Как мне побороть свое чувство вины перед собственным ребенком?
У меня дочь 15 лет от первого брака. Умная, хорошая девочка, которую я очень люблю. Но меня "пожирает" чувство вины перед ней за то, что в ее детском возрасте я была с ней чрезмерно строга, порой за какие-то детские ошибки или оплошности ужасно ругала, а не пыталась глубже вникнуть в ситуацию и найти более мягкое решение. Как мне разрешить этот внутренний конфликт с самой собой?
Вопрос от: ; Возраст: 43

психолог онлайн
В 15-летнем возрасте Ваша любимая дочь нуждается в доверительныъ отношениях з родным и близким человеком - Вами. Станьте для нее старшей подругой, постарайтесь развивать Ваши доверительные отношения,поделитесь своими переживаниями, в том числе и сожалениями по поводу прежних неразумных воспитательных действий. Не допустите, чтобы пожирающее Вас чувство вины привело к другим формам вашего поведения, таким как потворствование или вседозволеность. Вы мама, и должны способствовать гармоничному взрослению Вашей девочки, быть для нее образцом Женщины.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте skv
Меня не оставляет ощущение, что это чувство вины помогает вам не увидеть свою дочь сейчас. Вы говорите о втором браке. Значит с папой вашей хорошей девочки не сложилось у вас. А у нее?
Тогда вы взяли на себя ответсвенность за единоличное воспитание. Что-то у вас не получалось. Мама становится строгой, когда нет других возможностей. Кто вам сказал, что вы должны быть идеальной? Что вы не имеете право быть слабой?
Вы сейчас снова замужем и в этом посте ваши мужчины отсутствуют, а ваша дочь представлена как идеальная безличная фигура. Что-то в этом неправлиьное есть.
Вы сейчас готовы глубже понять что ей нужно? Спросите ее об этом. Действительно ли ей нужно мягкое решение или ваша строгость ей помогает или ей нужно что-то еще?
Обратите внимание - пока вас "пожирает" чувство вины о прошлом вы возможно теряете ситуацию сейчас.
консультация психолога
Илья Борисович Куценко
Родитель учится чему-то в ходе своего родительства.С точки зрения "продвинутого" (сейчас)родителя,он вполне может сам себя в прошлом не устраивать.И что?значит ли это,что надо себя теперь "клевать"?странно это,согласитесь...И уж точно не стоит подробно рассказывать ребенку,когда и в чем вы перед ней провинились - ведь это ваше впечатление от ситуации,а она может всерьез к этому отнестись.Будет потом выискивать - а ну-ка,что ей здесь мама недодала?Как-то получается,вам сложно признавать собственное несовершенство,особенно в такой области,где вы конечно же хотели сделать все наилучшим образом.Здесь варианты либо кусать себе локти(а толку?за что так с собой?вы живой человек,делали тогда то,что считали правильным - сейчас мнение поменялось),либо,возможно,конструктивней будет не виниться,а сделав выводы,идти дальше.Прямо сейчас у вас есть отношения,прямо сейчас вы можете порадоваться ребенку и получить удовольствие от общения с ней.А если почему-то нет внутренней возможности уйти от прошлого - может,обсудить с психологом это развернуто будет не лишним.
психолог онлайн
Чувство вины. Реальное или не совсем? Что оно делает с Вами, это чувство вины сейчас. Об этом хорошо написано Выше, коллегой.
Вот не в том возрасте Вашей девочки надо каятся. Простите за назидание!
Как бы Вы к ней не относились раньше, сейчас она нуждается в одном: ровном, последовательном отношении своей мамы к ней, к жизни. Она опирется на Вас, даже, если ругается с Вами. Возраст такой. И чем четче и последовательнее Вы проявите себя во всем, тем Более компенсируете свои прежние, как Вы считаете, ошибки. И тем больше Ваша дочь утвердится и в любви к Вам и понимании. И себя в итоге, своей самооценке и успешности в жизни. Ведь что как ни устойчивость делает людей успешными?
Чтобы ни было, не дай Господи, такого:
Я тебя обижала в детстве - дай тебя пожалею сейчас... Побуду тебе подружкой, поублажаю, буду тебе угождать... Я очень сильно фантазирую, это может быть и вовсе не про Вас. С Ваших слов не многое ясно, но уж на всякий случай... Так часто поступают строгие родители со своими детьми со временем...
Чувство вины может сломать жизнь и себе и другим, если не ко времени...
Дополнение от автора
Дочь всегда была МОИМ человеком - отношения всегда были и остаются добрыми и доверительными. При этом я не стараюсь явно "исправить" свои "косяки", т.е. несмотря на мое прошлое давление на ребенка - я не пытаюсь сейчас в свое оправдание задобрить дочь, заласкать и т.д. (знаю, что так нельзя делать, иначе она будет манипулировать мной). Мои слезы и внутренние истерики - это ТОЛЬКО МОЁ (внешне для дочери это никак не проявляется, не озвучивается, не обсуждается). Мои переживания и суперсамоедство по другому поводу: я знаю, что была не права, даже знаю природу подобного своего поведения, но "жру себя" за то, что нельзя всё отыграть назад и быть тогда такой, какая я сейчас (уравновешенная и рассудительная), нельзя поправить ситуации (знаю, что некоторые эпизоды, типа "выволочка" за пролитую зеленку, врезались в психику ребенка, помню себя в тот момент и мне горько и стыдно за эти вспышки агрессии, не могу себя простить).
психолог онлайн
Поговорить об ошибках воспитания, о несовершенстве человеческой природы, и свое в том числе, о прощении, о признании материнской любви не смотря на эти Ваши "грехи", Вам еще предстоит. Но может немного позже. Когда ее личность окрепнет и будет более устойчива.
Вы уже торопились с выволочками... Может уже не надо?
консультация психолога
покайтесь. это значит начните правильную жизнь. это просто на словах, и трудно на деле. но это нужно. удачи!
психолог онлайн
Уважаемая SKV, вы не даете себе права на ошибку так же, как не давали в свое время дочери.А ведь дети учатся на нашем примере, рисуют себя с нас - поэтому, когда вы сами себя "пожираете" - именно этому вы учите и свою дочку (даже если не вербализуете все это не облекаете в слова - дети чутки к нам, словно барометры). И сейчас лучшее, что вы можете сделать для нее - простить саму себя за те моменты, в которых были неправы, и разрешить уже себе быть просто мамой, а не грызть себя за то, что были недостаточно идеальной мамой. Вы живете в прошлом, вы носите с собой этот груз вины и постоянно копаетесь в нем - а значит, в настоящем вас просто нет. И вы можете запросто прохлопать какую-то насущную проблему своей дочки - за что опять же будете спустя время себя винить. Опять по кругу...
Так что - придется круг размыкать и - повторюсь - простить себя саму за свою неидеальность. Бонус: дети, опять же, учатся на нашем примере, а значит тем самым вы и дочь научите прощать. В том числе и вас.
психолог онлайн
Судя по Вашим ответам, со словом "простить" у вас сложные отношения. Но - не боги горшки обжигают: существуют специальные техники прощения - важно лишь настроиться и понять, что это - важно.
Удачи!
Дополнение от автора
Большое спасибо всем, в особенности Алле Саенко и Наталье Царенко. Буду пытаться выбираться из этой ситуации. Надеюсь, что-то получится.
психолог онлайн
Конечно, получится. Понимание проблемы - всегда уже половина ее решения.
Удачи!