Как приобщить ребенка к домашним делам?

уборка Генеральную уборку  Мама объявила. Только, что это такое, Объяснить забыла.

Как приобщить ребенка к домашним делам?

         Приучить, научить, заставить, обязать .... нет именно приобщать ребенка к выполнению домашних дел. Приобщить значит "Дать возможность включиться в какую-н. деятельность, сделать участником чего-либо".

 Одним из самых частых запросов от родителей является - как приучить ребенка собирать свои игрушки? как заставить ребенка помогать мне по дому? Давайте разбираться на примере самых частых вопросов и ситуаций.

- Когда начинать приучать к уборке и вообще к домашним делам?

Сразу внесем ясность: приучать - делать привычным, заставлять привыкнуть. Приучать можно к горшку, кошку к лотку. С домашними делами и уборкой так не получится. Нужно приобщать - дать возможность включиться в деятельность - уборку, готовку, сделать участником процесса. Какой ребенок лезет и все любопытно рассматривает, все хочет попробовать сделать? Правильно, ребенок в возрасте 1,5-3 лет. Это сензитивный  период ( период особой восприим­чивости детей к тем или иным способам, видам деятельности) для включение в домашние дела. Ребенок этого возраста с легкостью помогает родителям. Например, пылесосить, подметать, месить тесто, смешивать продукты та и многое другое. Ребенком движет интерес к исследованию мира, своих возможностей и совместной деятельности. Что же на этом этапе идет не так? Почему ребенок взрослея не хочет помогать родителям? Ответ прост - ребенок хочет помочь, но его чаще все отстраняют со словами:

  • ты маленький еще, потом сможешь( когда это потом наступит никто не говорит, та и не знает);
  • осторожно здесь горячее/холодное, острое \ колючее (мир страшный, сам не справлюсь);
  • не мешай, мне еще много дел нужно сделать, иди поиграй пока;
  • за тобой потом переделывать, лучше сразу сама сделаю.
читайте также:

Вседозволенность, или? Когда пишу о свободе личности маленького человека, знаю, появляются у вас опасения вседозволенности. Вроде посыл вкладываю другой, а воспринимается все равно так. Просто в нас с вами заложено «С ребенком надо строго, а то можно упустить

Интроекты: формирование, встраивание, опыт. Интроект – некая идея, привнесенная извне и размещенная в сознании для выполнения определенной функции. Если точнее, защитной функции. Интроекция является одним из защитных механизмов, направленных на сохранность психики при получении

спросить психолога онлайн

Это некоторые из фраз, которые слышит ребенок. Вам бы захотелось потом что-либо делать, помогать, прилагать усилия???Вот и ребенку также.

Родители маленьких детей дайте им возможность помогать Вам. Примеры взаимодействия:

  • ребенок может "пылесосить" в комнате, а вы пока быстренько вытрите пыль - и ребенок доволен, и Вы работу сделали;
  • ребенок может помыть/ повытирать любимые игрушки (посудку, машинки). И игрушки чистые, и ребенок доволен;
  • на кухне часть заданий вполне может сделать и малыш ( выбросить мусор в ведро, мять тесто, перемешивать).

Даже если ребенок плохо сделал, разлил что-то - помните установку, что он включается в деятельность, вы как родитель вводите его в мир. Родитель может помочь, исправить, доделать, главное не забывайте про похвалу, излишне не критикуйте.

 Ребенок (5лет) отказывается что-либо делать по дому,  воспринимает как наказание

В подобных ситуациях нужно обращать внимание в первую очередь на родителей (+все проживающие с ребенком взрослые), их отношение к дом.делам. Для примера сравните две позиции матерей:

1 мама: "опять этот хлам в квартире, сколько я его буду убирать, у нас вечный бардак, сил уже нет...и т.д."

2 мама: "м-да, опять намусорили, сейчас приберусь быстренько и опять будет чистота и порядок".

Если мама воспринимает уборку как каторгу, обязаловку, рутину, то и ребенок рано или поздно будет так же думать. Из этого вполне понятно его возмущение: "чего на меня перекладывают свою работу, в чем я виноват". Так же и про другие виды домашних дел. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным.

Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших. Родителям стоит пересмотреть свое отношение, откорректировать установки.

 Ребенок (10лет) за полдня может навести порядок только на 1 книжной полке, та за это время можно....

Обратите внимание на темперамент ребенка. Спокойный флегматик устанет и начнет капризничать от быстрого темпа уборки(готовки). Зато он аккуратно может разложить вещи на полках. Холерик наоборот быстро покидает вещи в шкаф, ему будет скучно и неинтересно. Часто случаются конфликты при разных  темпераментах. Например, мама - холерик торопит и подгоняет дочь-меланхолика. Учитывайте темпы работы и склонности Вашего ребенка.

 Общие рекомендации в приобщении к домашним делам:

  • Заинтересуйте деток с помощью игры, в процессе которой вы и наведете порядок. Можно устроить соревнования по уборке: кто лучше или кто быстрее; можно составить целый квест;
  • Ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;
  • Не требуйте от ребенка того, что не делаете сами. Если в ваших вещах хаос, то ни один из вышеперечисленных методов не подействует! Начните с себя!

 

В статье мы рассмотрели лишь самые частые запросы, но каждый ребенок уникален и каждая семья неповторима. Поэтому разбираться и подбирать ключики в каждом случае лучше индивидуально, например в паре с психологом.

 

У Психолога » Родители и дети » Как приобщить ребенка к домашним делам?
психолог

Оценка публикации
понравилось: 3 из 3 оценивших
  нравится публикация?  

Нравится 3 из 3. Оценочная шкала: от 0 до 3

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Кабинетное

Передо мной сидит девочка. Голова опущена и вжата в плечи, пальцами стучит по коленке, наигрывая какую-то мелодию. Девочке 12 лет. Родители хотят, чтобы психолог научил девочку быть уверенной в себе.

статья по психологии roditeli-deti Почему дети лгут?

Для начала, давайте разберемся, почему ребенок солгал? Скорее всего подобная ситуация когда-то уже была ...

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Как приобщить ребенка к домашним делам?"

Комментариев: 1.

Истина! "Не требуйте от ребенка того, что не делаете сами. Если в ваших вещах хаос, то ни один из вышеперечисленных методов не подействует! Начните с себя!"

Недаром говорят: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Дети будут точно такими же, как вы.

Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr