как помочь онкобольному родственнику выйти из депрессии
Добрый день, уважаемые специалисты!
Моя мама лечится от онкологии с 2015 года (рак легких). Изначально она проходила лечение (химиотерапия) в нашем родном городе в облонкоцентре. После курса лечения в 2015 и в 2016 году результата не было - злокачественные очаги не изменялись в размерах. в течение всего периода лечения она была настроена оптимистично и позитивно, верила в излечение.
Но мы разочаровались в местном лечении и перевезли маму в Киев, лечим по более агрессивной схеме - химиотерапия чаще, но и побочные эффекты от нее более жесткие: значительно снижаются показатели анализов.
После предыдущего сеанса химии у нее лейкоциты упали до 1,6 и была очень сильная слабось, после этого случая на маму напала депрессия. Лейкоциты потом подняли медикаментозно, провели след. химию - после нее показатели получше, т к она нормализовала сон и питание (до этого не ела ничего).
И вот сейчас она целыми днями лежит и смотрит в одну точку, не объясняет, что с ней происходит, говорит только одно, что это страх выйти на улицу, страх того, что теперь неопределенное время ей предстоит следить за питанием, контролировать результаты анализов, ездить часто в больницу сдавать эти анализы итп. То есть еще месяц назад она чувствовала себя сравнительно энергичным человеком (ей 60 лет, но кроме рака она никогда не стыкалась ни с какими болезнями, стройная подтянутая, всегда занималась спортом и следила за собой), а тут резко почувствовала себя больной разбитой рухлядью.
и я вот пытаюсь с ней постоянно разговаривать, то успокаиваю и сочувствую, то наоборот "наезжаю", чтобы взяла себя наконец-то в руки. но в то же время боюсь , как бы не усугубить ее состояние и не навредить.
к слову, шансы на выздоровление у нее есть, но нужно собрать волю в кулак и пройти длительное, и скорее всего изнуряющее лечение. выполнять вcе рекомендации врачей, кушать по расписанию. а ей претит сама мысль об этом (((
она была на приеме у психиатра (можно сказать, знакомого), по его назначению она принимает гидазепам, но что-то он не особо помогает. Она говорит, что не знает, что с ней происходит, но что ей очень плохо морально. и как выйти из этого состояния, она тоже не знает ((( вроде понимает все наши доводы, но это не помогает. апатия полнейшая. изредка вроде немного поднимается настроения и у меня появляется надежда, что может она все-таки сама справится. а потом опять все вниз, особенно по утрам.
Подскажите, пожалуйста, как помочь маме, как с ней себя вести? заранее благодарю за отзывы!
Вопрос от: ; Возраст: 36

психолог онлайн
Здравствуйте!
Я искренне сочувствую вам и вашей маме. Мучительно больно видеть, когда страдает родной человек, а ты ощущаешь свое бессилие, потому что не знаешь как помочь. Но самое трудное испытание выпало сейчас на ее долю. Столкнуться с такой тяжелой болезнью как рак, и при этом остаться таким как прежде (я имею в виду в психологическом плане), наверное, никому еще не удавалось.
Когда люди узнают об онкозаболевании, их чувства проходят через несколько этапов. Сначала – это шок, оглушение, непринятие, сильный стресс. Человек может начать отрицать, что он болен, или пытаться разными способами выторговать выздоровление или как можно больше дней жизни. Когда же приходит осознание всей тяжести ситуации, тогда очень часто наступает депрессия, когда люди опускают руки и, кажется, что не хотят бороться дальше.
Поэтому, в данной ситуации подавленное настроение и апатия - это естественная, и даже закономерная реакция на столь тяжелые события. Для того, что бы принять то, что жизнь (по крайней мере на время лечения) уже не будет такой как была раньше, тоже нужно время. Помимо физических страданий, люди с тяжелым диагнозом часто чувствуют себя очень одинокими, ненужными, беспомощными. Поэтому, то что вы сейчас всячески поддерживаете маму и не даете ей полностью погрузиться в это состояние, – огромная помощь с вашей стороны. Даже просто находиться рядом – значительная поддержка.
Однако, в этих обстоятельствах есть один важный момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание. Дело в том, что в случаях с онкобольными людьми, необходимо учитывать еще и то, что сама болезнь - рак, вызывает сильную интоксикацию организма, что часто приводит к нарушениям со стороны нервной системы. Кроме того, противоопухолевая химиотерапия также вызывает побочные эффекты, в том числе и эмоционально-аффективные расстройства, такие как депрессия. Поэтому, помимо психологической поддержки я бы вам порекомендовала снова обратиться к доктору и рассказать именно о симптомах депрессии. Не берусь утверждать, но, возможно, в вашем случае необходимо будет подключить антидепрессанты.
Дополнение от автора
Уважаемая Елена Сергеевна, спасибо Вам огромное за столь быстрый ответ!
Мама у меня, к сожалению, "стреляный воробей" в плане онкологии (( в 2011 году - рак МЖ, секторальная резекция, химия, лучевая терапия. потом 4 года жила беззаботно, а в 2015 году обнаружились метастазы в легких. опять курс химии. и все это время был боевой дух, никаких депрессий. потом пока мы определялись, где лечиться в Киеве уже в этом году - это тоже был ад, сколько мы выбегали по врачам-анализам-лабораториям в полной неизвестности, что же нам делать дальше. впору было впасть в депрессию, но она опять же отлично держалась. но как только мы определились, как только начала лечение здесь и первую химию - сразу же огромная слабость и депрессия.
наверное, на самом деле новая химиотерапия так сильно действует, что угнетается нейрогенез и неоткуда взяться хорошему настроению? (извините за профанский язык, начиталась я интернетов))).
А еще подскажите, пожалуйста, как лучше мне с мамой обращаться - больше ее подначивать-подстегивать, пытаться выдернуть из этого состояния, заставлять вставать и что-то делать? или наоброт оставить в покое и жалеть и потакать?
И к какому нам идти специалисту - к психологу, психотерапевту или психиатру? и обязательно ли это должен быть специалист, работающий по профилю онкологии?
Еще раз благодарю Вас за сочувствие и за быстрый ответ!
психолог онлайн
Добрый день!
Трудно сказать, почему это состояние возникло именно сейчас. Возможно, дело, действительно, в более агрессивной химиотерапии и побочных эффектах. Возможно, это влияние самой болезни - интоксикации и т.п. А, может, ваша мама в какой-то момент устала и просто потеряла надежду. Сейчас ей может казаться, что все предыдущие усилия, вся борьба, все то, через что ей довелось пройти несколько лет назад, не принесло никакого результата.
Думаю, что эти факторы дополняют и усиливают друг друга, поэтому и подход должен быть комплексным. Если есть возможность, лучше обратиться к специалисту, знающему специфику работы именно с онкологическими больными. Скорее всего, там, где она проходит лечение, есть психиатр, психотерапевт или психолог. Другое дело, что у психолога и психиатра разные функции. Психиатр – это в первую очередь врач, который имеет право ставить диагнозы и назначать медикаменты. Психолог же диагнозов не ставит, лекарств не выписывает, а оказывает только консультационную поддержку и психологическое сопровождение (психотерапевт может совмещать в себе обе эти функции, если имеет медицинское образование). Поэтому, для того, что бы подтвердить/опровергнуть диагноз депрессии и назначить при необходимости препараты, я бы порекомендовала вам обратиться к психиатру или врачу-психотерапевту. Психологическая поддержка не менее важна, и опять же, если есть возможность, помощь психолога была бы очень кстати.
Касательно того, как вам с мамой себя вести, - давить на нее или нет, заставлять что-то делать или не стоит, - трудно ответить однозначно, не зная человека и его физического состояния. Тем более, что на одни и те же слова разные люди реагируют по-разному. Согласитесь, ведь когда у нас, к примеру, температура 39, нам мало способны помочь чьи-то увещевания вставать и начинать что-то делать, как бы настойчиво они не звучали.
Единственное, что можно сказать с уверенностью, так это то, что сейчас вы нужны вашей маме как никогда. Поэтому пробуйте по-разному говорить с ней: смотрите, на что она откликается больше, что вселяет в нее надежду, что помогает хоть немного воспрянуть духом. В этой ситуации важно вам сохранять душевное равновесие и не забывать о своем психологическом самочувствии. Больше всего мамы хотят видеть своих детей счастливыми. К тому же, ей сейчас нужен человек, который мог бы показать другую сторону происходящего. Из-за ее тяжелого состояния, все что она видит сейчас – это боль, дискомфорт, беспомощность, неопределенность, страх и бесконечные болезненные процедуры… Попробуйте помочь ей увидеть больше этого. Напоминайте почаще о том хорошем, ради чего ей стоит жить, рассказывайте о своих чувствах, о том, как важно для вас, что бы она была рядом. Силы бороться появляются тогда, когда есть то, ради чего это стоит делать.
Всего самого доброго желаю Вам и Вашей маме!