≈сли ребенок не хочет учитьс€

»нтервью с психологами ї ≈сли ребенок не хочет учитьс€


ѕочему некоторые дети совсем не хот€т учитьс€?

психолог
15-04-2013 + психолога в избранные


я считаю, что правильнее было бы сказать что изначально все дети не "не хот€т учитьс€", а "не умеют учитьс€". ¬иной всему недостаточно задействованный взрослыми познавательный инстинкт, который обеспечивает обучение и приспособление ребенка к окружающему миру. ј так же недостаточно сформированна€ мотивационна€ модель. “.е. ребенка просто не научили качественно пользоватьс€ своими интеллектуальными ресурсами.
я хочу отдельно отметить тот факт, что иногда нужно уж очень сильно постаратьс€, что бы отбить охоту учитьс€, настолько бывает силен познавательный инстинкт.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


бывает и такое... когда в сферу интересов ребенка не входит сама учеба, приобретение знаний. хуже всего, если его интересы станов€тс€ криминальными. помочь со стороны таким дет€м сложно - в таких ситуаци€х работать больше нужно с родител€ми, опекунами... иногда с их друзь€ми.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


” мен€ складываетс€ стойкое мнение, что детский мозг защищает себ€ от ненужной информации, от вредного вли€ни€, от нав€зывани€ шаблонов и стереотипов, которые уже никак не сочетаютс€ с их естественными потребност€ми.
ќбычно этот процесс усиливаетс€ в средней школе, когда основные интересы подростка не учитываютс€ ни системой образовани€ ни педагогами. Ќо если понаблюдать, то есть педагоги которые понимают возрастные особенности и успешно наход€т общий €зык со школьниками, поддержива€ интерес школьника, а не требовани€ системы. ѕотому предмет таких преподавателей дети больше хот€т учить в основном из уважени€ к личности учител€.

психолог
17-04-2013 + психолога в избранные


»нтерес к учебе стоит во главе угла, поскольку без него посещение школы - зан€тие малоосмысленное.
ќднако, как учит нас печальный опыт и статистика, уже к концу начальной школы (да что там, уже к концу первого класса), больша€ часть учеников тер€ет интерес к познанию нового в частности - и к посещению школы вообще. ѕроисходит это отнюдь не всегда оттого, что учитель слаб или некомпетентен - причин здесь может быть несколько.
ќдна из них - весьма средние способности ребенка (особенно т€жело таким дет€м приходитс€ в школах "с уклоном", в лице€х и гимнази€х, предъ€вл€ющих к дет€м повышенные требовани€. ¬ этом случае вам просто необходимо поддержать сына или дочь, и не просто морально - а оказать конкретную помощь: обеспечить соблюдение режима дн€ и условий дл€ зан€тий, помогать освоить ребенку те предметы (а возможно - и все), которые даютс€ с трудом. ћожно найти компромиссный вариант: легкие задани€ ребенок делает самосто€тельно, сложные - с вашей помощью.
ƒа - вам придетс€ поработать репетитором, не поленитьс€ сесть р€дом и все объ€снить. ƒа, вам не плат€т за это, да, вы устали после работы, да, и домашних дел тоже никто не отмен€л. Ќо это - ваш ребенок, и именно вы, а не учитель, заинтересованы в том, чтобы он получил знани€, а не просто был переведен из класса в класс. ј кому нужнее - тот обычно и стараетс€, - это нормально. Ўкольна€ программа построена по принципу кирпичного здани€: и если нет фундамента - неизбежно рухнет все остальное, это лишь вопрос времени, - поэтому именно в начальной школе так важно помочь пон€ть основы - без этого, поверьте, в старших классах нервов, сил и денег (на репетиторов) будет потрачено гораздо больше.

ƒруга€ - €вна€ одаренность - и при этом недогруженность. — талантливого ребенка и спрос другой, дл€ него п€терка по обычным критери€м - фактически, не заработанна€ трудом награда, а сорванный мимоходом плод. »нтерес к учебе пропадает оттого, что все даетс€ слишком легко, и становитс€ элементарно скучно: мозг, как костер, требует топлива, и если оно не поступает - огонь гаснет. ѕоэтому, если ваш ребенок способнее других - это не повод почивать на лаврах и выезжать на так называемой "общей одаренности", а условие дл€ старта выше: к олимпиадам и конкурсам, к чтению дополнительных материалов, к тому, чтобы двигатьс€ вглубь и вширь.
¬ любом случае, нередко оправдан перевод в другую школу, где нагрузка соответствует возможност€м.

Ќу а треть€ причина - отсутствие (уже или вообще) интереса к познанию мира, нежелание узнавать новое. ѕочему так получаетс€? „аще всего истоки проблемы не в первом классе даже, а раньше.  огда на вопросы ребенка в возрасте почемучек отвечали преимущественно "не знаю", "отстань" и "вырастешь-узнаешь".  огда телевизор и комп замен€ют живое общение и чтение книг. » когда сами родители умственно ленивы - ведь от осинки не род€тс€ апельсинки...

психолог
21-05-2015 + психолога в избранные


—реди распространенных причин:
- трудности адаптации в школьном коллективе;
- неблагополучие в семье;
- неуспеваемость в предыдущие годы обучени€;
- сниженна€ концентраци€ внимани€;
- перегрузка информацией, секци€ми, кружками;
- завышенные требовани€ к успеваемости без учета объективных возможностей ребенка;
- несформированность познавательной сферы ребенка;
- другие приоритеты (компьютерные игры, компани€ друзей).

психолог
15-12-2017 + психолога в избранные


”читьс€ не хочет большинство детей. ѕричина в том, что большинство детей не понимают зачем это делать, а кроме того наша система образовани€ не развивает и не формирует это желание. ѕреподавание предметов оторвано от реальной жизни. ќни имеют не прикладной, а академический характер. –ебенок не понимает зачем ему нужно изучать тригонометрические функции, где он сможет применить параллельное или последовательное соединение электрических цепей, и что произойдЄт если он не выучит щелочные и кислотные реакции.


ѕочему некоторые родители хот€т видеть своего ребенка исключительно отличником?

психолог
15-04-2013 + психолога в избранные


¬о-первых, это тешит родительское самолюбие и родител€м действительно есть чем гордитьс€. ¬о-вторых, это открывает большие горизонты дл€ детей в будущем. ѕо крайней мере так думают родители.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


оценка в школе - субъективное мнение преподавател€.
”сердие ученика во многом зависит от отношени€ к учителю.
желание видеть ребенка исключительно отличником - проблема родителей, но не так уж плоха, если ребенок при этом не страдает из-за плохих оценок.
–одител€м естественно желать видеть ребека знающим человеком в жизни.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


¬се родители желают лучшего своим дет€м, но не все знают как будет лучше на самом деле их ребенку.
¬ современной жизни не отличник стает успешным и востребованным на рынке труда, а тот который еще со школы или ¬”«а нашел себ€, нашел то, что ему интересно, что нравитьс€ делать и в чем про€вить свое творчество. ќтличники - это хорошие в перспективе преподаватели, потому что они копируют систему и учителей. Ќо не все будут учител€ми.

психолог
17-04-2013 + психолога в избранные


ѕервопричиной чрезмерно сильного стремлени€ к совершенству €вл€етс€ культ успеха, развившийс€ в последние дес€тилети€ в нашем обществе. ѕобеда любой ценой - вот девиз нашей цивилизации.
≈сли ты первый - тебе прощаетс€ все, и неважно, каким путем ты пришел к успеху - как никогда актуальна пословица "победителей не суд€т".
≈ли ты - "не в обойме", то никакие твои достоинства не важны - ни духовные качества, ни редкие умени€: не сумел добитьс€ признани€, значит - за бортом (строго под девизом: "≈сли вы такие умные - почему такие бедные?").

–одители очень бо€тс€, что любимое чадо не найдет признани€, не пробьет дорогу в этом суровом мире - с такими-то законами джунглей, и потому с рождени€ ориентируют его на достижение успеха, а не просто на раскрытие талантов, и уж тем более - не на то, чтобы учитьс€ быть счастливым.
¬ результате у современных детей вырастает либо мани€ величи€, либо по€вл€етс€ бо€знь не оправдать ожидани€, но в том и другом случае неизбежными спутниками €вл€ютс€ страх поражени€ и зависимость от внешних атрибутов успеха, о чем мы уже подробно говорили в разделе о требовательности и оценках. ” некоторых отличников развиваетс€ самый насто€щий невроз, они никогда до конца не уверены в успехе - и в то же врем€ не мысл€т себ€ без него, и возникает парадоксальна€ ситуаци€, когда умненькие, развитые дети в процессе учебы вместо радости познани€ испытывают тревогу, перегрузки, головные боли и приступы паники.
–ебенок не уверен, будут ли его любить, если он окажетс€ не идеальным, если допустит ошибку - а значит, он не верит вам, родител€м, и считает, что его достижени€ вы цените выше, чем его самого.

» нельз€ сказать, что он неправ. —овременные родители рассматривают своих детей как некие объекты инвестиций, по€вилось даже соответствующее выражение: вложитьс€ в ребенка - то есть потратить приличные деньги на его образование и развитие, приложить немалые волевые усили€, чтобы заставить заниматьс€ тем, что имеет перспективу - чтобы в будущем получить "успешного человека". ¬оспитание становитс€ чем-то вроде выращива€, из отношений уходит партнерство и дружба - им не выжить в духе конкуренции. Ќу а когда столько вложено - ребенку необходимо быть только идеальным, иначе он будет выгл€деть неблагодарным.

», конечно, одной из распространенных причин воспитани€ перфекцонистов €вл€етс€ неудовлетворенность родителей собой, своими собственными успехами и достижени€ми. ¬ этом случае они рассматривают ребенка как средство продолжени€ себ€, как свою улучшенную копию. ¬ этом и кроетс€ главна€ ошибка: ребенок, даже если он похож на вас, - другой человек. Ќадо дать ему возможность прожить другую жизнь - свою собственную.
≈сли родители чего-то не успели, что-то не реализовали - ребенок им ничего не должен: ни добитьс€ их успехов (возможно, он захочет идти к каким-то своим вершинам), ни пойти по их стопам и развить их достижени€ (а вдруг он проторит свою дорогу, по которой за ним пойдут другие люди?)

психолог
21-05-2015 + психолога в избранные


«а желанием родителей видеть своего ребенка отличником могут сто€ть разные чувства: любовь, страх, стыдЕ  аждый конкретный случай Ц сво€ психологическа€ истори€, часто неосознаваема€.

психолог
15-12-2017 + психолога в избранные


ѕотому что оценка ребенку за учебу это оценка родител€м за их родительство. –одители, которые хот€т видеть своего ребенка исключительно отличником, воспринимают оценки как свои собственные. “.е. то, как учитс€ мой ребенок таким € €вл€юсь родителем, мне есть чем гордитьс€ и хвастатьс€. Ёто показатель "мен€" как успешного родител€. “акие родители зачастую тешат свой "комплекс отличника", когда всЄ должно быть на "5" и учЄба ребенка в том числе. ѕри этом они забывают, а то и не догадываютс€, что основным показателем успеха ребенка €вл€етс€, то на сколько ребенок ощущает себ€ любимым и счастливым.


¬ какой мере стоит контролировать учебу ребенка (ежедневно провер€ть, решать вместе задачки или врем€ от времени интересоватьс€)?

психолог
15-04-2013 + психолога в избранные


я считаю что каждый родитель делает это в меру своих сил и потребностей. ¬се дети разные, одних нужно контролировать ежеминутно, сто€ть над ними. ƒругих - врем€ от времени. “ретьим родители не нужны вообще. ¬ целом, согласно канонам возрастной психологии, ребенок нуждаетс€ в контроле образовательного процесса до 10-12 лет.   этому времени у ребенка формируетс€ такое психологическое новообразование как план внутренних действий, благодар€ которому ребенок обретает способность самосто€тельно концентрировать внимание на процессе и достигать результата.
√лавное что бы родительский контроль не был дл€ родител€ самоцелью и не довел ребенка до невроза. ј так же что бы родитель руководствовалс€ здоровьем ребенка и здравым смыслом.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


у каждого ребенка свои особенности. одних нужно провер€ть и контролировать, другим достаточно не мешать.
а вообще нужно помогать в учебе: лично, репетиторство, покупка книг...

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


»значально, ребенка надо любить и уважать его потребности. –езультатом обучени€ есть самосто€тельность и самодисциплина. Ќужно поощр€ть самосто€тельное решение им школьных задач как в перспективе жизненных проблем. ƒавать ему веру в него и поддержку.

психолог
17-04-2013 + психолога в избранные


 онтроль - это всегда страх. —трах перед изменчивым, непредсказуемым миром, который держит нас в напр€жении всю жизнь - ведь в любой момент все может изменитьс€ и пойти не тем путем, который мы считаем единственно правильным. ѕо этой причине "контролерам" очень т€жело жить, их жизнь - сплошной стресс.
" онтролеры" не гибки, им трудно заставить себ€ пойти на компромисс и допустить, что все может происходить не только так, как хочетс€ им, но и как-то по-другому, причем не все в жизни пол€рно и черно-бело, не всегда "не по-моему" означает "неправильно", и более того, иногда жизнь подкидывает такие задачки, где нет вариантов "правильно-неправильно" вообще - есть просто разные пути решени€. Ќо мыслить такими категори€ми "контролеры" отказываютс€, это просто не умещаетс€ в их голове.
ѕомните: посто€нно контролиру€ ребенка, мы непрерывно напоминаем ему, как мало ему довер€ем , а еще о том, что он - всегда маленький и несмышленый в наших глазах. ќдних это оскорбл€ет, другие же вживаютс€ в роль инфантильного дит€ти и не вырастают из нее никогда.
—амое главное - осознать, что понимание - гораздо ценнее подчинени€, и порой человеку необходимо получить некий негативный, но собственный опыт, чтобы чему-то научитьс€.
ƒети, каждое домашнее задание которых провер€етс€, не умеют работать самосто€тельно и в классе показывают результаты хуже, чем дома.
ƒети, каждое действие которых контролируетс€, быстро научаютс€ врать и притвор€тьс€ таким, каким его хот€т видеть, чтобы избежать вмешательства в личное пространство.

ќднако нельз€ сказать, что контроль не нужен. Ќа самом деле контроль - это показатель зрелости личности, умение обуздывать свои желани€, расставл€ть приоритеты, считатьс€ с интересами других, следовать своим решени€м и доводить до конца начатое. ѕока самоконтроль у ребенка не сформирован, родител€м приходитс€ брать эту функцию на себ€.
¬се дело - в дозах.

“алант не воспитаешь из-под палки, дл€ этого нужны искра божь€, любовь к тому, чем занимаешьс€ и трудолюбие. ƒа, последний компонент можно получить путем волшебных пинков, но без первых двух трудолюбие остаетс€ просто качеством рабочей лошадки, и безумно разочарует родителей, которые "столько сил вложили в этого ребенка - а он так никем выдающимс€ и не стал".
–одители, стрем€щиес€ сделать из своих детей некое чудо, забывают о том, что на самом деле важно не то, вручат ли тебе Ќобелевскую или ѕулитцеровскую премию, а том, будешь ли ты счастлив и полезен люд€м.

психолог
21-05-2015 + психолога в избранные


ƒомашние задани€ школьников необходимо провер€ть регул€рно. Ќе ограничиватьс€ вопросом: Ђ”роки сделал?ї, а действительно провер€ть тетради, интересоватьс€ содержанием произведений, стимулировать ответы на вопросы по определенной теме и т.д. ѕри этом, старатьс€ про€вл€ть искреннюю вовлеченность в проделанную ребенком работу, терпение к ошибкам и недочетам, хвалить за потраченные усили€.
“ребовани€ к выполнению домашнего задани€ должны быть разумными, логичными и пон€тными ребенку.
“акже необходимо поддерживать контакт с классным руководителем ребенка, ходить на родительские собрани€.

психолог
15-12-2017 + психолога в избранные


” ребенка нужно формировать ответственность за свою учебу. ¬ первом классе можно контролировать все уроки. Ќо постепенно необходимо уменьшать контроль, перекладыва€ ответственность за выполнение заданий на ребенка. ѕоказателем такой самосто€тельности будут оценки в дневнике или в тетради. ≈сли успеваемость падает, стоит предложить помощь или разобратьс€ в причинах. ѕостепенно снима€ контроль с учебы, формируетс€ зона ответственности ребенка. Ќо ребенку нужно дать знать, что если у него что-то не получаетс€ ему всегда помогут, а не станут ругать и наказывать.


 ак заинтересовать и мотивировать ребенка учитьс€?

психолог
15-04-2013 + психолога в избранные


Ёто, пожалуй, самый легкий и одновременно самый сложный вопрос:). ѕотому что как нам известно: педагогика - наука точна€.  аждый точно знает что надо делать, но никто не скажет что из этого всего на выходе получитс€:).
ќчень важно ребенка поощр€ть. ƒл€ начала пусть это будет похвала, наклейка, леденец, объ€ти€. Ќа начальных этапах обучени€ внешн€€ мотиваци€ очень важна. ƒет€м важно мнение мамы, папы, близких родственников, учител€. Ќе нужно забывать о принципе соревновательности, а это возможно когда ребенок обучаетс€ в группе.
¬ подростковом возрасте у детей уже другие интересы и "другие леденцы". ѕодросткам важно мнение сверстников, а это значит что родители к этому времени правильно и ненав€зчиво должны сформировать коллектив подростков вокруг своего ребенка.
Ќу и наконец, старшие школьники. Ёто этап когда доверие родителей подкрепл€ет и нацеливает ребенка на становление его будущего, когда сформированы основные жизненные ценности, когда ребенок рассматривает и видит свое место во взрослой жизни.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


желание к учебе и желани€ к знани€м несколько отличны по сути. ”чебный план может быть не интересен, но тогда нужно стимулировать интерес к знани€м предмета, что это об€зательно пригодитьс€ в жизни.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


≈сть много методов и способов дл€ мотивации. Ќекоторые используютс€ в школе.
Ќо главный и самый сложный метод это вера в него и в его возможности, чтобы он сам поверил в себ€, свои силы и способности.

психолог
17-04-2013 + психолога в избранные


ѕинок рождает крыль€ реже, чем нам хотелось бы. Ћучше дайте ребенку шанс с вашей помощью стать умнее, а значит - хвалите за любой шаг, сделанный в верном направлении.
ѕравда, здесь есть один подвох: невозможно поощрить поведение, которого не бывает. Ќельз€ похвалой подкрепить самосто€тельную работу над домашними задани€ми, если этого не происходит никогда, невозможно поощрить интерес к учебе или к чтению, если их нет; нереально похвалить за помощь по дому, если ее не дождешьс€. “ак что дл€ того, чтобы по€вилась возможность положительными эмоци€ми подкрепить желаемое, моделируйте и провоцируйте ситуации успеха: попросите учител€ дать индивидуальное творческое задание, за которое будет обещан щедрый бонус; расскажите в форме приключенческой истории главу из учебника; пожалуйтесь на плохое самочувствие и позвольте себе без сил свалитьс€ на диван в конце т€желой рабочей недели, об€зав ребенка приготовить ужин: есть захочет - сделает!

ќбращайтесь с ребенком так, будто перемены к лучшему уже наступили.» если вам хочетс€ закрепить успех и сделать так, чтобы эти об€занности остались за ребенком, не скупитесь на добрые слова: отмечайте и выдел€йте все то хорошее (даже его слабые росточки), что вам хотелось бы развить в сыне или дочери.
ƒелайте щедрые авансы, будьте уверены, что у детей получитс€ - и тогда шансы вырастают в разы, ведь когда в теб€ вер€т, - это окрыл€ет.

психолог
21-05-2015 + психолога в избранные


Ћюбой человек всегда хочет делать то, что он делать умеет. ¬ школе и дома дет€м посто€нно говор€т, что надо учить уроки, но никто не по€сн€ет, как правильно это делать. ќбычно воспри€тие учебного материала требует от детей значительных волевых усилий и высокой концентрации внимани€. Ќо, оказываетс€, можно научить ребенка учитьс€ Ћ≈√ ќ и с ”ƒќ¬ќЋ№—“¬»≈ћ. ѕолученный опыт будет служить ему верой и правдой на всех этапах жизни. Ќа сегодн€шний день существует множество методик эффективного обучени€. я отдаю свое предпочтение Ё…ƒ≈“» ≈.

психолог
15-12-2017 + психолога в избранные


“олько собственным примером. Ќеобходимо стать дл€ ребенка авторитетом, уважающим его как личность. ≈сли родитель или учитель посто€нно учитс€ и идЄт хот€бы на шаг впереди ученика, если он интересный собеседник, если у ребенка посто€нно возникает вопрос: "ј откуда ты это знаешь?", ребенку захочетс€ соответствовать авторитету.  роме этого поощр€ть каждое его стремление к новым знани€м и интересам, направл€ть, принимать совместное участие в обучении, выходить за рамки школьной программы, примен€ть современные направлени€.

Ѕесплатна€ рассылка интересностей!

понравилось: 2 из 2 оценивших
  нравитс€ публикаци€?  

≈сли вы - психолог и хотите прин€ть участие в интервью, авторизируйтесь!


≈щЄ мнени€ психологов

мнение психолога ѕриемные дети

 ак пон€ть, что пара готова к усыновлению (удочерению) определенного ребенка? Ќормальны ли сомнени€ перед окончательным шагом или те, кто действительно готов, не колеблютс€?

мнение психолога —екс без об€зательств

ѕлюсы и минусы сексуальных св€зей Ђбез об€зательствї. ћогут ли интимные св€зи Ђбез об€зательствї перерасти в серьезные отношени€?

мнение психолога Ђ¬спыльчивый, но отходчивыйї.  ак быть с агрессией в отношени€х?

ѕереход на крик во врем€ гор€чих споров и ссор - это эффективный способ Ђвыпустить парї и не накопить обид, или про€вление неуважени€ и буллинга по отношению к партнеру?

qr