Если ребенок не хочет учиться

Интервью с психологами » Если ребенок не хочет учиться


Почему некоторые дети совсем не хотят учиться?

психолог
15-04-2013 + психолога в избранные


Я считаю, что правильнее было бы сказать что изначально все дети не "не хотят учиться", а "не умеют учиться". Виной всему недостаточно задействованный взрослыми познавательный инстинкт, который обеспечивает обучение и приспособление ребенка к окружающему миру. А так же недостаточно сформированная мотивационная модель. Т.е. ребенка просто не научили качественно пользоваться своими интеллектуальными ресурсами.
Я хочу отдельно отметить тот факт, что иногда нужно уж очень сильно постараться, что бы отбить охоту учиться, настолько бывает силен познавательный инстинкт.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


бывает и такое... когда в сферу интересов ребенка не входит сама учеба, приобретение знаний. хуже всего, если его интересы становятся криминальными. помочь со стороны таким детям сложно - в таких ситуациях работать больше нужно с родителями, опекунами... иногда с их друзьями.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


У меня складывается стойкое мнение, что детский мозг защищает себя от ненужной информации, от вредного влияния, от навязывания шаблонов и стереотипов, которые уже никак не сочетаются с их естественными потребностями.
Обычно этот процесс усиливается в средней школе, когда основные интересы подростка не учитываются ни системой образования ни педагогами. Но если понаблюдать, то есть педагоги которые понимают возрастные особенности и успешно находят общий язык со школьниками, поддерживая интерес школьника, а не требования системы. Потому предмет таких преподавателей дети больше хотят учить в основном из уважения к личности учителя.

психолог
17-04-2013 + психолога в избранные


Интерес к учебе стоит во главе угла, поскольку без него посещение школы - занятие малоосмысленное.
Однако, как учит нас печальный опыт и статистика, уже к концу начальной школы (да что там, уже к концу первого класса), большая часть учеников теряет интерес к познанию нового в частности - и к посещению школы вообще. Происходит это отнюдь не всегда оттого, что учитель слаб или некомпетентен - причин здесь может быть несколько.
Одна из них - весьма средние способности ребенка (особенно тяжело таким детям приходится в школах "с уклоном", в лицеях и гимназиях, предъявляющих к детям повышенные требования. В этом случае вам просто необходимо поддержать сына или дочь, и не просто морально - а оказать конкретную помощь: обеспечить соблюдение режима дня и условий для занятий, помогать освоить ребенку те предметы (а возможно - и все), которые даются с трудом. Можно найти компромиссный вариант: легкие задания ребенок делает самостоятельно, сложные - с вашей помощью.
Да - вам придется поработать репетитором, не полениться сесть рядом и все объяснить. Да, вам не платят за это, да, вы устали после работы, да, и домашних дел тоже никто не отменял. Но это - ваш ребенок, и именно вы, а не учитель, заинтересованы в том, чтобы он получил знания, а не просто был переведен из класса в класс. А кому нужнее - тот обычно и старается, - это нормально. Школьная программа построена по принципу кирпичного здания: и если нет фундамента - неизбежно рухнет все остальное, это лишь вопрос времени, - поэтому именно в начальной школе так важно помочь понять основы - без этого, поверьте, в старших классах нервов, сил и денег (на репетиторов) будет потрачено гораздо больше.

Другая - явная одаренность - и при этом недогруженность. С талантливого ребенка и спрос другой, для него пятерка по обычным критериям - фактически, не заработанная трудом награда, а сорванный мимоходом плод. Интерес к учебе пропадает оттого, что все дается слишком легко, и становится элементарно скучно: мозг, как костер, требует топлива, и если оно не поступает - огонь гаснет. Поэтому, если ваш ребенок способнее других - это не повод почивать на лаврах и выезжать на так называемой "общей одаренности", а условие для старта выше: к олимпиадам и конкурсам, к чтению дополнительных материалов, к тому, чтобы двигаться вглубь и вширь.
В любом случае, нередко оправдан перевод в другую школу, где нагрузка соответствует возможностям.

Ну а третья причина - отсутствие (уже или вообще) интереса к познанию мира, нежелание узнавать новое. Почему так получается? Чаще всего истоки проблемы не в первом классе даже, а раньше. Когда на вопросы ребенка в возрасте почемучек отвечали преимущественно "не знаю", "отстань" и "вырастешь-узнаешь". Когда телевизор и комп заменяют живое общение и чтение книг. И когда сами родители умственно ленивы - ведь от осинки не родятся апельсинки...

психолог
21-05-2015 + психолога в избранные


Среди распространенных причин:
- трудности адаптации в школьном коллективе;
- неблагополучие в семье;
- неуспеваемость в предыдущие годы обучения;
- сниженная концентрация внимания;
- перегрузка информацией, секциями, кружками;
- завышенные требования к успеваемости без учета объективных возможностей ребенка;
- несформированность познавательной сферы ребенка;
- другие приоритеты (компьютерные игры, компания друзей).

психолог
15-12-2017 + психолога в избранные


Учиться не хочет большинство детей. Причина в том, что большинство детей не понимают зачем это делать, а кроме того наша система образования не развивает и не формирует это желание. Преподавание предметов оторвано от реальной жизни. Они имеют не прикладной, а академический характер. Ребенок не понимает зачем ему нужно изучать тригонометрические функции, где он сможет применить параллельное или последовательное соединение электрических цепей, и что произойдёт если он не выучит щелочные и кислотные реакции.


Почему некоторые родители хотят видеть своего ребенка исключительно отличником?

психолог
15-04-2013 + психолога в избранные


Во-первых, это тешит родительское самолюбие и родителям действительно есть чем гордиться. Во-вторых, это открывает большие горизонты для детей в будущем. По крайней мере так думают родители.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


оценка в школе - субъективное мнение преподавателя.
Усердие ученика во многом зависит от отношения к учителю.
желание видеть ребенка исключительно отличником - проблема родителей, но не так уж плоха, если ребенок при этом не страдает из-за плохих оценок.
Родителям естественно желать видеть ребека знающим человеком в жизни.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


Все родители желают лучшего своим детям, но не все знают как будет лучше на самом деле их ребенку.
В современной жизни не отличник стает успешным и востребованным на рынке труда, а тот который еще со школы или ВУЗа нашел себя, нашел то, что ему интересно, что нравиться делать и в чем проявить свое творчество. Отличники - это хорошие в перспективе преподаватели, потому что они копируют систему и учителей. Но не все будут учителями.

психолог
17-04-2013 + психолога в избранные


Первопричиной чрезмерно сильного стремления к совершенству является культ успеха, развившийся в последние десятилетия в нашем обществе. Победа любой ценой - вот девиз нашей цивилизации.
Если ты первый - тебе прощается все, и неважно, каким путем ты пришел к успеху - как никогда актуальна пословица "победителей не судят".
Ели ты - "не в обойме", то никакие твои достоинства не важны - ни духовные качества, ни редкие умения: не сумел добиться признания, значит - за бортом (строго под девизом: "Если вы такие умные - почему такие бедные?").

Родители очень боятся, что любимое чадо не найдет признания, не пробьет дорогу в этом суровом мире - с такими-то законами джунглей, и потому с рождения ориентируют его на достижение успеха, а не просто на раскрытие талантов, и уж тем более - не на то, чтобы учиться быть счастливым.
В результате у современных детей вырастает либо мания величия, либо появляется боязнь не оправдать ожидания, но в том и другом случае неизбежными спутниками являются страх поражения и зависимость от внешних атрибутов успеха, о чем мы уже подробно говорили в разделе о требовательности и оценках. У некоторых отличников развивается самый настоящий невроз, они никогда до конца не уверены в успехе - и в то же время не мыслят себя без него, и возникает парадоксальная ситуация, когда умненькие, развитые дети в процессе учебы вместо радости познания испытывают тревогу, перегрузки, головные боли и приступы паники.
Ребенок не уверен, будут ли его любить, если он окажется не идеальным, если допустит ошибку - а значит, он не верит вам, родителям, и считает, что его достижения вы цените выше, чем его самого.

И нельзя сказать, что он неправ. Современные родители рассматривают своих детей как некие объекты инвестиций, появилось даже соответствующее выражение: вложиться в ребенка - то есть потратить приличные деньги на его образование и развитие, приложить немалые волевые усилия, чтобы заставить заниматься тем, что имеет перспективу - чтобы в будущем получить "успешного человека". Воспитание становится чем-то вроде выращивая, из отношений уходит партнерство и дружба - им не выжить в духе конкуренции. Ну а когда столько вложено - ребенку необходимо быть только идеальным, иначе он будет выглядеть неблагодарным.

И, конечно, одной из распространенных причин воспитания перфекцонистов является неудовлетворенность родителей собой, своими собственными успехами и достижениями. В этом случае они рассматривают ребенка как средство продолжения себя, как свою улучшенную копию. В этом и кроется главная ошибка: ребенок, даже если он похож на вас, - другой человек. Надо дать ему возможность прожить другую жизнь - свою собственную.
Если родители чего-то не успели, что-то не реализовали - ребенок им ничего не должен: ни добиться их успехов (возможно, он захочет идти к каким-то своим вершинам), ни пойти по их стопам и развить их достижения (а вдруг он проторит свою дорогу, по которой за ним пойдут другие люди?)

психолог
21-05-2015 + психолога в избранные


За желанием родителей видеть своего ребенка отличником могут стоять разные чувства: любовь, страх, стыд… Каждый конкретный случай – своя психологическая история, часто неосознаваемая.

психолог
15-12-2017 + психолога в избранные


Потому что оценка ребенку за учебу это оценка родителям за их родительство. Родители, которые хотят видеть своего ребенка исключительно отличником, воспринимают оценки как свои собственные. Т.е. то, как учится мой ребенок таким я являюсь родителем, мне есть чем гордиться и хвастаться. Это показатель "меня" как успешного родителя. Такие родители зачастую тешат свой "комплекс отличника", когда всё должно быть на "5" и учёба ребенка в том числе. При этом они забывают, а то и не догадываются, что основным показателем успеха ребенка является, то на сколько ребенок ощущает себя любимым и счастливым.


В какой мере стоит контролировать учебу ребенка (ежедневно проверять, решать вместе задачки или время от времени интересоваться)?

психолог
15-04-2013 + психолога в избранные


Я считаю что каждый родитель делает это в меру своих сил и потребностей. Все дети разные, одних нужно контролировать ежеминутно, стоять над ними. Других - время от времени. Третьим родители не нужны вообще. В целом, согласно канонам возрастной психологии, ребенок нуждается в контроле образовательного процесса до 10-12 лет. К этому времени у ребенка формируется такое психологическое новообразование как план внутренних действий, благодаря которому ребенок обретает способность самостоятельно концентрировать внимание на процессе и достигать результата.
Главное что бы родительский контроль не был для родителя самоцелью и не довел ребенка до невроза. А так же что бы родитель руководствовался здоровьем ребенка и здравым смыслом.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


у каждого ребенка свои особенности. одних нужно проверять и контролировать, другим достаточно не мешать.
а вообще нужно помогать в учебе: лично, репетиторство, покупка книг...

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


Изначально, ребенка надо любить и уважать его потребности. Результатом обучения есть самостоятельность и самодисциплина. Нужно поощрять самостоятельное решение им школьных задач как в перспективе жизненных проблем. Давать ему веру в него и поддержку.

психолог
17-04-2013 + психолога в избранные


Контроль - это всегда страх. Страх перед изменчивым, непредсказуемым миром, который держит нас в напряжении всю жизнь - ведь в любой момент все может измениться и пойти не тем путем, который мы считаем единственно правильным. По этой причине "контролерам" очень тяжело жить, их жизнь - сплошной стресс.
"Контролеры" не гибки, им трудно заставить себя пойти на компромисс и допустить, что все может происходить не только так, как хочется им, но и как-то по-другому, причем не все в жизни полярно и черно-бело, не всегда "не по-моему" означает "неправильно", и более того, иногда жизнь подкидывает такие задачки, где нет вариантов "правильно-неправильно" вообще - есть просто разные пути решения. Но мыслить такими категориями "контролеры" отказываются, это просто не умещается в их голове.
Помните: постоянно контролируя ребенка, мы непрерывно напоминаем ему, как мало ему доверяем , а еще о том, что он - всегда маленький и несмышленый в наших глазах. Одних это оскорбляет, другие же вживаются в роль инфантильного дитяти и не вырастают из нее никогда.
Самое главное - осознать, что понимание - гораздо ценнее подчинения, и порой человеку необходимо получить некий негативный, но собственный опыт, чтобы чему-то научиться.
Дети, каждое домашнее задание которых проверяется, не умеют работать самостоятельно и в классе показывают результаты хуже, чем дома.
Дети, каждое действие которых контролируется, быстро научаются врать и притворяться таким, каким его хотят видеть, чтобы избежать вмешательства в личное пространство.

Однако нельзя сказать, что контроль не нужен. На самом деле контроль - это показатель зрелости личности, умение обуздывать свои желания, расставлять приоритеты, считаться с интересами других, следовать своим решениям и доводить до конца начатое. Пока самоконтроль у ребенка не сформирован, родителям приходится брать эту функцию на себя.
Все дело - в дозах.

Талант не воспитаешь из-под палки, для этого нужны искра божья, любовь к тому, чем занимаешься и трудолюбие. Да, последний компонент можно получить путем волшебных пинков, но без первых двух трудолюбие остается просто качеством рабочей лошадки, и безумно разочарует родителей, которые "столько сил вложили в этого ребенка - а он так никем выдающимся и не стал".
Родители, стремящиеся сделать из своих детей некое чудо, забывают о том, что на самом деле важно не то, вручат ли тебе Нобелевскую или Пулитцеровскую премию, а том, будешь ли ты счастлив и полезен людям.

психолог
21-05-2015 + психолога в избранные


Домашние задания школьников необходимо проверять регулярно. Не ограничиваться вопросом: «Уроки сделал?», а действительно проверять тетради, интересоваться содержанием произведений, стимулировать ответы на вопросы по определенной теме и т.д. При этом, стараться проявлять искреннюю вовлеченность в проделанную ребенком работу, терпение к ошибкам и недочетам, хвалить за потраченные усилия.
Требования к выполнению домашнего задания должны быть разумными, логичными и понятными ребенку.
Также необходимо поддерживать контакт с классным руководителем ребенка, ходить на родительские собрания.

психолог
15-12-2017 + психолога в избранные


У ребенка нужно формировать ответственность за свою учебу. В первом классе можно контролировать все уроки. Но постепенно необходимо уменьшать контроль, перекладывая ответственность за выполнение заданий на ребенка. Показателем такой самостоятельности будут оценки в дневнике или в тетради. Если успеваемость падает, стоит предложить помощь или разобраться в причинах. Постепенно снимая контроль с учебы, формируется зона ответственности ребенка. Но ребенку нужно дать знать, что если у него что-то не получается ему всегда помогут, а не станут ругать и наказывать.


Как заинтересовать и мотивировать ребенка учиться?

психолог
15-04-2013 + психолога в избранные


Это, пожалуй, самый легкий и одновременно самый сложный вопрос:). Потому что как нам известно: педагогика - наука точная. Каждый точно знает что надо делать, но никто не скажет что из этого всего на выходе получится:).
Очень важно ребенка поощрять. Для начала пусть это будет похвала, наклейка, леденец, объятия. На начальных этапах обучения внешняя мотивация очень важна. Детям важно мнение мамы, папы, близких родственников, учителя. Не нужно забывать о принципе соревновательности, а это возможно когда ребенок обучается в группе.
В подростковом возрасте у детей уже другие интересы и "другие леденцы". Подросткам важно мнение сверстников, а это значит что родители к этому времени правильно и ненавязчиво должны сформировать коллектив подростков вокруг своего ребенка.
Ну и наконец, старшие школьники. Это этап когда доверие родителей подкрепляет и нацеливает ребенка на становление его будущего, когда сформированы основные жизненные ценности, когда ребенок рассматривает и видит свое место во взрослой жизни.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


желание к учебе и желания к знаниям несколько отличны по сути. Учебный план может быть не интересен, но тогда нужно стимулировать интерес к знаниям предмета, что это обязательно пригодиться в жизни.

психолог
16-04-2013 + психолога в избранные


Есть много методов и способов для мотивации. Некоторые используются в школе.
Но главный и самый сложный метод это вера в него и в его возможности, чтобы он сам поверил в себя, свои силы и способности.

психолог
17-04-2013 + психолога в избранные


Пинок рождает крылья реже, чем нам хотелось бы. Лучше дайте ребенку шанс с вашей помощью стать умнее, а значит - хвалите за любой шаг, сделанный в верном направлении.
Правда, здесь есть один подвох: невозможно поощрить поведение, которого не бывает. Нельзя похвалой подкрепить самостоятельную работу над домашними заданиями, если этого не происходит никогда, невозможно поощрить интерес к учебе или к чтению, если их нет; нереально похвалить за помощь по дому, если ее не дождешься. Так что для того, чтобы появилась возможность положительными эмоциями подкрепить желаемое, моделируйте и провоцируйте ситуации успеха: попросите учителя дать индивидуальное творческое задание, за которое будет обещан щедрый бонус; расскажите в форме приключенческой истории главу из учебника; пожалуйтесь на плохое самочувствие и позвольте себе без сил свалиться на диван в конце тяжелой рабочей недели, обязав ребенка приготовить ужин: есть захочет - сделает!

Обращайтесь с ребенком так, будто перемены к лучшему уже наступили.И если вам хочется закрепить успех и сделать так, чтобы эти обязанности остались за ребенком, не скупитесь на добрые слова: отмечайте и выделяйте все то хорошее (даже его слабые росточки), что вам хотелось бы развить в сыне или дочери.
Делайте щедрые авансы, будьте уверены, что у детей получится - и тогда шансы вырастают в разы, ведь когда в тебя верят, - это окрыляет.

психолог
21-05-2015 + психолога в избранные


Любой человек всегда хочет делать то, что он делать умеет. В школе и дома детям постоянно говорят, что надо учить уроки, но никто не поясняет, как правильно это делать. Обычно восприятие учебного материала требует от детей значительных волевых усилий и высокой концентрации внимания. Но, оказывается, можно научить ребенка учиться ЛЕГКО и с УДОВОЛЬСТВИЕМ. Полученный опыт будет служить ему верой и правдой на всех этапах жизни. На сегодняшний день существует множество методик эффективного обучения. Я отдаю свое предпочтение ЭЙДЕТИКЕ.

психолог
15-12-2017 + психолога в избранные


Только собственным примером. Необходимо стать для ребенка авторитетом, уважающим его как личность. Если родитель или учитель постоянно учится и идёт хотябы на шаг впереди ученика, если он интересный собеседник, если у ребенка постоянно возникает вопрос: "А откуда ты это знаешь?", ребенку захочется соответствовать авторитету. Кроме этого поощрять каждое его стремление к новым знаниям и интересам, направлять, принимать совместное участие в обучении, выходить за рамки школьной программы, применять современные направления.

Бесплатная рассылка интересностей!

понравилось: 2 из 2 оценивших
  нравится публикация?  

Если вы - психолог и хотите принять участие в интервью, авторизируйтесь!


Ещё мнения психологов

мнение психолога Приемные дети

Как понять, что пара готова к усыновлению (удочерению) определенного ребенка? Нормальны ли сомнения перед окончательным шагом или те, кто действительно готов, не колеблются?

мнение психолога Секс без обязательств

Плюсы и минусы сексуальных связей «без обязательств». Могут ли интимные связи «без обязательств» перерасти в серьезные отношения?

мнение психолога «Вспыльчивый, но отходчивый». Как быть с агрессией в отношениях?

Переход на крик во время горячих споров и ссор - это эффективный способ «выпустить пар» и не накопить обид, или проявление неуважения и буллинга по отношению к партнеру?

qr