Страх перед публикой
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста,как преодолеть физиологические проявления волнения перед выступлением. Моя работа связана напрямую с общением с публикой. Но, каждый раз, когда мне нужно выступать, происходит что-то странное: в голове "туман", губы склеиваются, во рту сухо. Я всегда готовлю текст, но каждый раз им недовольна и повторять наизусть не могу - начинаю импровизировать. Бывают провалы, потому что соображаю в этот момент слабо. В последнее время просто беру- и читаю свой текст, как пономарь. Народу скучно, конечно, но зато меньше сбиваюсь. Потом хочется сквозь землю провалиться.Ведь не так хотелось и задумывалось все. Можно ли выбраться из этого состояния или это все не мое и нужно работу менять?
Вопрос от: ; Возраст: 28

психолог онлайн
Игорь Владимирович Ульянич
Если говорить просто, то спокойствие и уверенность приходят с опытом. Как бы досадно не было, но чем больше вы переживете таких моментов страха и волнения, тем легче должно становиться. Далее же, хочется вам задать встречный вопрос: "Получаете ли вы хоть немного удовольствия от вашей работы?" Если ваш ответ положительный, то есть несколько нюансов.
1) Люди, как правило, приходят на личность оратора, а не на материал. Во всяком случае, личность стоит в начале. Поэтому если вы будете собой, то ваши выступления будут проходить куда интереснее, даже если подача материала проигрывает. Я видела много ораторов, которые либо чушь говорили, либо совсем скучный и неинтересный материал, но от них невозможно было оторвать взгляд, так как они просто были собой.
2) Постарайтесь относиться к себе снисходительнее, не гнобите себя. Ни одно запоминающееся выступление не бывает идеальным! Если вы достигли идеала, тогда вам некуда развиваться и не над чем работать. Ваше выступление просто может быть похоже на робота, который идеально прочитал текст. Человеческий фактор заключается в индивидуальности, а это снова о том, чтобы быть собой.
3) Если у вас есть аудитория, значит, вам есть что рассказать. Это значит, что вы знаете немного больше, чем те, кто вас слушает в данном вопросе. Значит, вам есть чем поделиться! Так что можете попробовать представить себя или в качестве профессора, который доносит материал до студентов, или просто друга, которому есть чем поделиться с другими.
4) Посмотрите на себя в зеркало перед самым выступлением и поддержите себя, обратитесь уменьшительно-ласково к себе и скажите фразу, которая вас может поддержать (которую бы сказали ваши родители или друзья в минуты, когда вы переживали); например: "Ариша, у тебя все получится! Дерзай!"
Уверенности вам и дерзайте!Ответ отредактирован автором 23-03-2016 02:54:40
психолог онлайн
Елена Шпундра
Добрый день, Арина.
Во-первых не все люди созданы для публичных выступлений и этот страх выступать перед публикой есть у очень многих людей. И если основная часть работы состоит из них, может и правда стоит задуматься о том, зачем всю свою деятельность превращать в пытку. Если работа в целом нравится, стоит раобраться с вашим страхом выступлений при помощи специалиста, т.к. страх (или, скорее, стыд публичных выступлений), напрямую связан со страхом оценки других людей, со страхом ошибиться, да и в принципе с трудностью предъявить себя людям. А это уже сфера самооценки. Помогает и очень эффективна групповая терапия.
психолог онлайн
Ваш вопрос слишком глубокий для того чтобы решить его на форуме за 4-5 предложений пусть и от 10 психологов.
Вы написали о неприятной части работы, выступлениях, но мы ничего не знаем о приятных, есть ли они, что вас вообще держит на этой работе.
Кроме того, не понятна природа вашего страха, то ли он от того, что публичные выступления - это не ваше. То ли от того что у вас есть личные барьеры и страхи для выступления перед публикой.
В чем бы ни была причина- ее можно решить, изменить, разобраться, но делать это можно на очной работе с психологом.
Я не думаю, что вы правда ждете, что мы по интернету сейчас возьмем и сделаем вас блестящим оратором.
Так что, ищите себе психолога и приступайте к работе. Надеюсь страха перед психологами у вас нет?:)
Дополнение от автора
Спасибо всем специалистам за конструктивные советы. Особая благодарность - Екатерине Николаевне Сабанской.