ребенок отказуется учиться
Доброго времени суток! у меня есть племянник,сын моей родной сестры, ему 10 лет, ей 31. Живут без отца. Мальчик перешел в 5 класс, класс в том же составе что и раньше. и возникла такая проблема, что ребенок никак не хочет учиться. уроки учить - это головная боль для всей семьи. как пример, в пятницу пришел со школы, отдыхал. в субботу в 2 часа дня сел (точнее мама усадила) учить английский язык. переводил текст до 8 вечера - но задание не выполнил. из всего текста перевел только три коротких предложения.в воскресенье учил остальные уроки и ничего толком полностью не выучил. постоянно на все отвликается, не может усидеть на месте, не собранный. любой урок делает очень долго и с большим количеством ошибок. да и когда делает уроки-ему постоянно надо то покушать, то попить, то в туалет сходить, т.е. ищет любой повод, чтоб не делать задание. Даже когда пересказует текст - спрашует в это время какой мама бутерброд положит в школу((( Вроде бы и интерес должен быть-так как предметов много новых и интересных, и учителя новые, но его ничего не интересует.Так же помимо уроков не слышит никого вокруг.все слова пропускает мимо ушей. Сестра пробовала и по хорошему, и по плохому. пробовала наказывать, а он ей в ответ -"я у тебя единственный сын и ты меня не накажешь". она от отчаяния даже грозилась его на спец.обучение в интернат отдать-так он в ответ сказал, что она все равно его никуда не отдаст, он у нее один. А недавно заметила, что он перестал за собой следить - ему постоянно надо напоминать:умойся, расчешись, почисть зубы....Разговаривать с ним так же пробовала - результата никакого. да и вся семья наша также пробовала с ним поговорить - не вышло, он ничего и никого не слышит.Причем любой фильм,песню или мультик - запоминает сразу!с памятью все впорядке. и в игры компьютерные играет-соображает все.
Вот как быть? мне очень тяжело на все это смотреть, хочется помочь им.....Заранее спасибо за Ваши ответы.
Вопрос от: ; Возраст: 24

психолог онлайн
Здравствуйте, Наталья!
Ребёнок явно манипулирует взрослыми. И здесь, скорее всего, проблема именно во взрослых, а не в нём (хотя бывает и дети такие от рождения, но редко) - в его отце и матери. В отце, потому как гены ещё никто не отменял:), и значит, он похож на отца - и если отец тоже мог себе позволить такое поведение, то чему удивляться - это же его сын и он не может не быть на него похож.
А в матери дело потому, что высока вероятность того, что она чувствует себя виноватой за безотцовщину сына и пытается неосознанно делать ему поблажки, жалея его. И нет ничего хуже этого - ребёнок начинает этим пользоваться и характер его уродуется.
Пишу об этом так уверенно потому что неоднократно сталкивался с подобной ситуацией. И часто было поздно что-либо менять, т.к. ребёнок уже был достаточно взрослым и уже с окончательно испорченным характером.
Потому, хочу настойчиво сказать, что для ребёнка важна не только любовь родителя, но и дисциплина, которая делается исключительно из любви к нему. Т.к. она задаёт рамки, границы, в которых ребёнок чувствует себя комфортно и уверенно, понимает, что о нём заботятся. Ведь забота - это и запреты тоже. Запреты всего вредного: излишних сладостей, много телевизора и компьютера и пр. И здесь нельзя делать поблажки. Чётко по установленным правилам и по договорённости с ребёнком. Если есть договор - его нужно выполнять обоими сторонами.
Об этом можно почитать в книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком как?" - можно купить, а можно скачать на моём сайте (бесплатно) - адрес на личной страничке.
психолог онлайн
Почему учебой вашего племянника озабочены вы, а не его мать? Все что вы написали должна была бы написать туту ваша сестра.
консультация психолога
Таких детей,как ваш племянник, называют "гиперактивный с дефицитом внимания",и их - чуть не каждый второй.Для коррекции внимания хорошо бы для начала обратиться к детскому неврологу.Но - обычно у детей к его возрасту эта гиперактивность смягчается.То,что у него этого не происходит,может говорить о непоследовательном и нетребовательном стиле воспитания.Совершенно согласна с коллегой в том,что дисциплина - это очень важно.Последовательные и отчетливые требования делают мир для ребенка более понятным,снижают тревогу.(И не дают из взрослых "воду варить")
Ну и не стоит забывать о том,что в 5 классе школьник снова проходит адаптацию(примерно полугодие),к новому для него стилю обучения.То есть ребенок и из-за этого может быть несколько напряжен и дезорганизован.(Это как взрослому перейти на новую работу.
Есть еще одна мысль - что ребенку труднее учиться,чем это кажется взрослым.Вот и тянет время,и переводит хоть и на скандал - лишь бы не сталкиваться в очередной раз со своим неумением...Тем более,что в начальной школе оценки нередко завышают.
Дополнение от автора
Алла Владимировна, я озабочена учебой племянника, так вижу что у сестры уже просто опустились руки...
психолог онлайн
Если посмотреть на ситуацию всесторонне, то важно учитывать все аспекты:
- проверить внимание, память, мышление(диагностику может провести даже школьный психолог).Если есть какие-то отклонения - подкорректировать.
- попробовать понять, может на самом деле трудно ему. Как раньше было, что давалось с трудом, а что легко? Основываясь на этом - просто помочь в чем-то.
- как он относился раньше к своей успеваемости? Если всегда так было, это одно. А если хотел учиться хорошо, то возможно, сейчас стало труднее, не справляется, отсюда и "тогда совсем не буду стараться, все равно не получится".
- какие отношения с новыми учителями? Нет ли конфликтов? Что учителя говорят о его поведении в школе? Там он тоже такой?
- как много мама уделяет ему внимания? Может он таким способом "просит" ее внимания? Если так, то можно найти другие способы уделять ребенку внимание, а учебу потом отдать под его ответственность.
И, конечно, как ответили коллеги выше, нельзя исключить генетику, отсутствие "рамок" внутри семьи, период адаптации к 5 классу, и особенности отношений мальчика с мамой. А книжка Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком как?"- действительно очень стоящая и помогает, если следовать рекомендациям. Держитесь и удачи Вам и вашей сестре.