Как не бояться жить?
Проблем много накопилось за последние годы.
Живу с родителями. Парень есть, но он далеко, поэтому пока еще не могу жить отдельно.
Несмотря на возраст, они видят во мне ребенка, стараются оградить от всего путем предупреждений (лучше останься дома, мы сами сходим в магазин) или запретов (не включай дома газовую плиту!). Не раз показывала свою самостоятельность и то, что всем удобнее будет, если я буду, все-таки, взрослой, но, видимо, плохо получается, потому что в самостоятельности мне отказывают. Отчасти их можно понять - в городе бывают опасные ситуации, и я сама в них попадала, но справлялась!
Наверное, проблемы с общением начались еще в вузе, лет с 19. Постепенно отдалилась от однокурсников, потом и от коллег. Потому что хотела общаться с одними людьми, родители советовали других. Мне интереснее было с парнями - с ними можно обсудить что-то серьезное, ту же технику или новинки науки. Но мой парень жутко ревнивый, так что общение пришлось прекратить. Со всем мужским полом. А с девушками - которые меня окружали - мне было неинтересно, так что, я осталась одна. Позже мой парень сказал, что друзья у меня должны быть, но после всего этого мне уже не хочется. Не хочется повторения ситуаций. С нотациями родителей и ревностью парня.
Раньше была общительной, неформальным лидером и это всем нравилось, и мне тоже. Теперь хочется только забиться в угол, и чтобы никто не трогал. И незаметно для всех умереть. Боюсь жить. Перед увольнением (давно работа не нравилась, терпела года 4, но нужны были деньги) я настолько "загнала" себя, чтобы все успеть (я - ответственный работник), что сразу же после окончания работы начались нервные срывы, один за другим (слезы, нехватка дыхания от рыданий. Резкая реакция на любую фразу). Хотела бы успокоиться, отвлечься, но не могу. Терзает ощущение, что отдала себя всю, истрепалась, как кукла,которой поигрались и бросили (видимо, потому что перед моим уходом мне на работе наговорили неприятных вещей, словно я - никто, хотя шеф меня ценил).
Еще в вузе начались "отключения". Временами не воспринимала действительность. Иногда даже боль при травмах ощущалась как при анестезии, слабо. Бывали зрительные галлюцинации (всегда отличаю от реальных вещей), я живу словно в двух мирах - реальном и другом. Иногда осознаю, что надо вернуться сюда, но другой мир, даже когда я забываю о нем, затягивает в себя.
Мне кажется, клубок еще больше запутывается, и выпутаться я уже не смогу. Что со мной происходит? Что делать, чтобы не бояться жить?
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Елена Сергеевна Сухова
Татьяна Владимировна Клибайс
родителей не переделать.
Не Вы им причина, а они Вам.
Насчет отвлечься.. А для чего это Вам? Вам бы увлечься. Чем-то важным полезным и интересным, для Вас и всех.
А вот это уже серьезно.
Вы погружаетесь в черный ХАОС небытия.
Там не очень...
Вам бы серьезно к этому отнестись. Письма на сайт психологов тут слабо помогут...
Серьезная консультация и помощь - все , что Вам необходимо, чтобы клубок еще больше не запутывался.
консультация психолога
вам нужно принять реальность, ваши возможности. а после развиваться в правильном направлении. принять факт вашей зависимости, в данный момент от родителей, в будущем от мужа. и можете вы быть послушной, быть дочерью, в будущем женой. и развиваться надо в области женственности, способности любить заботиться, быть внимательной к другим и участливой. вам это трудно, но только в этом сможете найти свое счастье. достигая на работе стахановских результатов, вы истощили себя. ведь от этого вы не получали главного - жизни и развития себя как женщины. и возможно, я не знаю, но предполагаю, культивировали в себе жадность или эгоцентризм. а это не дает счастья, скорее наоборот. отдалились от людей и результат изоляция. не будем выяснять причины. но очевидно, что вам трудно принимать свою женскую сущность. поэтому и общение с подругами вам скучно. но только так вы обретете счастье. только учась общаться с женщинами, учась у них. лучше конечно дружить с положительными семейными женщинами. тогда "наберетесь" у них хорошего. пойдет на пользу(если это возможно) работа с психотерапевтом. сами стремитесь. смотрите фильмы про правильные отношения. подойдут старые советские. если трудно на первых порах регулировать настроение, то не стесняйтесь и обратитесь к психиатру. он назначит лекарства(лучше под наблюдением специалиста).
Дополнение от автора
Большое всем вам спасибо за то, что уделили мне время и ответили на мой вопрос!
Илья Борисович, пока что вижу важным и полезным домашнюю уборку и домашние дела вообще - ненадолго, но помогает. И вспомню свои прошлые хобби - что-то может пригодиться. Консультацию боюсь, но понимаю, что без этого еще труднее, и лучше не тянуть.
Игорь Васильевич, про зависимость осознаю, и хотелось бы больше свободы, совсем немного..
Женственность! Интуитивно мне казалось, что хотя бы немного - но она должна быть больше, чем есть. Искала, пробовала подходящие занятия - то же вязание, например, но не была уверена, что оно как-то "в плюс" к моему состоянию, но настроение и самооценку поднимало.
Насчет работы - сама по неопытности (и глупости) показала себя в коллективе безотказным сотрудником, отчасти потому пострадала, да и уважение к себе потеряла, и впредь буду осторожнее в этом, делаю первые шаги в умении говорить "нет".
Я слишком увлеклась своей профессией, забыв обо всем на свете. Опомнилась недавно, а фильм "Игры разума" (парень посоветовал) был словно толчком - "Хватит! Бери себя в руки, если не хочешь повторения истории с тобой!".
Буду искать возможность общаться с положительными семейными женщинами, опыт небольшой есть, и, если задуматься, от общения есть что-то такое... позитивное. Их любовь к жизни, тяга к прекрасному и самосовершенствованию, и любовь к жизни (которой мне не хватает).
Единственное - боюсь потерять себя как личность, если вдруг стану чуть более женственной. Но, может, просто не мое это (профессия). Сейчас для знакомых я - чуть ли не компьютерный гений, вундеркинд, "ходячая энциклопедия", но лучше бы видели во мне просто живого человека, который тоже хотел бы дарить позитив и просто общаться, на любые темы. И который тоже может уставать и мечтать.
Кстати, внимательность и участливость есть - об этом говорили те, с кем общалась. Не всегда, но бывает.
Видимо, мне уже становится лучше, раз мечтаю о теплой компании. Знаю, ненадолго - такое бывает к вечеру, но сейчас легче, и я получила хорошую помощь в достижении моих целей, и буду руководствоваться советами.
Попробую разложить по полочкам, как поняла:
1) Нужно не отвлечься, а увлечься полезным (а главное - приятным) делом.
2) Консультация психотерапевта (а там уже если направит к другим специалистам, если лекарства - то только под контролем врача).
3) Принять себя, свои реальные возможности и статус в семье и обществе. Отталкиваясь от всего этого, выбрать себе направление для дальнейшего развития.
4) В том числе необходимо принять в себе женщину и развивать женственность (которой не хватает). Для чего общаться с положительными женщинами (лучше - семейными, но, в любом случае, положительными) - и набираться опыта, видеть их принятие себя, не копируя, но понимая, что в этом ничего плохого нет.
5) Старые советские фильмы лучше всего подойдут для изучения правильных отношений между людьми, т.к. в то время строго следили за киноискусством, и не было фильмов с искаженными представлениями, либо насаждающих насилие и т.д.
Надеюсь, все верно, и еще раз большое спасибо!
психолог онлайн
Татьяна Владимировна Клибайс
Здравствуйте, Свет,
Вам страшно. Вы боретесь со страхом. Разными способами.
Галлюцинациями (хотя я не знаю, что вы называете этим словом)
Сложными жесткими условиями - как на работе, так и в близких отношениях. И дома, и с парнем.
Попытками доказать свою взрослость перед лицом тех, для кого это - проблематично.
Социальной активностью, стремлением занять лидерские позиции.
А в противовес этому - уходом в фантазии, переживанием собственной НЕ-ценности.
Ваши выводы вобщем-то правильные. Но звучат сухо и скучно. Словно после производственной планерки, где от вас ждут показателей и логики, лишая возможности чувствовать то, что вы чувствуете. И вы пытаетесь соответствовать требованиям (условиям) психотерапевтов.
Вам очень необходимы понимание и поддержка. И желательно не только компании, а может даже - не столько компании, сколько 1 человека.
В компании вероятность получить поддержку выше. А доверять 1 сложно.
Но все же - я бы в качестве основного рекомендовал начать консультации с психотерапевтом.
Возможно, вас утомляет уже все это и хочется побыстрее решить проблему. Но - ваше ли это, или это тоже то, что от вас хотели, чтобы вы быстро выполняли инструкции?
Постепенно, прочувствованно, осознанно.
консультация психолога
Александр Витальевич Кашин
Павел Леонидович Басанский
"В самостоятельности мне отказывают" - мне кажется,это противоречие в определении:самостоятельностью что,могут наделять?или отказывать?Это то,что человек добывает из себя,а не ждет от других,разве нет?А дальше начинается,при необходимости,отстаивание самостоятельности.Или без всякого отстаивания - просто поставить перед фактом.И в этом месте,как мне кажется,могут возникать сложности,главная из которых:как настоять на самостоятельности,но при этом не задеть других.Это довольная частая история - ждать,что тебя наконец начнут понимать "правильно"(то есть так,как тебе бы хотелось),но при этом сам путь понимания отдавать другим.И вот сидишь,злишься и самоуничтожаешься в ожидании,что им все же станет понятно,как вести себя,без всяких встречных усилий,связанных с неудобствами.Увы,увы!а тем временем чувствуешь,что живешь "мимо" себя - ни "за",ни "против"...
консультация психолога
Павел Леонидович Басанский
Еще - конечно,с чем-то по жизни приходится примиряться,понимать,что действительно реальность - это и самостоятельность,и зависимое положение,и сотрудничество,и ...куча всего.Мне кажется,у вас в этом некоторая путаница - где подстраиваться,а где настаивать.Где сотрудничать,а где противостоять.Как бы вы вроде ожидаете,что и сами поймут,с одной стороны и сопротивление бесполезно - с другой.Одновременно и хочется посопротивляться,и невозможно - поэтому вы истинный герой сопротивления в подполье -"давите" саму себя.Что-то из серии "назло кондуктору куплю билет и пойду пешком".Так что хочется все же навести ясность,и или билет не покупать,или тогда уж ехать...
психолог онлайн
Свободу не просят, её берут или завоёвывают.
А проситель вечно остаётся несвободным. Ибо его поработителям удобна его несвобода - зачем же отпускать?
Ваши родители и сами заложники своей тревоги - потому, в угоду ей родимой, держат вас рядом с собой - и тревога чуть отступает...но! вам-то что до их тревоги? Она - не ваша.
А вы чувствуете себя им обязанной (или вас обязали?!) - и терпите, терпите, терпите...а жизнь - всё идёт, идёт и проходит... мимо вас.
И недалёк тот момент, когда будет поздно что-либо сделать по-другому.
Не упустите своё время!
Дополнение от автора
Не ожидала продолжения разговора - это было неожиданно и приятно!
Владимир Витальевич, да, страшно. Иногда страшно просто дышать, чувствовать, есть, спать - все, что называется "жизнью". Такое состояние проходит, но вы правы - чтобы меньше думать о проблемах, с головой могу зарываться в работу, увлечения (кстати, хобби - компьютеры - сделала работой). Чтобы не показывать слабости, не напрягать других, не сделать им больно внешне сознательно включаю деловой тон, но порой говорили, что добилась обратного (ощущали мое недоверие из-за этого холодного делового тона, по мне это лучше чем плакать или кричать на других, меня так воспитали). Я думала об этом, изучала психологию (очень интересный предмет!), и были мысли, что вот это - внешняя жесткость, трудоголизм всегда будут сменяться апатией, срывами и депрессиями (защитный механизм, противовес). Но как-то работать вполсилу, расслабиться в общении трудно.
Насчет планерки - влияние парня. Часто говорит, что воспринимаю слова других искаженно, поэтому нужно, чтобы сама повторила услышанное, для верности.
И мне кажется, основной проблемой является именно страх жизни и депрессии.
Насчет выполнения инструкций (последняя фраза) - мне бы хотелось, чтобы наша беседа не прошла даром, впустую, нужно использовать шанс, пока он есть. В силу профессии (компьютерщик, привыкший к алгоритмам), просто попыталась собрать для себя все нужное в виде некоего алгоритма действий - иногда мне так проще следовать ему.
Алла Владимировна, Павел Леонидович, мне всегда казалось, что свобода - не то, что есть у тех, у кого есть родители и парень, и друзья. Я живу в родительском доме, и они, как хозяева, имеют право наделять - или отказать мне в свободе (мамина фраза - я тебя родила, и вырастила, забочусь - это же тоже обязательство), и я точно не в праве решать, свободна или нет. А парень - тут иного рода зависимость. Он заботится обо мне, я люблю, и не хочу сделать ему больно. Сопротивляться хочется - и невозможно - часто. Не сопротивляюсь,потому что не хочу других обидеть. Но иногда у меня прорывается протест "Я так решила, и сделаю, и ничего мне не помешает", который воспринимается другими как подростковое бунтарство, детскость.
Насчет того, что путаюсь, где подстраиваться, а где настоять - мне говорили, но с этим не могу пока справиться, я еще слишком мало сталкивалась с разными ситуациями, и мало знаю о жизни, чтобы понять, где как себя повести. Кроме того, иногда неправильно эмоционально реагирую. Могу расстроиться из-за сбитой машиной птицы или спокойно отнестись к смерти близкого знакомого (я говорила с ним потом во сне, спрашивал, как дела). Может, у меня просто свое видение мира - но порой оно мешает коммуникации.
Насчет рисков и свободы (к последнему сообщению) - риск всегда есть в жизни. Если всю жизнь бояться, можно все пропустить. И это не жизнь будет. Я и профессию выбрала частично из желания доказать, что смогу! Справлюсь!
Где-то глубоко внутри есть желание доказывать себе и другим дальше, что некоторые вещи только кажутся невозможными, недостижимыми (в разумных пределах, конечно! лампочку в рот запихивать - это глупость, а не доказательство).
А фанатизм в делах свой точно постараюсь постепенно сгладить. Он не столько дает "подвиги", сколько губит здоровье (фраза "Ты когда в последний раз ел?" - точно про меня).
Но это - огромная работа над собой.
Не ожидала, но мне правда очень приятно общаться с вами! Со всеми)
"В споре рождается истина"
И, может, несколько неожиданный вывод из нашей беседы, но она вдохновила меня изучать психологию дальше. Помимо всего прочего, пару раз это помогло - меня не затянули в секты - именно начальные навыки психологии (повезло, владею лучше оппонента).
Но общение, как оказалось, не заменит ничто.
консультация психолога
Павел Леонидович Басанский
Совершенно согласна с вашим выводом "общение не заменит ничто".Только не поняла,как это связано с "дальнейшим изучением психологии"?Общение,как я понимаю - это с другими людьми все же?Снова путаница?Ваше право и ваше дело заниматься тем,что вы называете "изучением психологии",хобби не хуже других.Только не сбивайте себя тем,что это внесет преобразования в ваше состояние.Я часто пишу,что мы,люди,существа не линейные.Люди - системные.Причем не в одной системе задействованы,причем сами многое не видят "изнутри".Поэтому даже психологи отправляются к другим психологам.Потому что психологию они уже поизучали,а вопросы о себе это полностью не решает,и даже не вполне на эти вопросы отвечает - такова "специфика жанра".
Дополнение от автора
Нет, конечно, свои проблемы полностью этим не решить - понимаю, и знаю, что "психологи иногда ходят к другим психологам", и заменять этим свой поход к специалисту не буду.
Просто сейчас общение с психологами вдохновило на дальнейшее изучение психологии.
Прошу прощения за неточность предыдущих слов.
психолог онлайн
"...мне всегда казалось, что свобода - не то, что есть у тех, у кого есть родители и парень, и друзья. Я живу в родительском доме, и они, как хозяева, имеют право наделять - или отказать мне в свободе (мамина фраза - я тебя родила, и вырастила, забочусь - это же тоже обязательство), и я точно не в праве решать, свободна или нет" - это вам точно, что только казалось. На самом-то деле всё как раз наоборот. Правом быть свободными мы наделены с самого детства. Просто некоторым родителям это не совсем удобно, я даже бы сказал, не выгодно - и они самочинно лишают своих детей этого права, калеча тем самым им жизнь. Можно, конечно, ответить: "сами дали жизнь, сами имеют право её и покалечить" - но это не столько будет звучать смешно, сколько ужасно. Не имеют они на это никакого права.
Даже более того, воспитывать вас и заботиться о вас - была их прямая обязанность, раз уж они вас родили. Ведь вы их этому не просили - это было их собственное желание?! Значит, вы им ничего не должны. Они взяли на себя ответственность вас родить, а значит и воспитать - добровольно. Всё остальное - примитивные родительскиеманипуляции. Собственнические. И подыгрывать им - не в ваших интересах.
Что же касается бунтарства и подростковости - то это естественный этап развития любого человека. Только вы ещё в него не вошли. Ваши робкие попытки трудно назвать бунтом. Так что, по психологическому возрасту вам явно меньше 14...
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
svet, здравствуйте.
прочитала Ваше письмо, попробовала прочувствовать его, и стало очень тяжело дышать..:(
в жизни Вы выслушали массу советов, рекомендаций, насколько вижу, хорошо усвоили роль послушной, рассудительной и хорошей девочки.
я удивилась поначалу - Вы работаете, скорее всего, неплохо зарабатываете, и в тоже время, живете с родителями. как Вы чувствуете, можно ли Вам проживать отдельно, пусть и не с мужчиной, а просто самой? или уже настолько свыклись с образом себя, как беспомощного и слабо адаптированного к бытовым вопросам человека?
верю, что крайне сложно жить и дышать рядом с родителями, которые знают, как надо. в этом есть также тайная прелесть - можно оставаться маленькой девочкой сколь угодно долго.
просто сейчас Вы уже взрослый человек, Вам 26, и за свою жизнь отвечаете именно Вы сами, а не папа с мамой.
уже вполне можно учиться слышать себя саму, и потихоньку, переставать бояться себя, своих желаний, чувств.
а про женственность..что для Вас значит женственность? в нашей культуре она часто ассоциируется исключительно с мягкостью, деторождением, семьей. Но женственность это еще и умение позволять уходить тому, что уже отжило, умение защищать себя, свою территорию, использовать "зубы и когти", если понадобиться, огромные творческие способности, не сводимые только к семье.
Есть неплохая книга на эту тему, "Бегущая с волками", автор Кларисса Пинкола Эстес.
Дополнение от автора
Нуу, свыкнуться с образом слабо адаптированного к быту и жизни человека как раз не хочется. Я сама, иногда не особо спрашивая разрешения, стараюсь проявить самостоятельность в таких вопросах, как планирование семейных покупок и закупка продуктов и прочего, вопросы работы (маме удобно было, чтобы я продолжала работать, но я твердо решила уволиться, и несмотря на ее протесты, сделала это).
Самостоятельно жить хотелось бы, мне кажется, что справлюсь - необходимый минимум знаний есть, навыков - тоже. Сейчас стараюсь подменить маму в бытовых вопросах, и, таким образом, окончательно понять для себя, что значит - жить самостоятельно. Главное - не переусердствовать в этом, потому что когда-таки уеду, чтобы не было стрессом для домашних.
По жизни я - послушная девочка, и даже вуз окончила на "отлично". Но еще в школе столкнулась с несправедливостью жизни: и драться пришлось, чтобы показать, что я - не слабый ребенок, а личность и достойна уважения (объяснить не получилось, понимали только язык силы, за меня потом мальчики некоторые прятались, а хулиганы побаивались), и понять, что все в мире оценивается с точки зрения пользы. Если я могу быть полезна кому-то - со мной дружат. Нет - игнорируют. Потом как-то незаметно оно стало моим видением жизни. Мне трудно до сих пор представить иначе. Теперь, даже когда со мной просто кто-то хочет поближе познакомиться, в голове уже мысль "Оценивает, насколько я могу быть полезна ему". Такое видение мира почему-то шокирует некоторых людей. Не уверена, что у них какие-то другие критерии. Удивляет, когда попадаются те, кто может просто так что-то сделать для меня (сама я могу - в порядке вещей. Так могу выразить признательность, или симпатию, но когда делают другие - подозрительно, значит, что-то точно скоро потребуют, чтобы оплатить "подарок", ибо чаще всего так оно и было). Когда какой-то частью разума понимаю, что оно - так и должно быть: бескорыстная помощь другим, внутри становится больно и горько, и не хочется верить, что мне пришлось столько пережить зазря, и получить ошибочное мнение, от которого теперь трудно избавиться.
В то время как у других и друзья настоящие были, и они сразу научились "правильно" строить отношения.
Кроме того, часто кажется, что я просто не заслужила подарков, и хочется дать что-то взамен, и страдаю, если не получается. Как с этим бороться, пока не знаю, но, видимо, просто поднимать самооценку - и само пройдет.
Работу нашла случайно - никто не верил, что девушка сможет работать по мужской специальности (видимо, родилась не в том месте, не в том времени), знакомый предложил попробовать и порекомендовал меня. Старалась вовсю, работала за копейки, бралась за все, что предлагали, получила признание у многих людей, в т.ч. по специальности, но зарплата так и осталась невысокой (мне не хватает документа о том, что имею право на повышение, а его не могу получить без больших денег и связей - парадокс), и нервов много ушло. Депрессии и срывы убедили меня, что лучше без такой работы, чем "сгореть" до конца.
По психологическому я - ребенок. С этим не спорю. Но есть в этом нечто хорошее - вижу иногда то, чего не замечают взрослые, состоявшиеся люди. Искренне радуюсь снежным узорам на стеклах, до сих пор интересно, как устроены жуки, и т.д.
С негативными проявлениями своего "ребенка" борюсь, и буду бороться. Ответственность уже давно осознаю. Дальше - больше будет.
Для меня женственная девушка всегда ассоциировалась с полноватой фигурой, с детьми, доброй, всепрощающей, мягкой, хозяйственной, понимающей, неагрессивной, с длинными мягкими волосами, ухоженной, в платье и... фартуке. Обычно женским делом считается бытие на кухне. Стереотипно, наверное)
Про умение защищать даже не подозревала, и творческие способности..всегда считала исконно "мужским".
Книгу почитаю! Начинала с Х.Карен "Невроз" (пока только начало, со стрессами временно забросила), оно помогло понять некоторые скрытые мотивы людей, про женственность тоже будет очень кстати и полезно мне!
Спасибо большое! Я вообще странный человек, так что понимаю, что со мной может быть трудно. Но постараюсь жить в согласии с собой и миром.