У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Ребенок не говорит

У Психолога » Вікова психологія » Ребенок не говорит

отставание в развитии речи В статье будет представлен алгоритм действий родителей, если ребенок 2-3 лет не говорит. Я сама прошла через такую ситуацию со старшей дочкой, поэтому хочу помочь родителям сориентироваться в проблеме, понять как действовать.

Примерно к концу первого года ребенка у родителей появляются мысли такого плана: когда же мой ребенок заговорит? Он уже ходит, ловко держит предметы та и вообще на глазах познает мир, становиться все смышленее. Но толком не говорит...Ладно, подождем до 1,5 лет, там точно заговорит. Но в 1,5 года чуда не случается, ребенок говорит всего пару слов, и то понятных только близким. Потом 2 года, вот уже и 2,5....а ситуация особо не меняется.

Если Вам знакомы эти мысли, то выдохните/вдохните и давайте рассмотрим что же идет не так, и как помочь ребенку заговорить. Сразу скажу, что речь будет идти о здоровых детях без неврологических и психиатрических диагнозов.

Этап 1. Наследственность. Родители вспоминаем свое детство, рассказы родных, а лучше идем и спрашиваем у родителей подробности своего развития. Если мама и папа поздно заговорили, то велика вероятность что и дети у них будут долго молчунами. Такая наследственность не говорит, что нужно сесть и ждать. Это один из факторов влияющих на вашего ребенка.

Этап 2. Планирование, беременность, роды. Вспоминаем эти этапы жизни. Лучше взять листок и расписать по пунктам: как планировали, были ли вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики); как протекала бер-сть, были ли угрозы выкидыша, токсикоз, вирусные болезни; сколько длились роды, были ли осложнения. Вы спросите - зачем так подробно все записывать? Ответ прост: так и вам легче описать события, и в последующем такие вопросы будут задавать специалисты и врачи. На этом этапе возможны такие варианты:

  • Планирование, беременность, роды прошли легко и без проблем, это отлично, тогда переходите к 3 этапу.
  • Если же бер-сть была с угрозами выкидыша, сильный токсикоз и т.д; в родах осложнения (стремительные роды или наоборот долгий безводный период, гипоксия плода и т.д) - то стоит посетить невропатолога, пройти дополнительно обследование (электроэнцефалография (ЭЭГ)) Определить, является ли такое поведение дисфункцией головного мозга или результатом недостатка воспитания, можно только с помощью количественного ЭЭГ. Также часто из-за смещения шейных позвонков возможна задержка речи. Тут нужна консультация хирурга, остеопата.

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

[➤ Возможно, Вам будет интересно: Признаки аутизма у ребенка 2,5 - 4,5 лет. ]

Этап 3. Оценить словарный запас ребенка(не раньше 2-х лет). На этом этапе несколько нюансов.

Во-первых, запишите слова ребенка в столбик, к лепетным и непонятным можно рядом дописывать объяснение. Понаблюдайте несколько дней, так вы ничего не забудете и не пропустите. Что даст этот список? Конкретно сколько слов произносит ребенок, какого характера слова, что преобладает глаголы или существительные. Это так называемый активный словарный запас. Также этот список пригодиться на консультации у специалистов, где вы не только на словах(Он не говорит), но и  подтвердите. Кстати многие на этом этапе открывают, что не так уж и мало говорит их ребенок. Полезно через определенные промежутки заново фиксировать словарь, смотреть динамику.

Важный момент! Нормы развития. Вы уже наверно читали, что ребенок должен говорить в год столько слов, в два года столько-то. А вы задумывались кто написал эти нормы, когда они были написаны и вообще почему Ваш ребенок должен? Мое мнение, что нормы речевого развития это хорошо, но к своему ребенку я их применять не хочу.  Гораздо важнее следить за динамикой. Даже при медленном темпе развития речи,  с задержкой динамика, прогресс должен быть, пусть небольшой. Вас должен насторожить регресс в речевом развитии, торможение и простой.

Не сравнивайте Вашего ребенка со сверстниками или старшими братьями\сестрами. Такое сравнение неконструктивно и ведет только к негативным эмоциям.

Во-вторых, это пассивный словарь. Посмотрите может ли Ваш ребенок выполнить просьбу(принеси книгу\мишку, отнеси чашку), понимает обращенную речь.

читайте також:

Сепарация и путь к взрослению У каждого своя история покидания родительского дома. Кто-то уезжает в другие города и страны,  кто-то остаётся у родителей, другой к 17-ти работает самостоятельно, кто-то входит в родительский бизнес с детства, а кто-то, работая отдельно живёт

Что необходимо нашим детям ? Часть 1 3 фундаментальных фактора для благополучного психо-эмоционального развития детей. Они дают детям ощущение уверенности в том что с ними произойдёт в следующий момент. Для ощущения спокойствия, детской психике, критично необходима ...

запитати психолога онлайн

 На этом этапе тоже  варианты действий:

  • ребенок без мед.проблем, мало активных слов (преобладают лепетные, звукоподражания), но большой пассивных запас (много понимает) - тогда нужны развивающие занятия с психологом, накопление пассивного словаря и побуждения к активной речи
  • ребенок без мед.проблем, мало активных слов, не может выполнить просьбу из двух простых действий, плохо понимает обращенную речь - в таком случае нужна консультация логопеда, невропатолога, психолога. В зависимости от уточненного диагноза (есть несколько видов задержек речевого развития), составляется программа коррекции и развития.
  • ребенок без мед.проблем, но есть регресс в речевом развитии (например 2 мес назад говорил слова из двух слогов, были и глаголы- действия,  теперь опять звукоподражания и лепет). В таком случае попробуйте вспомнить события последнего времени (переезд, разлука с близким ребенку человеком, болезнь, появление нового члена семьи). Эмоциональное событие могло повлиять на речь. Далее нужно отталкиваться от ситуации семьи, при необходимости консультация психолога.

Важный момент! Многие родители слышат фразу "Та куда спешить! Вот Коля/Петя/Таня до 3-х лет не говорил, а потом начал говорить предложениями." Можно конечно подождать до 3-х лет, может и чудо случиться и Ваш ребенок начнет сразу сказки рассказывать. А если нет....потом будете жалеть о потерянном времени. Врачи, логопеды, психологи консультируют и просвещают. Не бойтесь обратится  и получить информацию.

 Такой алгоритм я хочу предложить на сегодня. Он не решит всех вопросов и проблем, так как тема очень широкая и причины задержки речи разнообразны. Но хоть немного сориентирует родителей. Удачи и много новых слов вашим деткам.

Буду рада комментариям и уточнениям по теме.

У Психолога » Вікова психологія » Ребенок не говорит
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 2 з 2 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія vozrastnaya-psihologiya Возрастные кризисы

От возраста к возрасту потребности человека меняются, и меняются задачи, которые стоят перед ним. На каждом из этапов развития может произойти остановка или травма, которая в дальнейшем будет препятств...

психологія vozrastnaya-psihologiya Не іграшка: як іграшки впливають на розвиток дитини

Секрет важливості вибору іграшок для дитини лежить у особливостях дитячого розвитку. Які ж характеристики іграшок є важливими в контексті розвитку дитини?

Усі публікації розділу Вікова психологія ᐉ

 
Обговорення "Ребенок не говорит"

Коментарів 1

мы водили от специалиста к специалисту, кто-то говорил, все прекрасно, что вы ребенка мучаете, перерастет, кто-то наоборот - что вы так затянули, тут вообще кошмар. Устали от этой некомпетентности, пока нам не посоветовали Денисову Ирину Петровну. Вот, кстати, ее статья отличная https://logopedistskype.com/logopedi-defektologi/logoped/rechevye_narusheniya/1-pochemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-prichiny-otsutstviya-i-zaderzhki-rechi-u-detej/ После занятий с Ириной Петровной, наши хождения по мукам закончились! Прогресс налицо!
Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr