Практикум по регуляции вины, стыда, обиды, отвращения

вина, стыд, обида, отвращение

Эмоциональное отреагирование вины

Выделяют три вида вины:

  1. Истинная вина обусловлена реальным нанесением физического или морального ущерба другому человеку, действительным нарушением социальных норм и правил. Носитель истинной вины принимает ответственность за нежелательные последствия своих ошибочных действий.

    Если вы испытываете истинную вину, исправьте эту ситуацию, завершите неоконченное дело. Возместите нанесенный ущерб, исправьте совершенные вами ошибки, искупите свою вину.

    Если вы уже не можете исправить эту ситуацию сейчас, раскайтесь и примите это как дело прошлого, которое нельзя изменить, найдите серьезные основания простить себя. Совершенный вами поступок или отказ от него уже нельзя вычеркнуть из жизни так, как будто бы их и не было вовсе. Но, раскаявшись, вы можете внутренне дистанцироваться от совершенного вами деяния, и сделать происшедшее во внешней жизни в моральном отношении как бы не имевшим места.

    Раскайтесь и простите себя не в качестве самооправдания, а с тем, чтобы ответить на следующие вопросы. Что вы будете делать дальше? Как вы будете поступать в подобных ситуациях? Как можно предотвратить и исправить подобные ошибки?

    читайте также:

    Страх боль и одиночество Жил-был человек и у него была своя интересная история с которой он обратился за помощью. История была запутанная и немного мистическая, глубокая и ранящая.

    Чувство вины "Уйти или остаться" Как справиться с виной, откуда это чувство вообще берется и что с ним делать?

    Вам будет легче простить себя, если вы станете помогать кому-нибудь, кто нуждается в дружеской поддержке или заботе. Преодолеть вину вам поможет также участие в устранении общественных несправедливостей.

  2. Невротическая вина вызвана воображаемыми проступками, нарушением родительских запретов, отказом от личной ответственности, страхом осуждения, скрытой враждебностью. Проявляется в преднамеренном и неискреннем самообвинении и принижении себя, за которым скрывается возмущение другими людьми, имеющими возможность делать то, чего не может делать сам субъект. Помогает оправдаться перед собой и другими, считать себя моральным и добросовестным, и тем самым получать одобрение. Носитель невротической вины болезненно и враждебно относится к любой критике и указаниям на его вину и провоцирует окружающих на заверения в его невиновности. Невротическая вина избавляет от необходимости изменяться и по-настоящему решать проблемы. Она не приводит к изменению поведения и исправлению ошибок.

    Если вы испытываете невротическую вину (вы оправдываетесь и/или выглядите виноватым для того, чтобы избежать ответственности за свои поступки), вам необходимо научиться отвечать за свои решения и за их воплощение, каким бы ни был ваш выбор. Примите на себя ответственность за совершенное вами, например, таким образом: «Да, я сделал это по своему выбору. Сожалею, что причинил вам боль. Как я могу теперь исправить это?».

    Научитесь ценить себя выше, меньше ищете одобрения окружающих, в частности, родителей или замещающих их лиц. Основывайте самоуважение на своих достижениях, способностях, а не на мнении других.

    Смените отношения зависимости (слияние) на отношения равенства и ответственности (контакт) (см. отличия зависимости от любви в гл.4), т.к. вина и обида являются следствиями и симптомами слияния как противоположности личного контакта. Вина и обида используются как средство возобновления зависимости и сопротивления контакту. Вина и обида – бессознательное стремление наказать себя и партнера за нарушенное слияние, а также способ избегания ответственности и перекладывания ее на другого.

  3. Экзистенциальная вина порождается недостаточной реализацией своих способностей и возможностей, неисполненным предназначением, несделанным в жизни, ограничением близких связей с людьми. Экзистенциальной вины избежать невозможно, поэтому важно ее осознавать.

    Если вы испытываете экзистенциальную вину, сделайте то, что вы должны были сделать, но не сделали. Творчески реализовывайте свои возможности, в том числе спо­собность любить кого-либо, свяжите себя близкими или ответственными отношениями (Бьюдженталь, 1998; Джеймс, Джонгвард, 1993; Перлз, 2001; Франкл, 1997; Хорни, 1993).

 

Эмоциональное отреагирование стыда

Стыд является проявлением низкой самооценки. Он сковывает человека и ограничивает его свободу, поскольку предполагает постоянную оглядку на окружающих: что скажут или сказали бы они?

Чтобы освободиться от стыда, осознайте его и открыто выразите. Свободно обсуждайте стыд и вызвавшие его желания с другими людьми, не боясь осуждения и не ожидая одобрения. Не копите и своевременно удовлетворяйте свои потребности и выражайте возникающие чувства. Признавайте их присутствие в себе и их право на существование, их нормальность и естественность. Не игнорируйте свои чувства и желания и не избегайте их.

Примите свое тело, естественные телесные ощущения, влечения, фантазии, в том числе и сексуальные. Удовлетворяйте свои естественные влечения, невзирая на искусственные социальные условности, особенно если эти  влечения никому не во вред. Открыто выражайте свою сексуальность. Избавьтесь от нецелесообразных запретов на проявление вашей свободы, которая ограничена только правами других людей. Например, если в присутствии других людей вам захотелось в туалет, выйдите, не проявляя ненужной стеснительности.

Измените стыд на противоположное чувство гордости по отношению к себе и испытайте ее. Примите себя таким «как есть» вместо того, чтобы осуждать. Повысьте свою самооценку и начните считать себя умным, компетентным, сильным и значимым. Вспомните о своих поступках и качествах, которыми вы гордитесь. За что вы себя цените и уважаете? За что вас ценят и уважают другие люди? Что вы умеете и знаете, что у вас хорошо получается? Какие у вас есть достоинства, которых вы раньше не замечали? Какие положительные и полезные стороны есть у ваших недостатков?

Станьте независимым от оценок и мнений окружающих, от их одобрения или осуждения. Согласитесь с тем, что вас не обязаны принимать и одобрять все люди, часть из них имеет право отвергать вас. Сами выбирайте, какие действия, поступки, решения для вас значимы, а какие – нет.

Проследите свои старые чувства. Вспомните какой-нибудь поступок из вашего прошлого, который вы считаете плохим и поэтому скрываете его и стыдитесь. Какое положительное  намерение побуждало ваш поступок? Какие полезные уроки вы извлекли из этой ситуации? Простите себе мнимые прегрешения и недостатки.

Открыто заявляйте о своих ошибках вместо того, чтобы скрывать, а затем исправляйте их сами или с помощью других людей. Смело обращайтесь к окружающим за помощью и поддержкой. Другие люди не умеют читать ваши мысли, и никто не может догадаться, что именно вам требуется, и предоставить вам это без всякой просьбы с вашей стороны. Научитесь открыто предъявлять свои потребности, прямо выражать свои требования, приказания и просьбы даже тогда, когда они кажутся вам «стыдными».

Возможно, ваш стыд в действительности скрывает за собой эмоции страха, страдания, гнева, любви. Признайтесь себе в истинных причинах своего стыда, которые кажутся вам неприемлемыми и унизительными. Разоблачите «само­обман», как бы это ни было болезненно для вашего самолюбия.

Проведите диалог с самим собой согласно технике двух стульев. Сядьте на первый стул и представьте себя то в роли своих родителей или замещающих их лиц (начальников, представителей власти). Всячески стыдите и осуждайте себя, вспомнив, как в вашем детстве делали это ваши родители, а сейчас, возможно делают вышестоящие по отношению  к вам люди. Вспомните, что значит быть «правильным», «хорошо воспитанным», «вести себя надлежащим образом». Теперь поменяйте роль и станьте самим собой, пересев на второй стул. В этой позиции отстаивайте свое право быть естественным и не соответствовать ожиданиям других людей. Откажитесь делать что-либо, исходя из представления о том, что вы «должны быть хорошим», и говорите «Мне не стыдно! Я имею на это право! Я буду делать то, что мне хочется, а не то, что следует! Я хочу быть самим собой! Мне безразлично, что вы говорите и думаете обо мне. Я не собираюсь соответствовать вашим ожиданиям и быть таким, каким вы хотите меня видеть! Я не буду угождать вам!»

Примите на себя ответственность за свой стыд. Вместо того чтобы говорить: «Это он/она принуждают меня стыдиться и смущаться, скажите: «Я  сам заставляю себя испытывать стыд» (Бек, 2002; Джеймс, Джонгвард, 1993; Перлз, 2001; Роджерс, 1994; Селье, 1982; Флемминг, 1997; Шостром, 1994).

 

Эмоциональное отреагирование обиды

Обида используется для манипулирования другими людьми с целью получения психологических выигрышей – вызвать чувство вины у партнера и получить возможность играть роль жертвы. Если вы не будете своевременно разряжать обиды и будете их накапливать, это может привести к агрессивным аффектам, депрессии, неудачам в делах, разводам, болезням, самоубийствам и т.п. Откажитесь от накопления обид и вместо них накапливайте положительные представления о себе, усиливающие самоуважение. Для этого ищете способы повысить профессиональное мастерство, научиться чему-либо новому, приобрести знания, завести новых друзей, исправить нарушенные отношения и допущенные ошибки, отказаться от деструктивных решений.

Чтобы избавиться от обиды, обсудите проблему с тем, кто вызвал у вас чувство обиды. Когда вы будете это делать, избегайте обвинений в его адрес и используйте технику Я-сообщения. Расскажите этому человеку, как на вас действует ситуация. Используйте местоимение «Я» вместо обвиняющего местоимения «Вы». Например, «Я не люблю запах табачного  дыма, он беспокоит меня», а не «Вы  просто невнимательны к другим, вы так здесь накурили». Проговорите и выплачьте обиду – тогда вы сможете воспринимать критику конструктивно и эффективно изменить свое поведение.

         Проводите регулярные семейные заседания с членами своей семьи, на  которых обсуждайте накопившиеся обиды и старайтесь их понять. Пусть каждый выскажет вслух обиды, которые он держит на других. Другие в это время слушают, но не оправдывают себя (разрешается высказывать обиды, но не разрешается отвечать на них). После того как обиды высказаны, каждый член семьи рассказывает другим, что он принял во внимание. Проводите такие обсуждения ежедневно. Позже, когда у вас появится опыт, проводите их еженедельно.

         Обсуждения обид также полезно в организациях, особенно там, где люди работают близко друг с другом, и где между ними легко может возникнуть раздражение. Если вы решите проводить такие заседания, то все сотрудники организации должны договориться об испытательном сроке, например два месяца. В конце этого периода полезность заседаний должна быть оценена снова. Если участники решат продолжить заседания, то им нужно будет принять решение о выделении времени для регулярных заседаний – одна встреча каждые две-три недели или другой практически осуществимый срок (Джеймс, Джонгвард, 1993).

 

Эмоциональное отреагирование отвращения

Отвращение – естественная защита от чуждых, нежелательных, неприятных, вызывающих сильное сопротивление объектов. В отвращение может превращаться враждебность, первоначально направленная на принуждающих авторитетных лиц, а затем обращенная на самого субъекта.

Испытывайте отвращение, чтобы осознанно отвергать навязываемые вам, но неприемлемые для вас самих идеи, способы поведения, оценки, ценности, мораль и др. или принимать их, но уже на основе сознательной переработки. Отвращение поможет вам обнаружить, что вас принудили принять насильно, что не является вашей подлинной частью, с чем вы отождествились вопреки своим истинным интересам. Принятие отвращения поможет вам выработать избирательное и критическое отношение к тому, что предлагается извне, анализировать и перерабатывать опыт так, чтобы извлечь из него то, что будет соответствовать вашим реальным здоровым потребностям. Осознание собственного отвращения к чуждым советам и ценностям других людей расчистит вам путь к формированию своего подлинного я, принятию собственных решений, выработке ролей, осуществлению возможностей (Перлз, 2001).

2.8. Роль арттерапии в регуляции эмоций

Арттерапия – психотерапия искусством, использующая восприятие и создание художественных произведений для коррекции психических состояний. Арттерапия включает в себя музыкотерапию, библиотерапию, сказкотерапию, терапию изобразительным искусством, кинотерапию, танцевальную терапию и др.

Основной принцип арттерапии – возможность идентификации с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями или эмоциональными переживаниями автора, а также эмоционального отреагирования посредством сопереживания им. Подобное отождествление помогает осознать свои эмоции, понять их причины и находить конструктивные способы разрешения проблемы, породившей нежелательные чувства и эмоции. Поэтому художественное произведение, неважно, книга это, музыка или фильм, подбирается в соответствии с актуальным эмоциональным состоянием субъекта, прибегающего к помощи арттерапии.

Арттерапия является средством снижения и устранения эмоционального напряжения, т.е. обладает катарсическим эффектом. Она позволяет дать конструктивный выход отрицательным эмоциям, выразить, объяснить и переработать подавленные переживания, говорить о своих чувствах с другими людьми.

При пассивной форме арттерапии воспринимаются и интерпретируются художественные произведения, созданные другими людьми, а при активной – продукты творчества создаются самим субъектом (Карвасарский, 2001; Осипова, 2005).

МузыкотерапияКатарсис в музыкотерапии достигается и благодаря тому, что слушающий музыку беззвучно ее пропевает, и сама музыка имитирует те или иные эмоциональные оттенки челове­ческого голоса. Например, печальными представляются звуки, которые характеризуются медлен­ным темпом, производятся в низком регистре, с понижающимся тоном и с ма­лой громкостью.

Благодаря музыке облегчается осознание собственных переживаний, достигается конфронтация с жизненными проблемами, приобретаются новые средства эмоциональной экспрессии.

Исследования показали: если музыка доставляет удовольствие и создает приятное настроение, у человека замедляется пульс, усиливаются сердечные сокращения, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиения учащаются и становятся слабее.

Отдельные элементы музыки (ритм, тональность) способны вызвать соответствующие эмоциональные состояния. Радость передается быстрой мажорной, спокойствие – медленной мажорной, печаль – медленной минорной, а гнев – быстрой минорной музыкой. Минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. Плачевные песни способствуют отчуждению скорби – превращению ее во что-то чуждое для личности. Успокаивающее воздействие оказывают ритмы вальса, детской и народной музыки. Агрессию вызывает революционная или военная му­зыка; одухотворенную радость – религиозная музыка. Печальная музыка снижает нейротизм и ситуативную тревожность.

Основной принцип музыкотерапии: чтобы способствовать эмоциональной разрядке, музыка должна соответствовать эмоциональному состоянию слушателя, например, при депрессии показана тихая, спокойная музыка, при возбуждении – громкая и быстрая. Использование веселой музыки для снятия тревожности может иметь обратный эффект, т.е. повышать тревогу и раздражительность. Для того чтобы выйти из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала слушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении.

Минорная музыка создает оптимальные условия для проекции депрессивных переживаний на музыку, что воспринимается как облегчение страдания. В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, которая усиливает депрессию, актуализирует переживания и препятствует восприятию веселого. Облегчение при глубокой депрессии приносит грустная, скорбная музыка. На легкое депрессивное состояние хорошо действует минорная музыка в форме элегий, ноктюрнов, колыбельных. Тихая, спокойная, мелодичная музыка ослабляет напряженность и тревогу, отвлекает от тяжелых переживаний. Положительная реакция на мажорную музыку отмечается лишь после достаточного отреагирования печали. При депрессии рекомендуется пассивная музыкотерапия.

Первой должна звучать мелодия, отвечающая эмоциональному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает печаль, тревога, страх, то первой ему предлагают для слушания грустную мелодию, которая звучит для него, как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание второго произведения должно противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его (светлая, воздушная мелодия, дающая утешение и вселяющая надежду). Третьему произведению (динамической музыке) надлежит вселять в слушателя уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для эмоционального отреагирования не рекомендуется использовать популярную музыку. Достаточно длительное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения. Возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает удовольствие, радость, блаженство, счастье либо печаль; непривычная музыка – эмо­ционально-отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость).

Незнакомая классическая му­зыка снижает эмоциональное напряжение лучше, чем знакомая. Примеры рекомендуемой классической музыки:

  • при печали – Vсимфония, вступление; VIсимфония, финал П.И. Чайковского; «Смерть» Э. Грига; Прелюдия до-минор,Марш из сонаты си-бемоль-минор Ф. Шопена; «Реквием» В.А. Моцарта;
  • при тревоге – Мазурка, Прелюдии Ф. Шопена, Вальсы И. Штрауса; «Мелодия» А. Рубинштейна;
  • при раздражении, гневе, разочаровании – «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского;          скерцо № 1 этюд № 12, соч. 10 Ф. Шопена; этюд № 12, соч. 8 А.Н. Скрябина; VIсимфония, 1 ч. П.И. Чайковского; Финалы сонат № 14, 23 Л. Бетховена; «Порыв» Р. Шумана; Кантата № 2 И.-С. Баха; Симфония ре минор С. Франка;
  • при зависти и враждебности – Итальянский концерт И.-С. Баха; «Финляндия» Я. Сибелиуса.

Релаксационное воздействие оказывают такие мелодии, как «Баркарола» П.И. Чайковского, «Пастораль» Ж. Бизе, Соната до мажор (часть 3) Ж.М. Леклера, «Лебедь» К. Сенсанса, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, романс из к/ф «Овод» Д.Д. Шостаковича, «Старинная песенка» Ж. Бизе, «История любви» Ф. Лея, «Вчера» Дж. Леннона, «Элегия» Г. Форе и др. Тонизирующее воздействие реализуется с помощью «Чардаша» Ф. Монти, «Аделиты» Г. Пёрсела, «Шербургских зонтиков» М. Леграна и др.

При использовании музыки в тренинге следует учитывать, что музыка в сочетании с текстом на знакомом языке может отвлечь, рассеять внимание, поэтому более предпочтительным является либо инструментальная музыка, либо музыка с текстом на незнакомом языке.

         Активная музыкотерапия может помочь человеку выяснить суть его внутриличностного конфликта благодаря выбору песни для исполнения и идентификации с лирическим героем песни. В этом случае музыка способствует оживлению воспоминаний прошлого с целью их отреагирования (Ильин, 2002; Рогов, 1999; Брусиловский, 1985).

         Библиотерапия Катарсический эффект в процессе чтения достигается благодаря раскрытию читающим того, что персонажи и/или автор книги переживают такие же, а может и еще большие трудности, чем он сам. Читающий книгу получает возможность сравнить свои личные эмоции с эмоциями других людей и научиться наиболее оптимальным действиям в эмоциогенных ситуациях. В последнем случае наиболее эффективным будет чтение специальной психологической литературы научного или научно-популярного характера. Для эмоционального отреагирования в наибольшей степени подходит классическая художественная литература.

         При выборе книги требуется максимальное сходство описанных в ней ситуаций и ситуации, в которой находится читатель. Успешному пониманию своих эмоциональных переживаний и их причин в ходе библиотерапии способствуют вопросы, на которые читающий отвечает после прочтения литературного произведения: « Что из прочитанного сходно с моим опытом? Какой из персонажей на меня наиболее похож? Чем вызваны его переживания? Как он с ними справляется? Как он поступил бы на моем месте? А сам автор? Что из прочитанного можно проверить на практике? Что нового я узнал? Какую пользу я получил? Что вызвало сомнения? Опасения? Как эти знания помогут справляться с трудностями?». В ходе чтения рекомендуется вести читательский дневник (Алексейчик, 1985; Карвасарский, 2001).

Сказкотерапия. Существуют различные способы работы со сказкой, такие, как анализ, рассказывание, переписывание, постановка с помощью кукол, сочинение. В последнем случае субъекту предлагается сочинить и записать сказку, в которой будут содержаться какие-либо его трудности, проблемы. В качестве опоры можно использовать случайный набор слов: десять нарицательных существительных, которые в процессе сочинения сказки можно преобразовывать в имена собственные, другие части речи, читать наоборот.

В ходе сочинения сказки актуализируются эмоциональные переживания автора, которые нередко указывают на возможный выход из сложившихся у него внутренних затруднений, хотя и не всегда верный. Автор про­ецирует на героев своих сказок свое отношение к миру, себе, другим людям, и чувства, которые он испытывает в связи с этим. В ходе анализа и понимания, интерпретации придуманного им сюжета он получает возможность проговорить, осознать и разрешить испытываемые им переживания. Совместное сочинение сказки партнерами (супругами, друзьями, родственниками и др.) позволяет им понять и открыто проявить чувства, которые они испытывают по отношению друг к другу, осознать их причины и найти способы их конструктивной разрядки. Переписывание или продолжение сказки может способствовать отреагированию или трансформации эмоций страха, вины, обиды, гнева и др.

Выбор сказки, созданной другими людьми, для ее чтения, слушания, анализа, переписывания, определяется сходством событий, происходящих с выдуманными героями, с реальными событиями из жизни воспринимающего сказку.

В качестве основы для интерпретации любой сказки может использоваться следующая схема:

1. О чем эта сказка? Какая проблема в ней поставлена? Чему учит сказка?

2. С кем из персонажей вы себя отождествляете? Что движет поступками героя, каковы его мотивы? Как он воспринимает окружающий мир и относится к нему? Как он достигает своих целей и идет к успеху? Как он преодолевает трудности?

3. Какие чувства испытывает герой сказки? Что доставляет ему удовольствие и что причиняет боль? Где он чувствует себя успешным, сильным и ощущает поддержку? Где он чувствует себя уязвимым, слабым? В каких случаях он испытывает страх? Радость? Гнев? Печаль? Какими ситуациями были вызваны эти чувства? Почему герой реагирует именно так?

4. Предложите альтернативные (конструктивные) способы поведения (разрешения проблемы).

5. Если проблема в сказке осталась нерешенной, представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, с помощью которого можно решить эту проблему. Что это за средство? Кто вам его дал, какую потребовал плату (не материальную)? Какой результат вы получите, воспользовавшись этим средством? (Вачков, 2003; Зинкевич-Евстигнеева, 1998, Осипова, 2005).

КинотерапияПросмотр и обсуждение художественного фильма (с другими людьми или с самим собой) способствует эмоциональной разрядке, осознанию актуальных и неразрешенных на данный момент чувств и вызвавших их проблем, развитию самораскрытия и сопереживания, искренности в выражении чувств. Для кинотерапии рекомендуется использовать высокохудожественные фильмы, являющиеся, как правило, шедеврами о

психолог
добавить психолога в избранные

комментарий
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии chuvstva-emotsii Меня обижают....

Человек приучается обижаться в детстве. Для чего люди обижаются? Чаще всего люди обижаются, чтобы сохранить свою правоту.

статья по психологии chuvstva-emotsii Виноватый ребёнок в каждом из нас

Стыд и вина - эффективный инструмент воспитания, но есть нюансы в его применении. Если на контрасте отсутствует признание хорошести и важности потребностей ребёнка...

Все публикации раздела Чувства и эмоции >>

 
Комментарии к "Практикум по регуляции вины, стыда, обиды, отвращения"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr