Истерики из-за проигрыша у ребенка
Добрый день.
Мой сын (12 лет) очень негативно реагирует на свои поражения в любой игре, вплоть до слез и истерики. Это касается любой соревновательной деятельности, в которой подразумевается элемент соперничества с другим индивидом (настольные, спортивные или компьютерные игры).
Игры он воспринимает с большим энтузиазмом и азартом, сильно вовлекается и пытается выиграть изо всех сил. Потерпев поражение, он всегда пытается оправдать себя, хотя этого никто не требует. В своих поражениях он обвиняет обстоятельства, а не себя (кубик не так покатился, карты не пошли, другие игроки против него ополчились и им везло больше). Он не способен взять на себя ответственность за свой тот или иной ошибочный шаг и сказать, что именно его действия привели к поражению. С другой стороны, свою победу он всегда трактует как "Я! победил", а не мне повезло.
Периодически играю с ним в разные игры и всегда мягко объясняю, что поражение не делает его глупым или неудачником, всё мы ошибаемся и проигрываем время от времени. Стараюсь сфокусировать его внимание на самом процессе игры и удовольствии от неё, а не на состязании. Иногда высмеиваю самого себя при своем проигрыше, чтобы показать безболезненность поражения. Когда ему было лет 5, то я такие ситуации воспринимал еще нормально, думал, что перерастет. Ему уже 12, а ничего абсолютно в этом отношении не изменилось. Он может перевернуть игровую доску и в слезах убежать, вне зависимости где и с кем он играет. Во всех остальных отношениях проблем нет. Ответственно подходит к учебе, хорошо общается со сверстниками, занимается дополнительно бальными танцами. Агрессивным и гиперактивным никогда не был. Абсолютно не могу приложить ума, где и от кого он перенял такую модель поведения.
Как можно изменить его восприятие и поведение в этой плоскости, чтобы воспитать адекватный подход к соревновательной деятельности и играм? Опасаюсь, что во взрослой жизни он может увлечься азартными играми. Спасибо за совет.
Вопрос от: ; Возраст: 30

психолог онлайн
Здравствуйте! Мир, в котором мы живем, пропагандирует успех. Успешным надо быть во всем: в семье, дружбе, работе, учебе, отношениях. В мультфильмах и кино очень популярны и уважаемы сильные и успешные герои. Дети усваивают эти стереотипы и интроекты очень быстро и это влияет на их развитие, самооценку.
Очень хорошо, что вы говорите об ошибках и поражении. Продолжайте и дальше говорить о них. Например, спросите его, как ребенок учится ходить? Стразу встал и пошел, или сначала лежит, потом сидит, потом ползает и лишь потом, ПАДАЯ, учится ходить. Рассказывайте о своих ошибках и вашем отношении к ним. Кроме того, ваш сын - подросток. Это возраст противоречий, негативизма, что наклыдывает отпечаток на его восприятие реальности. Удачи!
психолог онлайн
парень хочет выигрывать, это нормально!Реакция на проигрыш, это тоже нормально!Вот только истерика , это не здоровая реакция!Но мне лично трудно, не видя реакции вашего ребенка, сказать где просто злость и слезы(что нормально) а где истерика! Возможно то что вам кажется истерикой, есть всего лишь бурная реакция на проигрыш!Желание выигрывать, идет от чего то!От чего, по вашему?А ТО ЧТО занимается самооправданием, то это нормально!Он так пытается избавиться от чувства фрустрации и сохранить в целостности свое "я".Возможно, что вы пытаясь слишком рано научить его самоанализу и ответственности, за личные поражения, лишь добавляете и чувства вины и раздражения!Перестаньте учить! Всему свое время!!
психолог онлайн
Добрый день! Возможно стоить выяснить, что ребенок чувствует, когда проигрывает и когда выигрывает. Для чего ему нужно все время выигрывать, что ему дает выигрыш? (например, чувство превосходства, возможность самоутвердиться за счет другого). Если это так, возможно у ребенка проблемы с самооценкой и нужно искать причины в этом, разбираться глубже.
Продолжайте общаться на эту тему с ребенком. Играя с ребенком, старайтесь поддерживать баланс проигрышей и выигрышей (50%\50%) между вами, чтобы потренироваться проигрывать в безопасной обстановке.