Как общаться с религиозными фанатиками?
Здравствуйте.
Уважаемые психологи, помогите, пожалуйста, научиться достойно общаться с фанатично верующими людьми. Ситуация усложняется тем, что это свекровь, которая всю жизнь проработала учителем.
Живем отдельно от родителей, от них не зависим, временами приезжаем в гости – или они к нам. Абсолютно все разговоры начинаются или переходят на религию и нравоучения (не так верите, в церковь не ходите, не молитесь и т.п.) и могут продолжаться сутками.
Проблема даже не в том, что человек глубоко верующий (это личное право каждого человека), проблема в том, что в процессе обсуждения религиозных тематик, я меняюсь в худшую сторону и себе не нравлюсь. Эти разговоры открывают меня с не свойственной и не лучшей для меня стороны: я стаю эмоциональной, не сдержанной, повышаю голос, «выхожу из себя», а потом чувствую себя разбитой.
За годы общения были испробованы разные методы – от повиновения (сходить вместе в церковь) и молчания, до объяснения, что не надо меня воспитывать , уже взрослый сформированный человек со своими взглядами на жизнь, к которым нужно иметь уважение. Никакая логика и доводы не действуют, а все сводится к тому, что «мы ничего не понимаем, заботимся о «мирском», а она нас спасает и хочет для нас Царства небесного, хочет как лучше и т.п.». Под этим всем «промываются» мозги так , что желания видеться с человеком нет, а свекровь от этих разговоров получает удовольствие. Это уже похоже на психологическое насилие.
У меня уже выработался условный рефлекс – как у быка на красную тряпку, как только я ее вижу – я уже готовлюсь к обороне и, с каждым разом, время до скандала сокращается. Я стараюсь ее понять, но неадекватные разговоры меня просто выводят с равновесия. Я минимизирую общение, но все равно контактирую, так как родителей надо и проведывать, и помогать им.
Как с этим справиться? Как правильно вести себя? Где найти баланс между уважением (она мать моего мужа) и отстаиванием своих интересов? Как не превратиться в истеричку?
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Добрый вечер!
цитата:
Эти разговоры открывают меня с не свойственной и не лучшей для меня стороны: я стаю эмоциональной, не сдержанной, повышаю голос, «выхожу из себя», а потом чувствую себя разбитой
Да, Вы правы, выбор религии это самостоятельный выбор каждого человека. Я понимаю Ваше негодование, потому что в Вас пытаются впихнуть то, что Вы не хотите. У свекрови есть своя потребность в религии и Вас свое отношение. Вы говорите, что минимизировали общение. Вы могли бы поговорить со свекровью о том, что Вы не хотите об этом говорите. Религиозность иногда может носить навязчивый и агрессивный характер, не смотря на все желания помочь
Дополнение от автора
Добрый вечер, Ольга! Спасибо, что написали).
Дело в том, что я уже достаточно взрослый и самосознательный человек. Конечно, уже говорила, что эти разговоры не приводят ни к чему хорошему и желания об этом говорить у меня нет. Просила не начинать эти темы, но все тщетно. Если не начинается разговор с нравоучений, то начинается с очередного чуда и силы веры и перекочевывает к тем же наставлениям.
Доходит до бреда :
- у меня была язва, я молилась, ходила в церковь, пила настойки церковные и она прошла! Разве не чудо?!
- а то что Вы 2 месяца лечились антибиотиками это не считается?
Или : "ты представляешь, сама Дева Мария к ней явилась?!" или "после молитв сделали МРТ а рак исчез, все врачи в шоке, такого никогда не видели..." и т.п.
После такого просто руки опускаются и теряется надежда на конструктив. А моя психика и логика не выдерживает.
консультация психолога
Искренне сочувствую. Доводы логические бесполезны. Только условие - свекровь "молится", она "духовный" баланс, вы - материальный. В вашем присутствии - религиозные темы - табу. Начинается"проповедь" - вы уходите. Свекровь желает выполнять свою "миссию" - ее право, пусть это делает вне вашего присутствия. Вы уважаете ее ценности, она ваши.
Уважение должно быть взаимным. С мужем договориться возможно?
Свекрови необходима религия в качестве "компенсации" страхов и невостребованности в социуме? Это ее право. Ваше - заявить о своих границах. Вы реагируете -не эффективный способ, попытайтесь управлять ситуацией?
психолог онлайн
Здравствуйте.
цитата:
Проблема даже не в том, что человек глубоко верующий (это личное право каждого человека), проблема в том, что в процессе обсуждения религиозных тематик, я меняюсь в худшую сторону и себе не нравлюсь
А мне так кажется что проблема в том, что Вы не принимаете выбор свекрови. Верить или нет ее право. Ей так комфортно. Она нашла себе отдушину в жизни.
Спорить, доказывать нет смысла.
цитата:
Доходит до бреда :
Верит человек что его молитва исцелила. Да и пусть себе. Вам какая разница? Она с Вами делиться - ведь не чужой ей Вы человек. Если например ребенок верит в Деда Мороза, и придет Вам рассказывать про его чудеса, спорить ведь не будете?
Примите, что у свекрови свои ценности, особенности поведения и мышления. Ну, кто-то верит в Бога , кто в инопланетян. Каждому свое.
Вежливо отказывать в просьбах или требованиях, которые для Вас неприемлемы. Например, не хотите в церкву - не идите. А хочет за ваше здоровье свечи ставить, службу заказать, да и пусть. Ей хорошо, Вам все равно.
Дополнение от автора
Здравствуйте Наталья, спасибо за альтернативную точку зрения, которую я частично разделяю с одной поправкой «ваше право махать руками заканчивается там, где начинается мой нос».
цитата:
Верит человек что его молитва исцелила. Да и пусть себе. Вам какая разница? Она с Вами делиться - ведь не чужой ей Вы человек.
Согласна. Все бы ничего, только как есть проблемы со здоровьем – все вопросы ко мне: к кому сходить? что показали анализы ? а что диагноз означает? и т.п. Я не против, только за – лучше предупредить чем потом лечиться. Но зачем потом подавать информацию однобоко, а же была не только свидетелем этого выздоровления, но и участником?
Ок, может это мои придирки и я уже предвзято отношусь к свекрови Я понимаю, это ей помогает жить. Но зачем «лечить» меня? Мне не 5 лет и даже не 15.
У нас с мужем пока нету детей. Было 3 беременности, но замершие. Причину удалось выяснить только последней – хромосомный сбой.
Я здорова, все что можно было проверить – проверили, врачи говорят что не видят у меня проблем. Ситуация не из приятных, но я с этим как-то справилась. Да, для меня это больная тема, так как я очень детей хочу, и я не готова ее со всеми обсуждать. Понимаю, свекровь хочет только лучшего, но ее упреки и наставления нарушают мое спокойствие и равновесие. «Вы уже сколько живете, но детей у вас нету, потому что ты в церковь не ходишь», «Сходите к такому то батюшке он вам расскажет что делать, он прозорливый – говорит у тебя матка опущена» (при том всем, что у меня все ок!!!). «Там соседка говорила, что у них не было детей, а она на праздник молилась и теперь аж 3!», «А у тебя беременность замершая, потому, что ты, твои родители и предки не исповедали свои грехи!» (хорошее такое сочувствие сразу после неудачной беременности, аж дар речи отняло), «Я вижу, ты вообще детей не хочешь»…
Это все бесит! Бесит что меня обсуждают с незнакомыми мне людьми, рассказываю о моих проблемах, ставят заочно диагнозы какие-то священники, что обвиняют меня в том, в чем я не виновата и на что я прямо повлиять не могу (все что можно было обследовать я уже сделала). Просьбы не лезть в мою личную жизнь (интимную!) вообще игнорируются, а когда я выхожу из себя или отказываюсь что-то делать – читается молитва и усиленно крестится (так как меня обсели «рогатые»), а то что она сама доводит до такого состояния – она слышать не хочет.
Так кто в таком случае нарушает границы и не хочет принимать человека таким как он есть? Как в такой ситуации держать эмоции при себе?
Дополнение от автора
Ирина, здравствуйте.
Спасибо за совет «Начинается "проповедь" - вы уходите.» Наверное, это будет самым действенным в данной ситуации. Понимания и принятия моей точки зрения я, скорее всего, не дождусь.
Муж не в лучшей ситуации, ему тоже не позавидуешь : с одной стороны мама (которая, к тому же и хороший манипулятор, и, даже муж это понимает, но все равно прощает), с другой - жена (которая «кипит» от бессилия). Как он говорит «родителей не выбирают, и я тут сделать ничего не могу». Его совет – не брать трубку, когда звонит его мама. Но когда фактическая встреча, особенно если она приезжает в гости, и мне надо заниматься ее досугом, никуда от этого не денешься. Не буду же я с собственного жилья убегать?
психолог онлайн
К сожалению, Вы не можете повлиять на человека, если он сам этого не хочет. Вы можете только граничить свое общение с ним и говорить о том, что Вам это не нужно. Обращайтесь к врачам. Когда вера носит такой навязчивый характер, то это уже говорит о фанатичности человека.
Дополнение от автора
Ольга, спасибо большое за советы!
консультация психолога
Дивно, я ранее написала текст, а он исчез)
Вы, естественно, не должны уходить из дома , но вполне, тем более на своей территории, можете претендовать на соблюдение правил коммуникации, не нарушающих ваш комфорт. Проповеди - табу.
Свекрови необходима вера в чудеса исцеления и вечную жизнь Души. Отстаивая свои позиции, вы невольно вынуждаете ее сомневаться - резельтат, еще большее усердие в защите веры. Происходит конфликт двух Я. Кто уступит? Никто? Бессмысленная борьба. Смысл в установлении правил общения.
Обеспечиваем свекрови досуг - в интернете фильмов о чудесах исцеления предостаточно. Вы занимаетесь своими делами. Для обсуждения- любые темы, кроме религии.Попытка проповеди - вы надеваете наушники.
О замершей беременности отдельная тема. Похоже проблема психосоматическая.