Селективный мутизм у ребенка?
Здравствуйте! Ищу специалиста для ребёнка с проблемной коммуникацией!
Девочке 4 с половиной года и она никому ничего не говорит и не отвечает, кроме ближайшего окружения и 1 подружки. Когда к ней обращаются, она смущается и упорно молчит. Может при хорошем настроении сказать заранее заготовленный ответ за хорошую награду, но не более. Со мной разговаривает при других спокойно, игнорируя, того, с кем не хочет общаться. В остальном девочка совершенно нормальная, хорошо развита физически и интеллектуально, речь ( в частности произношение) не идеальная, но нормальная для её возраста.
Психиатр предположила селективный мутизм, 2 психолога, у которых мы были, говорили: такой характер, всё нормально, но, по-моему, это не нормально! Ребёнок хочет, но не может полноценно играть, развиваться, потому что везде нужно общение, хоть минимальное, но всё же.
Посоветуйте, пожалуйста, кого и где нам искать? Нам могут помочь сеансы у психолога? Какие методики и какое время для этого нужно, как правильно выбрать специалиста? Мы находимся в Донецкой области, но готовы ехать в любой город к человеку, который знает, что делать.
Вопрос от: ; Возраст: 4

психолог онлайн
Мама часто переживает, если ребенок ведет себя не так….как с точки зрения мамы он «должен?» себя вести.
Психиатр не выявил расстройств аутического спектра или других серьезных отклонений, 2 психолога тоже, поэтому возникает вопрос: насколько маме легко принять ребенка таким, какой он есть, например, «выборочно говорящим» в свои 4 года?
При этом никто не говорит о том, что не нужно развивать навыки общения, или что они не важны для ребенка.
Просто все, что важно «развивать» у ребенка, нужно делать не через силу, не заставляя, а заинтересовывая и создавая при этом обстановку спокойствия, принятия и «отсутствия проблемы».
Мне понравилась статься Людмилы Петрановской «Развитие происходит из точки покоя», там есть такие слова: «На самом деле дети растут, учатся и развиваются не потому, что мы их тянем за уши, а просто потому, что они дети. В них это заложено. Для того, чтобы ребенок хотел все знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно и не страшно.
Не страшно – это когда все хорошо с родителями. Когда они любят, когда они рядом, когда ты для них хороший. Если ребенок одинок, отвергнут, если он боится родительского гнева и разочарования, он развиваться не может.»
Развитие коммуникативных навыков – одна из составляющих общего развития ребенка, поэтому создание спокойной обстановки тут тоже срабатывает. «Спокойная обстановка» в данном случае, это просто отсутствие у мамы непреодолимого желания (1 психиатр, 2 психолога и готовность «ехать в любой город»), чтобы ребенок общался именно так, как «должно быть» с точки зрения мамы.
И еще. На основании написанного Вами возникает предположение, что определенная «настойчивость» мамы может проявляться и в остальной жизни ребенка (что одевать, кушать, с кем и как играть…). Тогда нежелание разговаривать может быть бессознательным сопротивлением ребенка большому количеству «как нужно».
Поскольку Вы чувствуете, что помощь психолога Вам нужна, то лучше поискать специалиста, которому доверяете и к которому удобно добираться, чтобы не подвергать ребенка еще большим стрессам.
Дополнение от автора
Спасибо за ответ! Старалась написать кратко, подробностей не указывала, возможно, действительно могло показаться, что всё это просто мамины выдумки.
Однако мне не понятно, почему, когда взрослый человек боится общения, потеет, краснеет, не может обратиться, позвонить и т.п. , то ему нормально обратиться к психологу, ему говорят: у вас тревожность, социофобия или т.п., а не говорят: да вы всё преувеличиваете, расслабьтесь. А как ребенок не может сказать ни слова, хочет играть с детьми, но не может им ответить да или нет,у него потеют руки, втягивается голова в шею, в итоге дети уходят, ребёнок остается один и плачет, не может сказать: "Отдай мою игрушку" и опять плачет, не может сказать в садике: "Хочу в туалет" и уписивается прямо в столовой - это всё нормально, это мама перегибает палку, требует от ребёнка, хочет чего-то непосильного. Да, вероятно, для неё всё это сейчас непосильно, но это же не значит, что это нормально! Нормально хотеть помочь ребёнку наладить общение и для этого нормально обращаться за помощью к психологам, разве нет?
А те 2 психолога, что есть у нас в городе, нам честно сказали: "Первый раз такое вижу, что делать не знаю, но, кажется, всё ок"
Извините за эмоции, ещё год назад я бы так не отреагировала, но время идёт, ничего не меняется, а совет от всех один - это конечно, необычно, удивительно, впервые встречаю, но вы расслабьтесь, перерастёт, не напрягайте её. Да её никто и не напрягает. Более демократичная обстановка, чем у нас, уже называлась бы хаосом.
Искренне прошу совета и рекомендаций с учётом этого дополнения.
психолог онлайн
Ваши первое и второе сообщения очень отличаются.
В первом Вы отметили, что дочка «игнорирует того, с кем не хочет общаться», «упорно молчит», когда к ней обращаются. Это больше похоже на выбор самого ребенка, если аутизм исключен.
Почему еще раз пишу про аутизм – просто нарушение контактирования является одним из основных компонентов этого спектра заболеваний. И прежде всего важно исключить более серьезные патологии.
Понимаю, что мама не устанавливает диагнозов, но если вашего ребенка не проверяли на предмет аутических отклонений, то можно ознакомиться с Оценочной шкалой раннего детского аутизма (если не найдете в интернете, я могу выслать на е-мейл). Почитав, на какие аспекты стоит обратить внимание (а там и еда, и слух, и другие особенности, всего 25 категорий), возможно, Вы заметите, что есть что-то «про вашего ребенка», и тогда будете искать компетентного психиатра.
Во втором сообщении Вы пишете, что девочка не может сказать то, что хочет другим детям в садике. Кстати, а как Вы узнали, что она именно хотела что-то сказать детям, а не просто волновалась от их обращения к ней и, например, хотела, чтобы они от нее быстрее отстали? Взрослые иногда трактуют поведение ребенка так, как сами его понимают, но это не всегда именно то, что на самом деле тревожит ребенка.
Конечно, по интернету такие проблемы не решают. Но возможно мои вопросы помогут найти причины такого поведения.
Как давно ребенок ходит в садик?
Как происходило привыкание к садику?
Всегда ли наблюдалось подобное поведение, и как она общается с детьми, когда она «на своей территории» (дома, рядом с мамой)?
Не было ли в жизни девочки травмирующих событий?
Если такому тревожному ребенку так сложно в садике, то нельзя ли хотя бы временно ее туда не водить?
Конечно, самодиагностика не отменяет необходимости «живой работы», ведь это ребенок. Но если в вашем городе только 2 психолога, то может в соседнем ближайшем поискать.
психолог онлайн
Попалась тут статья одна на тему селективного мутизма, там специалисты из Киева, возможно, Вы найдете их контакты и это продвинет Вас в решении проблемы вашей девочки.
http://health-ua.com/pics/pdf/ZU_2012_Nevro_3/54-56.pdf
психолог онлайн
Можно приехать на мероприятие к нам: есть детские психологические группы, с детками работают психологи. На летнем семинаре также будет консультировать в частном порядке психиатр, доктор мед. наук, Пилягина Галина Яковлевна.
Вот страница мероприятия в соц. сетях https://www.facebook.com/events/1719117421633515/. Также подробности можно узнать в письме мне или по телефону.