Как заставить себя любить жизнь?
Здравствуйте! Ситуация очень запутанная, попробую объяснить вкратце. Поступив на 1 курс, я переехала жить к бабушке. Не самой любимой, честно говоря, она ко мне хорошо относилась, а вот я разделяла точку зрения мамы насчет неё, далеко не самую положительную. Так мы и жили вдвоем в трехкомнатной квартире. У бабушки была тяжелая болезнь, где-то с января она вообще была лежачей больной, мучалась, привередничала как следствие во всём... Ухаживала, естественно, я - хоть и без особого энтузиазма, но делала, что было в моих силах - опять же сказывалось мое не самое замечательное к ней отношение. Так вот, мучения всё усиливались, изматывая и её, в первую очередь, и меня. Просто опускались руки, и я разрывалась между институтской жизнью и необходимостью идти домой ухаживть. С одной стороны, зная, что только смерть может вылечить такую болезнь как рак, но с другой стороны я не могла желать смерти близкому, несмотря на все тяжести. В критический день скорую помощь вызывала я, на следующий о смерти в больнице узнала тоже первая я. Это было в марте, 18го. Потом наступил период стресса - учиться то как-то надо было,я и продолжала жить одна в этой трехкомнатной огромной квартире, занятой чужими старыми вещами, ничего не в силах изменить. То была первая смерть, с которой я столкнулась в жизни. Полудепрессия, получто-то. На нервной почве я начала объедаться и голодать, усилились проблемы с кожей, в какой-то момент подалась в религию, характер стал невыносимым... Я и так эмоциональная всегда была, а теперь мне втройне мерещится всякое по ночам и не только, дергаюсь от каждого скрипа, в комнату, где была бабушка, боюсь вообще заходить. К началу июня думала, что поборола это состояние - разобрали часть старых вещей, квартиру перепроветрили, много гуляли с любимым человеком, да и как-то в принципе время помогло успокоиться.
Ан нет. Сегодня 15е. Ночь опять была беспокойная. 17го решающий экзамен. Вместо того, чтобы готовиться, сначала объелась сладким, теперь снова сижу плачу, думая о бесцельности и глупости жизни. Продолжаю в каждом шорохе видеть сверхъестественное. Помогите! Я просто не знаю, куда от этого всего деться и как перестать на себя накручивать лишние мысли.
Вопрос от: ; Возраст: 17

психолог онлайн
Здравствуйте, Дарья.
Описанные вами состояния - скорее всего реакция на стрес, запущеная таким событием как смерть близкого человека. Правда я могу ошибаться и механизм был запущен ранее. Скажите, до смерти бабушки, вы испытывали и действовали подобным образом (переедание, страх, слезливость)? Ели да, то в каких ситуациях? Постарайтесь вспомнить наиболее раннюю. А также, традиционны ли такие реакции для кого-то из ваших близких? Также вы пишете про лишние мысли, какие именно иррациональные мысли приходять к вам в голову. Поробуйте дать несколько примеров, используя такую цепочку: событие - мысли - реакция.
Спасибо, что обратились.
психолог онлайн
Дарья, не унывайте. Все пройдет со временем. Жизнь не может быть безцельной по определению. Даже, когда Вы размышляете о ее безцельности, вы стремитесь к какой то цели. А думая о глупости, Вы умнеете..)) И мысли эти не лишние, они приближают Вас к пониманию важных вещей, которое очень пригодится в будущем. Главное здесь не переусердствовать, не перегнуть палку, найти способ отвлечься, отдохнуть и расслабиться хоть на некоторое время. Для такой саморегуляции достаточно просто делиться своими мыслями с близкими людьми, узнавать что они об этом думают. А для облегчения переживания смерти близкого человека религия предлагает за него молиться.
консультация психолога
Здравствуйте, Даша. Может быть, и не ко времени уже я все это пишу – ответственный экзамен сдан 17-го? Или завален от депрессии?
В любом случае жизнь продолжается, и Ваша тяжелая ситуация отпустит Вас постепенно, как в свое время отпускала постепенно и меня. Но для этого…
Когда я только училась на психолога (в 20 лет), я оказалась в похожей ситуации. Только еще за 3 месяца перед бабушкой умерла от рака моя мама, а у бабушки от переживаний случился инсульт…
Я тогда только училась на психолога и не знала, что смерть любых близких людей поднимает из глубины нашей души наш собственный страх смерти. Мне говорили тогда "Смотри, она уже отмучилась, ей уже легко… все уже закончилось.." Да, но я-то чувствовала себя ужасно, тяжело и тоскливо, здесь и сейчас – тогда…
И то, что Ваш организм мечется от обжорства к голоданию и обратно, может говорить о том, что он, организм Ваш, в панике, не знает, как поддержать жизнь в себе, он только на таком языке умеет разговаривать…
Теперь уже, будучи взрослым психологом, могу сказать:ПОБОРОТЬ это состояние нельзя, его нужно правильно ПЕРЕЖИТЬ. Вы сильная девочка, Вы уже начали эту работу: не убегаете из квартиры, разбираете старые вещи, впускаете свежий воздух… У Вас есть любимый – поддержка, отдушина..
Смерть ждет в КОНЦЕ жизни каждого из нас. И страх этого живет в глубине КАЖДОЙ живой души. И каждый встречается с этими ситуациями, с этим страхом в свое время.
Вас накрыло сейчас – надо прежде всего громко пожаловаться, громко и не таясь выплакать и выкричать всю боль, обиду и страх. Где-то наедине с собой? или прямо в бабушкиной комнате? или с кем-то, кто готов просто слушать Вас, не утешая сейчас и не комментируя ничего и никак, просто молча слушать… Постарайтесь вспомнить свою бабушку в подробностях, Ваши отношения с ней..., как Вы общались, о чем говорили..., как говорили..., как она влияла на Вас… Вспомните, как она болела… Громко, не таясь выскажите просто в пространство свое раздражение на ее капризы..., обиду на несправедливость самой болезни..., обиду на близких, что оставили Вас одну с такой болезнью, с больной бабушкой... Выплачите, как тоскливо, тяжело и одиноко сейчас. С мыслями и чувствами о смерти всегда одиноко. Мало найдется людей, готовых ворошить свои чувства о смерти.
Но Вы найдите, куда, кому все это рассказать, выплакать, высказать громко и свободно, не думая о приличиях и последствиях…(можно и в церкви на исповеди, батюшка не откажет в этом любому. Но главное – исповедь, ставить свечи и прочие ритуалы – потом, если захочется).
Главное – убедиться, что в обидах и страхах, что преобладают сейчас в душе нет ничего сверхъестественного. Повторюсь: каждый встречается с этими ситуациями, с этим страхом в свое время. Смерть и напоминания о ней для того и существуют в нашей жизни, чтоб мы ПРОЖИВАЛИ, а не прожигали нашу жизнь. Проживали полнее, осмысленнее, интенсивнее. Вам есть, что хорошего вспомнить о Вашей бабушке? Наверняка.
Теперь в Вашей душе наверняка появится место и для искренней благодарности этой ситуации, благодарности опыту, что приобрели в ней. Вам известна мысль "Что не убивает нас, то делает нас сильнее"?
И еще. Могу посоветовать заглянуть в книгу известного психотерапевта Ирвинга Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь со страхом смерти".
ЗАСТАВИТЬ себя жить с любовью нельзя, а вот вернуться – от знакомства со смертью к жизни с любовью – можно, конечно. Очень Вам этого желаю.
Дополнение от автора
Спасибо большое Елена Юрьевна, Виктория Валерьевна, Артем Николаевич! Ваши советы действительно очень помогли успокоиться, взять себя в руки, убедиться, что нерешимого не бывает.
Елена Юрьевна, экзамен сдан:)
пусть и не так блестяще как я хотела, но 4 есть, да и то только из-за того, что на дополнительный вопрос не ответила.
Искренне Вам благодарна за такой подробный ответ... Действительно, жизнь надо ПРОЖИТЬ и я знаю, что Она бы хотела видеть меня счастливой и радующейся, а не уныло смотрящей в экран монитора. Книгу я обязательно прочитаю, сейчас как раз последний экзамен - и наконец лето.
Кстати, после тех кризисов, в связи с которыми я как раз и обратилась за помощью на этот сайт, я сразу после 17 уехала домой, в другой город. Пусть ехать далеко и недешево - но всего 3 раза оставалось, и это уж лучше, чем одиноко сидеть и трепать самой себе нервы.
С уважением,
Дарья