Как помочь своему ребёнку не стать жертвой школьного буллинга?

школьный буллинг  На днях смотрела маленький документальный фильм, рассказывающий  об учащихся  школ Америки  различных штатов. Дети разного  возраста от 9 до 16 лет, счастливо улыбаются, играют  с кошками и собачками ,празднуют день рождения в кругу семьи, засиживаются за компьютером, занимаются с младшенькими.  Весёлые, счастливые детские лица, глаза, излучающие доброту  с  некоторой    «ноткой»   печали,  возможно,  грусти, а может  это   безвыходность   или предчувствие трагедии?

 Дети, родившиеся  здоровыми,  погибшие, пропавшие   не на войне, не от  тяжёлой,  неизлечимой болезни, а от  того, что кому-то не понравился, что-то не так сделал, не  та одежда оказалась или не те жизненные приоритеты и ещё  «многое не то».  Очень жаль, что  взрослые, которые более  мудрые и практичные, не успели помочь этим школьникам. 

Давайте попробуем  разобраться,  предотвратить  и помочь нашим детям.

 Прежде всего родители должны  безусловно любить своего ребёнка и поступать так, чтобы ребёнок  знал, что у него всегда есть поддержка и опора. Ругать и наказывать можно только проступки, если они есть, но ни в коем случае не самого ребёнка. Только тогда ваш ребёнок доверит вам свои тайны, обиды и вы сможете помочь.

  Любого ребёнка, начиная с первого класса нужно предупредить, что его могут дразнить, высмеивать одноклассники, возможно даже ударить. Если что-то такое произошло, нужно немедленно  рассказать  родителям. Хорошие  рекомендации , по поводу  буллинга , даёт доктор медицинских наук, профессор Алла Баркан .

Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу:

  • не задираться, не зазнаваться;
  • не показывать своё превосходство над другими;
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
  • не  хвастаться- ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;
  • не демонстрировать свою элитарность;
  • не ябедничать;
  • не подлизываться к учителям;
  • не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам(не плыть против течения своего коллектива);
  • не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;
  • не демонстрировать свою физическую силу;
  • не показывать свою слабость;
  • не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;
  • даже самые неординарные способности человека-это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими;
  • своим даром,увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя;
  • одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы на соревнованиях различного уровня, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью

Нужно:

читайте также:

Моя судьба - мой характер Характер человека и его отношения с людьми. Качество отношений во взрослой жизни зависит от качества отношений которые мы переживаем до 6 лет.

Как поехать с семьей на отдых и отдохнуть. Вы приехали на море, но это еще не значит, что ваш отдых уже начался. Дети врассыпную, вокруг одни соблазны: мороженное, сладкая вата, батуты, водяные горки...

  • отыскать себе друга,  среди одноклассников, а ещё лучше несколько  настоящих друзей;
  • найти общий язык с каждым учеником в классе;
  • приглашать одноклассников в гости;
  • научиться уважать мнение своих одноклассников;
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками;
  • научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

 

 Что  конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:

  1. научить  не  бояться  своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
  2. наладить родителям  контакты с учителями и одноклассниками;
  3. участвовать  в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;
  4. если у родителей есть необычное  хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если  родитель  может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть  на вас с восхищением, и вряд ли тронут  вашего ребёнка;
  5. приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
  6. ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая  ему  группа детей, а так как разборки происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.
  7. повышать самооценку ребёнка;
  8. в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру,  то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;
  9. помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
  10. если ребёнок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а  восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;
  11. не показывать свой страх  и слабость  перед  булли, если таковые  отношения имеются, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием  чем-то нехорошим о них.
  12. не настраивать  ребёнка  против  его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
  13. не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников   «элитностью»  одежды и особой гламурностью;
  14. учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

 

 Если  профилактические меры не помогли и ваш ребёнок оказался жертвой  буллинга , родители должны:

  • -прежде всего,  понять истинную причину  проишедшего  с ним;
  • -убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного  буллинга;
  • -сообщить об этом учителю и школьному психологу;
  • -сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
  • -если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;
  • -при сильно  пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
  • -в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;
  • -Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

 

 Методические рекомендации для родителей, разработанные Евгением  Гребенкиным, кандидатом  психологических наук.

  1.  Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребёнке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
  2.  Во-вторых, следите за тем, как ваш ребёнок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
  3.  В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребёнка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведёт  к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

 Не будьте равнодушными к проблемам ребёнка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребёнка и родителей). Бывают такие случаи, когда родители приходят в школу и сразу пытаются обвинить учителя во всех бедах своего ребёнка. В такой ситуации реакция учителя может быть либо нормальной, и он попытается исправить положение, либо неадекватной и он начнёт по любому поводу придираться к ребёнку и искусственно занижать ему отметки.

 Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребёнком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».

   Тест «Мой ребёнок»

  1. Выходит из себя
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  2. Спорит со взрослыми
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  4. Ведёт себя провокационно и нарочно раздражает людей
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  6. Обидчив  и легко раздражается из-за чужих действий
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  7. Злобен  и нетерпим к критике
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  8. Недоброжелателен или мстителен
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто

 Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьёз задуматься. Поведение вашего ребёнка может быть признаком  проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребёнком, вам следует,  внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребёнок ведёт себя агрессивно. Насколько серьёзно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?

 Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребёнка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребёнком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

 При общении с ребёнком необходимо использовать  «Я-послания»  Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребёнку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости. Преимущества. Я- посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребёнка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар».  Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.


 Я-послания:

  • Я думаю, что...
  • Я недоволен тем, что...
  • Мне не нравится, что...
  • Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку .
  • Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

 Также важно, чтобы коммуникация велась посредством «языка принятия». Такой язык поясняет, что другой человек принимается таким, какой он есть.

 Активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает  думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребёнку рационально распределять нагрузку и отдых.

 Ограничьте общее количество времени,  отведенного  для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребёнка. Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребёнок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики. Для ребёнка необходимо рациональное чередование сна и отдыха.  

 Ребёнок подражает  нам, перенимает наш стиль общения, жизни  и невольно копирует всё это. Но в других условиях, при других ситуациях эти « копии» выглядят иначе. Они  перевоплощаются как   в роли  жертвы , так и в роли  булли.  К такому результату может привести  вашего школьника и жестокое обращение с ним, и ваш  гиперконтроль,  или наоборот, гипоконтроль -безнадзорность ребёнка. Поэтому всё должно быть в меру-это  хорошо и для  вас, и для  вашего ребёнка.

психолог
добавить психолога в избранные

комментарий
понравилось: 4 из 4 оценивших
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Рекомендации психолога о правилах общения с детьми, имеющими особенности личностного развития

Автор на основании своего многолетнего опыта работы школьным психологом дает краткие практические рекомендации.

статья по психологии roditeli-deti Насилие в семье над ребенком

Физическое и психологическое насилие родителей над детьми. Очень часто мы не замечаем или не хотим этого замечать...

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Как помочь своему ребёнку не стать жертвой школьного буллинга?"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr