Как формируется самооценка?

Логично, что каждый из нас не рождается уверенным или не уверенным в себе. Наша самооценка, как и в целом представление о самом себе, формируются в течении всей жизни. В противном случае психотерапия бы не работала как метод. От слова совсем.

Пока я читала про этапы формирования собственного Я, наткнулась на интереснейший момент: с самооценкой, похоже, работает тот же принцип, как и в других «этапах развития чего-либо»: оно может «замирать» на каком-то из этапов. Ну, например, вы наверняка встречали людей, склонных видеть мир (и себя в том числе) как исключительно чёрно-белую картинку, где всё по-сказочному делится на добро и зло. Или же постоянно ищущих авторитетов, которые расскажут им как жить правильно и/или безоблачно. Или же всё время спасает своё Я, свергая родительские фигуры, чтобы «как угодно, только не так как они!!!». А может какая-то из этих стратегий окажется похожей на вашу собственную. Кто знает. Но могу точно сказать про себя, что к некоторым из этих этапов я лично возвращалась уже будучи во взрослом возрасте - испытывая стресс или же допроживая ранее непрожитое.

1. Около года. До этого возраста ребёнок воспринимает себя и мать как единое целое. Чем старше он становится, тем больше учится отличать собственные телесные ощущения, а позже и управлять ими. В этом контексте частый вопрос гештальттерапевтов «А что ты сейчас чувствуешь?» уже не кажется столь странным и заезженным. Наши представления о себе буквально и неразрывно связаны с телесными ощущениями.

2. 3-4 года. Ребёнок научается узнавать себя в зеркале. С этих пор он знает, что «Я - это Я и не перестаёт быть Я даже через некоторое время». В этом возрасте ребёнок активно играет и начинает понимать, что может, а что не может. Что получается, а что нет. Отношения к другим формируются по принципу «или хороший, или плохой». Ну, например: когда мама где-то под боком и уделяет внимание, она однозначно хорошая. Но, если она уходит в супермаркет на пару часов, она уже плохая. В мире трёхлетки значимый другой не может быть одновременно и хорошим, и плохим. Их отношение к другим формируется эмоционально и ситуативно. Как и в мире взрослых, которые «застряли» на данном этапе - их представление о себе точно так же скачет. От собственного ничтожества до величия и совершенства. Именно поэтому с ними зачастую так сложно находиться в близких отношениях.

3. 6-11 лет. Самооценка младшего школьника основывается на оценке авторитетных взрослых. И в школе их становится намного больше - к большим и важным родительским фигурам добавляются учителя и воспитатели. И, что самое страшное, появляются оценки, взгляд на которые со стороны психологов очень неоднозначный. Более того, существует жуткий феномен под названием «ребёнок как нарциссическое расширение личности», когда родители, так и не став до своих 30-40 лет прима-балеринами, делают балерин из своего ребёнка. Или же с пелёнок выращивают IT-инженера. Или просто девочку-отличницу. Хотя нет, стойте, не просто. А чтобы самая лучшая в классе! И чтобы весь квартал про это знал! Результаты такого воспитания зачастую плачевны: самоуважение человека «скачет» в зависимости от оценок значимых людей. И тогда хочется всегда получать медальку. И больше, больше медалек! Иначе мир рухнет, а сам человек превратится в ничто.

4. 12-18 лет. У подростка начинает активно развиваться рефлексия, мир окончательно перестаёт быть чёрно-белым. Вообще это ключевой период в формировании самооценки и вообще представлений о себе. Именно тут ребёнок превращается во взрослого. И, несомненно, он достоен отдельной статьи. Но всё же. В этот период человек ясно осознаёт свои особенности и отличия. И для него особенно важным становится общество сверстников. И именно в этом периоде так легко раниться о непринятие окружающих. Школьный буллинг, травля, насмешки, отвержение - это всё способно отложить глубокий отпечаток в нашем социальном Я и самоуважении. И многие взрослые, спустя 10/20/30 лет приходят на терапию с проблемами самооценки, корни которых произрастают из этих «не обращай внимание, поговорят и успокоятся» буллингов. Также в этом возрасте ребёнок переходит на «самоуправление» - оттого так важно формировать собственное мнение и видение, отличное от родителей. Ребенок начинает отделяться от родителей, формировать самостоятельные представления о себе. Не все проходят этот этап в 15 лет - иногда человек возвращается к нему в 20, в 30 или даже в 40 лет. А иногда не возвращается никогда и остаётся психологически зависимым от родителей до конца жизни.

Канвой для моих размышлений на тему стали книги замечательного психолога И.С. Кона. Он, правда, один из лучших постсоветских психологов. Очень рекомендую каждому.

У Психолога » Самооценка и уверенность в себе » Как формируется самооценка?
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии samootsenka-uverennost-sebe Как мы уничтожаем самооценку и что с этим делать? №2 - Чёрно-белое мышление

Когда ваш стакан всегда или наполовину пуст, или наполовину полон, в книгах существуют только или добрые, или злые персонажи, а вы сами - или плохой, или хороший. Мир глазами человека с чёрно-белым мышлением выглядит именно так. «Если ты не с нами,

статья по психологии samootsenka-uverennost-sebe 3 шага построения позитивной самооценки

Существует 3 шага упражнений, над которыми необходимо работать, для того, чтобы научиться себя ценить...

Все публикации раздела Самооценка и уверенность в себе >>

 
Комментарии к "Как формируется самооценка?"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr