как избавиться от зависти?
У меня такая проблема. У нас есть с мужем друзья, которые находятся на одном с нами социальном уровне, и даже многие не имеют того, что есть у нас, например, отдельная квартира,машина и т.д. Но год назад мы стали плотно общаться с моей бывшей одноклассницей и её мужем, и их уровень жизни намного лучше нашего, и кризис,который наступил в нашей стране полгода назад, их никак не коснулся, даже наоборот - они стали жить лучше. И теперь я постоянно замечаю, что меня грызетзавистьвнутри от их рассказов, что они ездили отдыхать на море, что ездят каждые выходные по магазинам, что у них новый телефон... я не хочу им завидовать, но у меня никак не получается, мне становится неприятно с ними общаться,иногда появляется радость,когда я слышу, что кто-то из них заболел или что-то случается... это ужасно, так ужасно думать так!!! И ещё наша старая подруга поменяла место работы и стала одеваться лучше, стала позволять себе солярий,маникюр и т.д., от чего я отказалась в кризисное время для нас. И ей я тоже завидую!... но это не всё... я беременна, до родов чуть больше месяца и я понимаю, что эти мысли просто недопустимы в моем положении!!! Но так же я понимаю, что в декрете мы втроем будем жить на з/п моего мужа и я думаю,что это ужасное чувствозавистибудет преследовать меня долго... я не хочу завидовать, я хороший надежный друг,у меня любящий муж, замечательные отношения, но я сама пугаюсь от того, что во мне так зреет эта зависть.... подскажите, как с этим бороться??? Спасибо заранее за помощь
Вопрос от: ; Возраст: 28
консультация психолога
Здравствуйте, Vokivon.
Зависть появляется тогда, когда мы начинаем сравнивать все что угодно, например, наши и чужие успехи.
Ведь успех чужого человека воспринимается как поражение самого себя, как собственная неудача. Причем успех именно человека, который стоит с Вами на одной социальной ступени, потому что если бы успеха достиг кто-то из недосягаемых по статусу людей, то это воспринималось бы как в порядке вещей. Даже маленькие различия в ваших положениях играют значительную роль (а скорее всего, именно маленькие и удручают вас больше всего). В основном это чувство начинает появляться на бессознательном уровне, однако когда Вы наконец осознаете, почему Вы завидуете именно этому человеку, тут и появятся все негативные эмоции – злость и раздражение к завидуемому объекту. Причем если ничего не делать с этим чувством, то можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда все негативные эмоции перекинутся не только на предмет зависти, но и на всех кругом, на окружающий Вас мир. У вас будет постоянно плохое настроение, вы будете приходить в бешенство по любым пустякам, а уже это приведет к тому, что на каждом шагу вы будете творить сплошные глупости, например, стараться поставить подножку завидуемому человеку (в переносном смысле), сплетничать, распускать грязные слухи, возможно даже портить его имущество, оказывать на него какое-то давление.
Не завистливому человеку неприятно видеть чье-то превосходство так как это давит и угнетает.
Для избавления от зависти для начала нужно уметь и иметь что-то такое, что не умеет или не имеет кто-то другой. Быть неповторимой и непревзойденной в чем-то, лучше во многих областях. Тогда будет равновесие: у меня есть это - у них есть то. У меня есть что-то, что за деньги не купить, и уже весы качнулись в вашу сторону. И Вам стало спокойнее, достойнее, вы избавились от зависти.
Надо понимать, что-то, что вам показывают другие в основном ваши знакомые - специально вытащено на показ для ваших глаз. А, что там на самом деле - никто не знает, так как там могут быть такие клубки неразрешимых проблем и отчаяния.
Причина зависти в том, что себя мы видим постоянно, а людей, которым завидуем - лишь не продолжительное время. Вот и вступают в противоречие: наша линия видимой нами полностью жизни и яркие вспышки чужой жизни; километровые ленты нашей собственной судьбы и миллиметры чужих событий, подготовленных для публики.
Так, что ищите плюсы в своей жизни, а все понравившееся и примеренное мысленно на себя имейте волю и упорство добиваться постепенно, идя к своей мечте, так как путь совершенствования бесконечен.
Успехов.
Дополнение от автора
Спасибо, Михаил! то,о чем вы написали - я знаю,понимаю, но на практике - не могу справиться с чувствами... если я не вижу этих людей - то да, мне всё равно как они живут и сколько зарабатывают. Но не буду же я рвать с ними дружбу! Пытаюсь думать о тех вещах,в которых я лучше, но это не помогает,т.к. в тот момент они кажутся мелкими... я не хочу быть такой, как вы описали, но с этим нужно что-то делать!Что?
консультация психолога
Vokivon,
В этой ситуации нужно в полной мере обратить внимание на себя, заняться собой, своим личностным ростом, так как во многом зависть возникает из-за того, что мы движемся не к своим целям и исполняем не свои желания. И этот момент на сознательно уровне мы прекрасно понимаем только, что-то внутри заставляет нас поступать иначе, наверное Ваш внутренний ребенок хочет, чтоб Вы обратили внимание на него и уделили ему внимание. Просто что-то на подсознательном уровне срабатывает, то что уводит нас от самих себя, возможно это установки или стереотипы, как должно быть и как мы должны вести в подобных ситуациях.
Что бы выявить, что именно вызывает у Вас чувство зависти нужна очная работа с психологом или тренинг личностного роста.
Удачи.
Дополнение от автора
Михаил, вся эта зависть и злость возникли одновременно с тем,как начался кризис в стране, одновременно с этим я забеременела, но меня отправили в отпуск за свой счет, т.к. предприятие в режиме простоя. Т.е. я так понимаю, что я в социальном уровне понизилась и это привело к остановке личностного роста, что и приводит к таким негативным эмоциям. Возможно ли, что с рождением ребенка я получу другой статус, статус матери , и весь этот негатив пройдет? И ещё хотела добавить, что в детстве я действительно была лишена многих вещей, как в материальном, так и моральном плане со стороны родителей и это и есть причина, что я так реагирую на успехи других?
консультация психолога
Здравствуйте,Vokivon.
Вы совершенно правы, что причина в том, что Вы "были лишены многих вещей, как в материальном, так и моральном плане со стороны родителей".
Если нарциссические потребности ваших родителей не были удовлетворены, когда они были детьми, им трудно будет удовлетворить ваши потребности. Вместо этого они могут непроизвольно наносить детям психотравмы, исходя из своих собственных незалеченных ран. Родители, страдающие такой дисфункцией, часто не воспринимают всерьез потребности своих детей. Они высмеивают своих детей, не позволяют им выражать свои истинные чувства. Им трудно уважать своих детей как отдельных личностей с собственной свободной волей. В результате они дразнят своих детей, лгут, бьют, угрожают им, изолируют их, не верят, презирают, принуждают, унижают и вторгаются в их личное пространство. Они могут использовать своих детей в качестве игрушек или инструмента для удовлетворения своих собственных эгоистических потребностей; они отказывают им в любви и могут даже подвергать их эмоциональным или физическим мучениям. В результате дети страдают от бесчисленных ран, связанных с нарциссическими потребностями. Такие раны залечить нелегко, но легко тронуть и разбередить уже во взрослом возрасте интенсивными ссылками или даже недружелюбным взглядом.
Эту трагедию усиливает тот факт, что ваши родители, скорее всего, верят, что такое обращение с вами способствует вашему же благу. Они или не желают испортить вас, или хотят выглядеть в глазах окружающих людьми, способными обеспечить твердую дисциплину и социальное воспитание.
Средства для самостоятельной работы
Вспомните свое самое раннее детское воспоминание или повторяющийся детский сон. Запишите его как можно более детально с указанием как можно большего количества своих ощущений. Опишите, что вы видели, слышали, чувствовали, что различали на запах, пробовали на вкус или ощущали интуитивно. Затем напишите, какой вывод вы сделали о себе самом в результате этого воспоминания или сна. Альтернативный метод — нарисовать картину, изображающую ваше воспоминание или сон. Это позволит вам более объективно посмотреть на ваше воспоминание или сон. Обычно существуют важные события, модели или принципы, врезавшиеся в вашу память или сон, которые все еще влияют на вашу жизнь. Вы можете использовать это для того, чтобы лучше осознать случившееся, а затем начать анализировать способы его решения. Удачи.

психолог онлайн
Зависть также появляется от того, что Вы воспринимаете других людей, которые имеют то, что хочется и Вам, менее достойными этого, чем Вы.
я так поняла, что в кризис Вам пришлось не легко. а Ваши друзья, ничего особо не делая, получили все эти блага.
И Вам может казаться, что Вы более достойны этого, так как, справедливо, вроде как, больше делали.
Преодолеть зависть, конечно, помогут собственные успехи. А также, постарайтесь найти для себя причины, почему Ваши друзья заслуживают такого комфорта, такого блага? Почему они могут быть достойны этого? Не больше чем Вы, нет. А просто, что они тоже этого заслуживают.
психолог онлайн
Здравствуйте,
Итак, реальность такова: в мире всегда будет кто-то лучше нас))
Я хочу сказать, что то, вы испытываете зависть и можете в этом признаться - уже очень большой шаг. Ведь зависть испытывают большинство людей, но не все могут ее признать в себе.
Психологи говорят о 2 видах зависти: есть конструктивная зависть, которая позволяет нам стремится достигать то, что есть у другого и при этом не разрушать отношения с этим человеком. ("У тебя это есть, а у меня нет, я завидую тебе, но я могу с этим справится, я не буду морально уничтожать себя и ненавидеть тебя, а лучше буду стремится к развитию и тоже при желании смогу этого достичь).
Хуже обстоит дело с токсической завистью - она заставляет все время сравнивать себя с другим НЕ в свою пользу, она заставляет нас чувствовать себя хуже других и ненавидеть этих других за то, что они лучше, а после этого испытывать вину и стыд, что то, что мы чувствуем очень плохо и запретно. Поэтому можно говорить о том, что зависть уходит корнями в самооценку, т.е. в ощущение себя хуже других. И это может никак не связано с вашими реальными достоинствами. Просто стоит разобраться именно с ощущением своей собственной ценности, важности, нужности, признать свои достоинства и достижения. Это довольно глубокая работа, эффективнее она была бы со специалистом. Вы человек, который смело посмотрел своей зависти в глаза и это уже пол дела. Удачи вам.
консультация психолога
Vokivon,
то, что Вы понимаете откуда растут ноги вашей зависти это позитивное начало разрешение ситуации с завистью. Да многое зависит от воспитания и отношения родителей к детям, так как многие установки и стереотипы мы перенимаем без критического анализа у своих родителей. И потом во взрослой жизни многие установки нам просто мешают достигать своих успехов.
Хорошо разрешается эта проблема на очной консультации или при прохождению тренинга личностного роста, с использованием дыхательных техник.