Снова в школу. Почему плачут дети и… родители.

трудности обучения у ребенка в школеВ последнее время, количество обращений, ко мне как к специалисту, в связи со «школьными проблемами» у детей растет в геометрической прогрессии. Если честно, меня это пугает. Что будет дальше с детьми, которые в самом сенситивном периоде своего развития почувствовали свою неполноценность, столкнулись с непониманием и раздражением взрослых, игнорированием своих потребностей – в игре, в отдыхе, в полноценном сне…

И если попытаться разобраться в том, почему может быть тяжело учиться каждому конкретному ребенку, мы должны, рассмотреть каждую из составляющих этого драматического треугольника:  ШКОЛА – СЕМЬЯ – РЕБЕНОК.

Итак , ШКОЛА… Нынешняя школа представляет собой место,  где ребенок испытывает повышенную психоэмоциональную нагрузку и фрустрацию. Он должен сидеть ровно, должен внимательно слушать учителя, должен получать хорошие оценки, должен уметь не вестись на провокации одноклассников, должен уметь достойно выходить из конфликтных ситуаций, должен беспрекословно выполнять требования взрослых… Должен-должен-должен.   Но возникает вопрос – а может ли все это делать обычный, среднестатистический ребенок?

Этому ребенку трудно сидеть ровно, потому что это его организм требует движения.

Ему трудно внимательно слушать поток неинтересной бессмысленной информации.

Ему трудно выполнять требования, потому что они чрезмерны…

читайте также:

Современный ребенок-индиго или просто дурно воспитан? Казалось ли Вам когда-нибудь, что Ваш ребенок в своем возрасте позволяет себе намного больше, чем Вы в его?

Няня - панацея или ужас родителей? Заблуждения в понимании места и роли няни в жизни ребенка. О влиянии на его психику самого факта замены мамы на няню. Многие мамы пребывают в иллюзиях, что няня - это наемный работник, у которого есть строгий перечень «можно» и «нельзя».

Итак, есть объективные причины того, почему детям сложно учиться в школе:

  1.  В учебных программах слишком много «образовательного мусора» - информации, которая не учит понимать сущность и механизмы тех или иных явлений, и нерациональных заданий. К примеру, можно дать ребенку написать два предложения для закрепления 7 грамматических и орфографических правил, а можно 14  предложений, в которых будут использоваться два правила. 
  2.  Существующая учебная нагрузка в разы превышает  пределы допустимых возрастных психофизиологических норм. По данным, которые привел в своей статье уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области г-н И.Р. Молоков, количество часов, которые затрачивает на учебу современный школьник старших классов, составляет 48,5 учебных часов. Не думаю, что положение дел у нас в стране кардинально отличается.  В то время, в 1976 году учебная нагрузка не превышала 28 – 32 часов.
  3.      Учебная программа не учитывает возрастные особенности ребенка (например, в первом классе вводится понятие «множества», которое и так является достаточно абстрактным, хотя любому специалисту известно, что способность к восприятию таких понятий формируется ближе к 12 годам).
  4.     Учителя не в состоянии гарантировать «усвоение» этого учебного плана, поэтому вынуждены заниматься показухой, либо перекладывать значительную часть учебной программы на плечи родителей. 

 Все это приводит к тому, что у среднестатистического ребенка отбивается охота думать.  Он жаждет развлечений.   Как компенсации за свое напряжение, за бездарные часы штудирования бесполезных учебников, за насилие над своим телом и мозгом.

В связи с этим возникает крамольная мысль – так, может быть,  Школа просто выполняет свою социальную функцию и готовит потенциальных потребителей? Которые находятся под влиянием вау-импульсов и не способны разобраться в том, что им нужно, чего они хотят на самом деле, что для них ценно, а что - нет. Ведь они сызмальства приучены пережевывать и глотать все, что предлагается им взрослыми – неудобоваримую информацию, невыполнимые обязанности, неприятные и бесполезные задания...

Нет, разумеется, среди этих детишек найдутся и те, чья природная любознательность вновь расцветет и пробьет серый асфальт зубрежки и бездумности. 

Но сколько прекрасных ростков так и не  увидит свет?

Давайте подумаем, чему мы, родители, научим ребенка, если станем требовать от него, чтобы он старательно выполнял все задания и школьные требования:

  • Бездумно подчинятся
  • Пассивно саботировать невыполнимые обязанности
  • Врать и выкручиваться
  • Боятся любых оценок (мнений) со стороны
  • Подавлять свои желания и отказываться от них
  • Подавлять свою активность
  • Не верить в себя
  • Не знать чего он хочет

При желании, этот список можно продолжить. Но, на мой взгляд, он  и так достаточно внушителен. А теперь, внимание, вопрос! - Компенсирует ли табель с отличными (или просто хорошими отметками), весь этот негативный опыт? 

Мой ответ – твердое нет!

«Но, как же так?» - возразят обеспокоенные родители - «ведь ребенок обязан учиться! И он должен делать это хорошо! Ведь сейчас так трудно найти хорошую работу! Это так важно!».

Но неужели, кто-то еще сомневается, что с таким багажом жизненных приобретений, люди не становятся лидерами?  Максимум, чего может добиться такой человек – это планктонно-офисной должности, потухших глаз  и тотального ощущения, что жизнь бессмысленна.  А знаете почему? Потому что он никогда не получит достойного вознаграждения и компенсации за утраченное детство и потерянную юность. Потому что только в сказке Золушка попала во дворец. В жизни 99,9% Золушек так и остались мыть горшки и выносить мусор.  А состояться, быть счастливыми, могут лишь те, кто способен принимать решения, брать на себя ответственность за свои решения и поступки, кто знает, чего он хочет. Но в школе-то, именно этому и не учат… Скорее, наоборот.

 

Поэтому, если Ваш ребенок слишком переживает из-за оценок, если он боится отвечать у доски и больше всего на свете боится пойти в школу с невыученными уроками, если он считает, что для него очень важно хорошо учиться, но при этом мечтает заболеть и пропустить несколько учебных дней – это тревожные звоночки. Это сигналы невротизации.

 

Однако, как известно, всякая проблемная ситуация – открывает новые возможности для развития.

Так, что могут сделать родители, которые хотят, чтобы их ребенок вырос здоровым и счастливым, чтобы он мог найти свое место в жизни и сумел добиться желаемого?

 

Научить ребенка прислушиваться к себе и доверять себе  - то есть отказываться от непосильных нагрузок, уметь цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уметь искать и находить увлекательные и полезные занятия.  Я знаю очень мало детей, которые были бы нелюбознательны от природы. Я знаю очень много детей, которых мы сами сделали такими.

 

Научить ребенка меньше зависеть от внешних оценок – ведь любые оценки очень субъективны. Но в борьбе за оценку теряется смысл весь смысл обучения, потому что самым главным становится не процесс учебы и даже не результат в виде полученных знаний, а  мнение некоего постороннего, хотя и заинтересованного лица о качестве этих знаний. Мнение, несомненно, заангажированное. И благодаря такому подходу дети легко впитывают мысль, что главное – «не быть, а казаться».

Однако, куда важнее, чтобы ребенок понял, что он может получать удовольствие от процесса познания нового, может заинтересоваться и увлечься. Ведь только в этом случае человек становится способен к созидательной деятельности, несмотря на препятствия.

 

Научить ребенка выделять главное и второстепенное – навык, очень полезный в нашей жизни, где так много разной чепухи, которая преподносится как нечто неимоверно важное. И когда ученик принимает решение больше внимания уделять интересным для себя предметам, более углубленно изучать какой-либо вопрос, он делает шаг к осознанной и счастливой жизни. Потому что учиться брать на себя ответственность за свой выбор, сознательно отказываясь от того, что становится для него лишним и ненужным.

 

А как же учителя? 

Рядовой Учитель, деятельность которого вызывает лично у меня глубокое уважение и сочувствие, находится между Сциллой родительских требований и ожиданий (а иногда и откровенно неадекватного поведения, включая хамство и рукоприкладство),  и Харибдой  всяких начальственных аббревиатур.  Его задача – ловко лавировать между всеми этими давящими обстоятельствами. Естественно, поглощенный этой задачей, он уже не в состоянии вникать, что делается на его маленьком корабле, пассажиров которого он должен привести к доброму и светлому.

От этого плохо всем…

Но есть еще один нюанс... Дело в том, что система школьного образования находится в глубоком кризисе, к которому ее привела банальная человеческая трусость и алчность. Это, чиновники, желающие отрапортовать о достижениях учащихся, продемонстрировать значимость своей деятельности и сохранить свое уютное кожаное кресло. Это директора лицеев и гимназий, которые стремятся наполнить день ученика английскими-франзузскими-немецкими-японскими языками, чтобы его школа считалась престижной и родители побогаче стремились отдать туда своих детей. Это авторы огромного количества бездарных учебников, перенасыщенных бессмысленной информацией, которые они штампуют как пирожки – ведь за это хорошо платят.  Это учителя, которые боятся сказать «нет» начальству или родителям.

Это мы сами!  Потому что терпим.

Ну а что же ДЕТИ? От них ведь стонут видавшие виды педагоги, они ведут себя дерзко, отказываются учиться, требуют все новых и новых подарков и развлечений, они ведут себя инфантильно, агрессивно, они не умеют общаться, они капризны, плаксивы, несдержанны. Попадая в условия школьного прессинга все эти «принцессы» и «мамсики» оказываются совершенно неподготовленными ни к коллективному обучению, ни к какой-либо самостоятельности. Потому что целое поколение детей свое дошкольное детство  провело под присмотром взрослых и за просмотром телевизора и не оттачивало в «обычной» игре ни способность к планированию, ни навыки сотрудничества. Целому поколению городских детей никогда не нужно было думать, чем себя занять – придумать план игры, договорится со сверстниками, раздать роли. Им не нужно было придумывать как избежать встречи со сторожем яблоневого сада, как вовремя вернуться домой с рыбалки, как незаметно от мамы зашить дырку на штанах, как умудриться купить не только хлеба но и конфет…

 

Вместо этого были развивающие передачи, опекающие няни, прогулки по торговым центрам и развеселые аниматоры. За них все, абсолютно все, делали заботливые взрослые – взрослые решали, что ребенок будет есть, чем заниматься, что оденет, куда пойдет, с кем будет общаться. А если ребенок сопротивлялся - наказывали за непослушание. Поэтому и не были заложены у нынешних детей предпосылки к развитию самостоятельности и ответственности, то есть именно тех качеств, которых, по мнению самих родителей, катастрофически не хватает их чадам.

Но и на этом фоне, порой, выделяются дети, которым особенно трудно в школе. Кто-то так и не научился в срок читать, либо пишет с ужасающими ошибками. Кто-то, месяцами сидит под партой, кто-то крутится как юла и этим вызывает праведный гнев учителей. Кто-то не может выучить таблицу умножения, кто-то не в состоянии запомнить, что учителей называют на «вы», а кто-то часами рыдает, если к доске вызвали не его, а кто-то постоянно дерется.

Мы наказываем их, но наказания вызывают еще большие проблемы, мы заставляем их переписывать перепачканные тетради, лишая отдыха, но от этого они не становятся более внимательными и усердными. В чем же дело?

Ответ прост – эти дети не родились настолько же выносливыми психологически и физически как другие. Причин может быть много -  от генетической предрасположенности, до средовых воздействий в наше экологически неблагополучное время. В любом случае, такое поведение - закономерное следствие нарушений мозговой деятельности, более или менее выраженных.

Поэтому, родителям «трудных детей» следует помнить, что нарушения школьной адаптации наиболее часто бывают вызваны  психоорганическим патологическим фоном, проявляющимися в быстрой утомляемости, раздражительности, агрессивном поведении, невнимательности и двигательной расторможенности,  недостаточном объеме памяти, нарушении фонематического слуха, дискалькулией, дисграфией, недостаточно развитом пространственном мышлении и т.д.  Все это оказывает влияние не только на успеваемости, но и на состояние эмоциональной, мотивационной и регуляторной сфер психики ребенка, что  делает его более чувствительным к неблагоприятным социальным воздействиям. По данным исследования проведенного в 1998 году, результаты которого представлены  Заваденко Н.Н. с соавторами, было выявлено, что у 42% мальчиков и 18% девочек имела место школьная дезадаптация. По частоте встречаемости минимальные мозговые дисфункции, неврозы, психические и неврологические заболевания. Очевидно, что эти дети нуждаются в помощи специалистов и бережном к себе отношении, а не в отцовских подзатыльниках и материнских стенаниях.

«Так, наверное, нужно еще больше заниматься?» -  с комсомольским воодушевлением спрашивают иногда родители детей, у которых диагностированы такие особенности.

В ответ на это, я рассказываю старинную китайскую притчу о том, как один нетерпеливый человек, стремясь, чтобы его урожай вырос быстрее, начал поддергивать ботву. Естественно вся его морковка завяла…

Чтобы такого не случилось, важно заниматься только тем, что наиболее необходимо для коррекции проблемных сфер ребенка и в очень дозированном объеме. Не больше и не меньше необходимого.

Дополнительная учебная нагрузка (привлечение репетиторов, попытки тренировать память и внимание, изнурительное выполнение домашних заданий) – приносит такому ребенку только вред. Его нервная система и так не справляется с нагрузками, а если их еще добавить? Последствия предсказуемы – нервные срывы, постоянные болезни, нарастание агрессии и раздражительности. В наихудших случаях дети оказываются пациентами психиатров – и тут уже ясно становится, что школьные требования следует отодвинуть на второй план. Как говорится – «быть бы живу». Впрочем, некоторые особо ретивые родители, иногда и жизнь ребенка ценят меньше, чем его учебные достижения – так, однажды, мальчика, собиравшегося покончить с собой, родители отказались привести на консультацию в утреннее время, так как боялись что он «пропустит школу». К счастью, таких случаев немного…

Впрочем, и тем детям, которые избежали этих проблем, приходится в нашем требовательном обществе несладко.

Целый кластер проблем и трудностей адаптации в школе может быть связан с  особенностями формирующейся личности в условиях повышенных требований, что может приводить к адаптационному срыву (реактивными депрессиями, соматическим реакциям, навязчивым состояниям, фобиям), иногда сопровождается неврологической симптоматикой (тики, энурез, энкопрез и проч.). Так происходит, когда внутренних ресурсов у ребенка оказывается недостаточно для адаптации к меняющимся условиям среды.

Ряд причин, активирующих «адаптационный срыв» являются преимущественно социально – психологическими,  связанными с текущей семейной и жизненной ситуацией ребенка – разводом родителей, болезнями,  маргинализацией семьи.

Часто причины возникших трудностей с успеваемостью и поведением имеют комплексных характер

Все мы помним две самых «физиологичных» реакции при встрече с зубастым-клыкастым противником или жизненными трудностями – борьба или бегство. Но благодаря достижениям цивилизации, у нас все чаще проявляется еще один способ реагирования – смириться и впасть в депрессию.

Все три эти вида реакций мы наблюдаем у «нормальных» школьников.

Часть детей извергает агрессию вовне – уже к второму-третьему классу демонстрируя оппозиционность миру взрослых и становясь похожими на вечно насупленных ежиков. «Ему же всего восемь, а реакции уже типично подростковые!» - жалуются родители таких детей.  Эти «детки» хамят, дерзят, поколачивают младших братьев или сестер, задирают одноклассников, обвиняют во всех своих бедах родителей. Но некоторые из этой категории детей, способны справляться со своим раздражением в школе, однако дома, проявляют его во всей красе.

Часть просто уходит от сложных ситуаций в мир иллюзий  - с головой погружаясь в компьютерные игры, фантастические миры, странные сообщества. Самые опасные и разрушительные проявления таких реакций – увлечение наркотиками.

Часть направляет агрессию в себя. Такие дети часто и подолгу болеют, демонстрируя весь спектр психосоматических заболеваний,

Еще одна небольшая категория детей – счастливые обладатели устойчивой нервной системы, крепкой психики, адекватной самооценки и здорового пофигизма,  тоже, порой, оказываются на приеме у клинического психолога. Оказывается, что учителя, а затем и родители быстро идентифицируют их как «лентяев».

Но к проявлениям лени следует относиться с уважением! Ведь, любой нормальный, здравомыслящий человек, будет стремиться избегать нецелесообразной деятельности. Поэтому, на сегодняшний день, все авторитетные психологи, придерживаются концепции, гласящей  -  «лени нет, есть отсутствие мотивации!».

Итак, чему мы можем научить ребенка, требуя от него хороших оценок и подкрепляя эти требования разговорами о том, что только отличные оценки помогут ему добиться успеха в жестоком мире взрослых, где без них просто не выжить:

  •       Бояться взрослеть
  •       Бояться делать ошибки
  •       Считать, что мир жесток и опасен
  •       Считать, что достижения возможны только в конкурентной борьбе
  •       Считать, что счастье измеряется размером зарплаты
  •       Презрительно относится к «непрестижным» видам деятельности, даже если они доставляют удовольствие
  •       Бояться изменений
  •       Бояться отхода от намеченного плана
  •       Ожидать вознаграждения за усилия, а не за результат

 

«Но как!» – последуют возмущенные возгласы - «детей надо заставлять учиться, иначе они будут только играть в компьютерные игры или шататься по улицам!». 

Это справедливо. Но только отчасти.

Есть в Англии удивительная школа «Саммерхил», которая была основана почти сто лет назад. Там совершенно нет оценок, а учеников вообще не заставляют  посещать уроки.  Ее основатель Александр Нилл, считал, что: «предназначение ребёнка — прожить свою собственную жизнь. Не ту, о которой мечтают его беспокойные родители, и не ту, которую предлагает учитель, думающий, что знает лучше». Естественно, что туда попадают отпрыски богатых родителей, которые уже попросту махнули на них рукой… Но свобода делает чудеса – постепенно торчащие во все стороны иголки отваливаются, и воевавшие со всем миром подростки, поворачиваются совсем другой стороной – вполне белой и пушистой. Набездельничавшись вволю (а этот период составляет от двух-трех месяцев до полугода), новички, начинают заглядывать на лекции, составлять для себя свой собственный учебный план и присоединяются к учебных группам. Потому что учеба для них становится интересным и полезным занятием. Среди выпускников этой школы есть ученые и коммерсанты, журналисты и моряки, работники фаст-фудов и директора отелей. Но независимо от сферы деятельности и места работы – эти люди считают, что их жизнь удалась.

А теперь поговорим о СЕМЬЕ.

Нередко, в своей практике, я встречаю ситуацию, когда ребенка, который неплохо адаптировался в ближайшей к дому школе, завел друзей среди одноклассников,  нашел общий язык с учителями и начал получать хорошие оценки, родители решают перевести в более «серьезную» или «престижную» школу.  И тут начинаются проблемы.

Ребенок вдруг сталкивается с предвзятым отношением к новичку, которого, по мнению заслуженных педагогов, следует непременно поставить на «место». За помарку  оценку снижают вдвое, за зачеркнутое слово  требуют переписывать страницу… По мнению педагогов, таким способом можно мотивировать детей к старательной учебе.

Но ни дети, ни родители оказываются не готовы к столь высоким требованиям «сильных» школ, заинтересованных в том, чтобы в них могли учиться не столько самые одаренные, сколько самые выносливые дети. За счет непомерных трудностей, с которыми связана учеба в таких школах отсеиваются те, кто не способен выдержать этот многолетний марафон.

Попадая в такую враждебную среду, ребенок, с удовольствием ходивший в «простую» школу, становится раздражительным, требовательным, капризным, плаксивым…  Родители, в зависимости от своих собственных характерологических особенностей и взглядов на жизнь – либо вступают в войну со школой, строча жалобы на учителей не сумевших разглядеть талант их чада, либо, что бывает чаще, вступают в войну со своим собственным ребенком. Нередко мне приходится слышать от родителей, что каждый вечер уходит на выполнение домашних заданий, что мамы и папы на работе вынуждены искать информацию для школьных рефератов, или, в свои выходные, заниматься подготовкой школьных проектов. Семейные вечера перестают быть мирными и спокойными.  Крики, слезы, скандалы… Или усталость до изнеможения. И так ежедневно.

В Великобритании, а также в некоторых школах Германии, Франции, Норвегии отменили домашние задания для младшеклассников, мотивировав это тем, что их выполнение плохо сказывается на семейном климате. И действительно, ответственные родители, излишне большое значение придают выполнению домашних заданий, а школа их усердно в этом поддерживает. Но выполняя эти церберские функции, утрачивается теплота в отношениях и душевный комфорт всей семьи.

Как правило, требования хороших оценок, возникают из-за зашкаливающей родительской тревоги ("ах, мир такой страшный, чтобы в нем выжить, нужно добиваться успеха любой ценой!"),  повышенной чувствительности к внешним оценкам ("что люди скажут?")  или искаженной системе ценностей, где отношение к успехам ребенка сродни покупке престижного авто ("хочу, чтобы мой ребенок, был лучше, чем у других!").

Но чаще всего, это все-таки страх… Всепоглощающий, удушающий страх мира,который пронизывает мироощущение этих столь требовательных родителей передается их детям. Очень часто мамы умных и усердных, но донельзя тревожных и невротизированных детей, говорили мне о том, что «жизнь – борьба», что «мир вокруг чрезвычайно опасен» и «если не успеть – поезд уйдет». То, что на первый взгляд, могло бы показаться банальными амбициями – обычно имеет под собой такую основу.  Не чувствуя себя в безопасности, глядя на мир через черный фильтр и тщательно собирая информацию о том, как «страшно жить», которая особенно щедро поставляется СМИ, такие взрослые пытаются сделать все, чтобы ребенок имел «возможность выбора», был «успешным и востребованным».  Именно поэтому, так много «рукотворных» талантов и гениев появляется в семьях эмигрантов. Чужая, неблагосклонная среда, способствуют взращиванию вундеркиндов.

Но сможет ли получить ребенок, воспитывающийся в таких условиях, ту самую главную «прививку», в виде поддержки и любви, которая позволит ему пережить неминуемые кризисы в своей жизни?  Вряд ли… Ведь все усилия оказываются направлены  не столько на развитие ребенка, сколько на насилие над его личностью. Никаких бесполезных игр и дурацких занятий, никаких драк, синяков, содранных коленок и страшных историй у костра. Только одной цели должно быть посвящено все время и все мысли – добиться успеха в избранном деле.  И ребенок ощущает, что нужен для того, чтобы удовлетворять родительские амбиции. Он получает похвалу за результат, но не знает, что такое любовь, которая не требует доказательств. Не знает, что такое спокойная, безмятежная и безоблачная радость, которая дается человеку просто так – от того, что он живет, от того, что просыпается солнечным утром, наслаждается запахом скошенной травы или вкусом сосульки, подбрасывает ногами осенние листья или отправляет «на небо» божью коровку.  И подрастая, такой человек, лишенный радости, не ощущающий себя самоценной личностью, оказывается излишне зависим от достижений, успехов, оценок и мнений других людей.

Нам стоит признать, что страх и гордыня – плохие советчики в выборе жизненной стратегии. Также как и затмевающие разум «социально одобряемые» чувства вины и стыда.  Поэтому, если Вы согласны даже с одним из нижеследующих утверждений, Вам следует серьезно задуматься о пересмотре некоторых жизненных приоритетов.

Ниже располагаются  ряд утверждений. Вы согласны с ними?

  1. Школа – самое главное для моего ребенка, даже если это делает его несчастным.
  2. Мой ребенок ДОЛЖЕН учиться хорошо, даже если ему это трудно настолько, что такое напряжение  подорвет его здоровья.
  3. Мой ребенок  специально делает уроки слишком долго,  чтобы разозлить меня.
  4. Школа – единственная возможность учиться чему – то.
  5. Я боюсь ходить на родительские собрания и поэтому готов/готова ужесточить требования к ребенку.
  6. Школа важнее моих отношений с ребенком.
  7. Школа важнее здоровья ребенка и членов семьи.
  8. Моего ребенка будут любить и уважать  всю жизнь,  потому что он хорошо учится.
  9. Лучше быть отличником или хорошистом, чем быть счастливым.
  10. Я согласен с тем, что наши дети созданы для школ, а не школы создаются для детей.

Ну а если Вы намерены и исполнены решительности изменить существующее положение дел с  имеющейся «школьной проблемой», начните с того что задайтесь, подумайте и ответьте на вопрос:  «для чего родился Ваш ребенок?….Или может быть Ваш ребенок родился не для «Чего-то», а для «Кого-то»…Или может быть Ваш ребенок родился…. для  Самого Себя?

Матусевич В.А., Науменко Н.А.

У Психолога » Родители и дети » Снова в школу. Почему плачут дети и… родители.
психолог

Оценка публикации
понравилось: 2 из 2 оценивших
  нравится публикация?  

Нравится 2 из 2. Оценочная шкала: от 0 до 2

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Внимание! Это – инцест!

Признаки инцеста, его виды и последствия сексуального насилия для мужчин и женщин. Терапия посттравматического состояния после инцестуальных контактов.

статья по психологии roditeli-deti Сепарация: кто ведет?

Большинство статей о сепарации адресовано детям. Детям за 20-30-40 и далее. Но очень мало акцента на том, что этой  глобально любимой всеми темы,  не существовало бы вообще, поведи себя родители по-другому. Эта статья посвящена родителям.

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Снова в школу. Почему плачут дети и… родители."

Комментариев: 2.

Статья отличная и просто огненно актуальная. И я тоже за объединение и за то что надо громче об этом говорить. Не психолога возьмёте к себе в команду??))
Прискорбно отмечать, что иногда психологи тоже считают, что учеба - самое главное в жизни.
Статью рекомендую всем, у кого есть дети.

Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr