, полный контакт, постконтакт/ассимиляция опыта). Либо обозначение продвижения клиента и психолога в цикле контакта – длиннике. Например, 4 сессия из 10 запланированных, возможно, будет обозначена как полный контакт.
Метафора/цитата сессии: если она есть.

Последняя, заключительная сессия, при благоприятном развитии клиентско-терапетических отношениях, является крайне желательной. Если изначально была договорённость о 10 встречах, то о том, что следующая сессия будет заключительной – необходимо напомнить клиенту именно на 9 сессии. Если клиент решил прервать психотерапию, то задача терапевта – предложить заключительную сессию для прояснения невозможности или нежелания клиента оставаться в психотерапии далее. Это может быть полезным для последующей ассимиляции опыта клиентом. Замечания им сложных мест, в которых не хватило чего-либо, что терапевт дать не смог или не захотел, с чем не смог справиться клиент. Или же, при благоприятном исходе, клиент получил тот результат, за которым обратился в психотерапию и имеет ресурс за пределами кабинета психотерапевта для поддержания эффекта и его закрепления. Полезно на последней сессии осуществить анализ всех встреч психотерапии, уделив этому 15-20 минут. Отметить как менялся запрос клиента, что удалось или не удалось. Вместе с расставанием есть шанс закрыть гештальт как между клиентом и психотерапевтом, так и в теме запроса клиента.

Из этого внушительного списка можно выбрать только то, на чём Вы, как терапевт, опираетесь в своей работе. Дневник психолога позволяет от большого перейти к малому и важному: от автоматизма распознавать теоретические понимания в практической работе к возможности выходить в полевую парадигму, удерживая в фоне всё то, что было уже «вшито» в способ мышления. Важно, что бы фраза «я работаю в полевой парадигме» или «я работаю на интуиции» была подкреплена способностью как-то объяснить свои движения в психотерапии. Впрочем, если нет объяснений, а терапия для клиента оказывается продвигающей, то почему бы и не работать таким способом. В конце концов, что каждый из нас понимает под словом «психотерапия»?  :)

Ознакомиться с содержанием Дневника психолога, его видом и вариантами изготовления можно на странице Издательства Центра психологии и развития "Я-МастерскаЯ": https://www.facebook.com/groups/izdatelstvo.R/

(с) Брейтбург Мария. Магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт, сексолог, семейный системный психотерапевт.
Перепечатка материалов только с согласия автора!

У Психолога » Початок практики » Первые клиенты. Как не сбежать (часть вторя)
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 1 з 1 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія nachinayushim-psihologam как птица рождена для полета, так и человек создан для счастливой жизни

Позитивная психотерапия дает знания о человеке и учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его во всем многообразии.

психологія nachinayushim-psihologam Немного о личности

Сейчас личность представляется мне неким вихрем со стержнем посередине...

Усі публікації розділу Початок практики ᐉ

 
Обговорення "Первые клиенты. Как не сбежать (часть вторя)"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr