Жуткая социальная тревожность с детства, не умею постоять за себя, изгой в любом коллективе
Здравствуйте! Мне 21 год, и меня с детства беспокоит очень мешающая жить проблема — я жутко стеснительная, всегда очень зажатая, испытываю тревогу при общении с не очень близкими мне людьми, не могу подходить к человеку или писать первой (а если приходится это делать, всегда сильно нервничаю, ощущения такие, будто отвечаю на каком-то сложно экзамене, к которому не готова, хотя на самом деле я просто веду неформальный разговор с человеком), не умею постоять за себя. Из-за этого всегда по возможности избегаю социальных ситуаций, поэтому всегда одна и в любом коллективе изгой (не было ещё ни одного коллектива, в который я бы вписалась). Причём это ещё с раннего детства - на детской площадке общалась только со своими родителями, избегала других детей, пряталась в комнате, когда к родителям приходили гости. В детском саду дети играли вместе, а я сидела с стороне от всех, ни с кем не общалась, боялась подойти к человеку, не могла заступиться за себя, когда меня обзывали, и была вся в своих фантазиях. В школе я и вовсе подвергалась травле, в мою сторону всегда было очень много издёвок и насмешек, меня толкали при встрече, публично осмеивали, относились с издевкой. Подруг у меня, соответственно, тоже нет и не было, люди, которые начинали со мной общение, всегда быстро от меня уходили, как раз из-за моей стеснительности и зажатости (всегда об этом мне, собственно, говорят); в 20 лет были неудачные отношения, но закончились быстро и по большей части по той же причине (молодой человек всегда говорил мне про мою стеснительность и неумение постоять за себя и в итоге ушёл от меня, сказав, что я слишком зажатая и мягкая). Пыталась с этим бороться, ходила к психологам, посещала даже психологическую группу, но результатов в этом плане никаких. Ещё много раз пыталась сама бороться со своей проблемой, перебарывала себя, начинала разговор с людьми, но в итоге только жутко нервничала, чувствовала себя очень нелепо и попадала в неловкую ситуацию, а от стеснительности не избавилась. Собственно, надеясь избавиться от этой проблемы (ну и просто из интереса), я поступила на клинического психолога, здесь мне приходится постоянно взаимодействовать с людьми в ходе учебы и практикумов, но все то же самое — я перебарываю себя, сильно нервничаю, попадаю в неловкие и глупые ситуации. В группе, как и обычно, изгой, в общежитии тоже, все друг с другом общаются, а я всегда стою молча одна в своих мыслях в стороне от всех. И я бы с удовольствием к ним присоединилась, но не могу из-за тревожности (я опять же пыталась, но получались очередные глупые ситуации с насмешками над моим нервозным поведением или странными взглядами на меня), да и не знаю, как. Все друг с другом общаются, а ко мне всегда только претензии, часто необоснованные, на которые я ещё и не могу ответить, так как не умею постоять за себя.
Вопрос от: ; Возраст: 21
Дополнение от автора
По поводу семьи. В семье я единственный ребёнок, семья полная, отношения с матерью очень близкие, с отцом не особо близкие, но положительные. Однако с 5 до 12 лет я жила у бабушки (я просилась домой, но родители отказывали, говоря, что сначала мне нужно окончить музыкальную школу, и вот после окончания музыкальной школы мне удалось их уговорить, чтобы я жила с ними), она занималась моим воспитанием, мать приходила только по вечерам часа на 2 после работы, отца видела где-то раз в месяц. Воспитание гиперопекающее, мне было все внимание, за меня все делали, меня много контролировали, но в то же время мало в чем отказывали, из-за чего-то сейчас весьма несамостоятельная, хотя уже 3 года живу в общежитии, далеко от семьи (и опять же эта несамостоятельность во многом из-за сложности в контактировании с людьми). Мама до сих пор гиперопекает меня, часто пишет и звонит, чтобы спросить, куда я иду, смотрит мои страницы в соцсетях, страницы всех, кто меня лайкает, специально рано встаёт (разные часовые пояса), чтобы позвонить и спросить, как я доехала до общаги, если я куда-то далеко еду гулять. По поводу проблемы с общением семья всегда беспокоилась за меня, мама говорит, что это ненормально, часто отчитывала и сейчас отчитывает меня за то, что я не общаюсь с людьми, утверждая, что я ненормальная и в таком духе, бабушка говорит, что мне просто лень общаться. По поводу того, как они относились к моему кругу общения, ничего не могу сказать, потому что этого круга общения как такового никогда не было (хотя если начиналось общение с кем-то, они всегда спрашивали, что это за человек, мама смотрела страницы в соцсетях, про бывшего тоже много спрашивала, тоже смотрела страницу, но запретов не было, чисто интерес), но они всегда были настроены на то, чтобы я социализировалась, не отстраняли меня от других людей.
Дополнение от автора

психолог онлайн
Сочувствую вам.
Вам нужна длительная работа с психологом.
То, что вы описываете про свое детство требует проработки. Я предположу, что подавленных чувств очень много и их важно "доставать" наружу и проживать. Плюс строя длительные отношения с психологом, замечать свои переживания в контакте, и проживая их, находить новые формы и способы взаимодействия, переносить их потом в обычную жизнь, учится опираться на себя, становится самостоятельной. Это длительная, тяжелая работа, но само по себе чудо не произойдет, и вы не станете самостоятельной и уверенной в себе.
У вас явно нарушены безопасность, принятие. Вы пишите, что были на воспитании у бабушки, при этом видя мать очень мало, отца еще реже. По сути, вы пережили отвержение родителей. А затем еще и то, что с одной стороны вам не давали жить и что-то делать самостоятельно, с другой стороны, еще и гнобят за это.
психолог онлайн
Доброе утро! Причины социофобии биологические и эволюционные. В давние времена, чтобы не быть изгнанным из племени, важно было соответствовать требованиям других. У приматов есть иерархичность в отношениях - на слабом альфа-самцы отрабатывают свои навыки агрессии, поэтому никто не хочет оказаться в конце иерархии. Вы видели когда -либо виноватый взгляд собаки или кошки, в котором содержится "я виноват, подчиняюсь, только не отбрасывай меня", все это говорит о биологической природе социальной тревоги. Есть люди, которые имеют с рождения ген социальной ингибиции - чрезмернуюю стеснительность. Также поддерживают социальную тревожость - травматические события детства - буллинг, например. Тогда ребенок начинает недоверять людям, чтобы избежать опасности отношениях, избегает людей. Чтобы помочь Вам, надо разобраться в причинах проблемы. Рассматривали ли Вы вариант индивидуальной работы?
психолог онлайн
У вашому випадку прослідковуються звязки тривоги з вашою історією. І тому ваша тривога припускаю викликана почуттям сорому, провини. Має місце травма ранніх відносин. Тут дійсьно потрібна тривала психотерапевтична робота. Якщо є ще запитання пишіть мені, відповім.