Методология работы педагога-психолога в школе

психолог в школе Чем серьезнее проблема,
тем больше вариантов ее решения

Все основные направления психологической практики педагога-психолога можно выделить в четыре основные группы:

  1. применение теоретических знаний в практической работе;

  2. выбор места и времени для реализации практических психологических навыков;

  3. формирование универсальных учебных действий в коррекционной работе с обучающимися в условиях ФГОС;

  4. реализация профессионального стандарта педагога-психолога на практике.

читайте также:

Случай из практики или «Необходимо не только много знать, а еще и много пережить» Я тут читаю, некоторые высказывания своих коллег. Что психотерапевт должен заниматься только одним направлением, например семья. Как врач в больнице. Глубоко не соглашусь.

Вибір чи обставини долі? Досвід роботи психолога з дітьми, позбавленими батьківського піклування. Психологічні особливості дітей-сиріт.

Рассмотрим каждую из групп в отдельности. Итак:

«Применение теоретических знаний в практической работе». Казалось бы, все специалисты психологи закончили высшие учебные заведения и имеют профессиональное образование в области науки о душе. Однако регулярно в своей работе они сталкиваются с интересными и неординарными случаями консультирования обучающихся, их родителей и педагогов. Поэтому первым и главным критерием применения знаний, умений, навыков и опыта на практике считается самообразование педагогов-психологов, то есть умение всегда постигать новое, пополнять свой кругозор в области психологической науки и психологической практики. Семинары, консилиумы, тренинговые, курсовые программы являются основными способами повышения квалификации и мастерства педагогов - психологов. Избирательность нашей памяти позволяет выделить главное из предлагаемого материала и зафиксировать это как необходимые умения и навыки. Итак, знания есть, что же с ними делать и как применить на практике?

  1. Психологическое просвещение — одна из интереснейших форм работы педагога-психолога. Очень нравится обучающимся, интересует родителей и полезна педагогам.

  2. Психологическая диагностика. В условиях ФГОС это работа обязательна, проверенна научными кругами, валидна и надежна. Второй тип – диагностика творческая, та в которой может расти сам педагог-психолог, разрабатывая собственные методики и тесты.

  3. Психопрофилактика. Это работа по профилактике распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ-инфекции среди подрастающего поколения. Тема востребованная и очень актуальная, особенно среди обучающихся 8-11 классов.

  4. Коррекционно-развивающая работа, как с малоуспешными, так творческими и одаренными детьми. Причем вторая группа обучающихся наиболее интересна для психолога-практика со стажем работы.

Вторая проблема: «Выбор места и времени для реализации практических психологических навыков». Как правило, не в каждой школе, особенно сельских или малокомплектных есть кабинет педагога-психолога и социального педагога, хотя в большинстве уже имеется. А вот кабинета специально предназначенного для коррекционно-развивающей работы, как правило, нет. Коррекционная работа проводится в обычных классных комнатах. А ведь такого рода деятельность должна идти не в ущерб учебно-воспитательному процессу, а наоборот ему способствовать. Идеальным было бы, чтобы занятия по развитию познавательных процессов или коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся стояли в расписании, а классы делились на подгруппы не более 15 человек. В расписании это можно назвать уроками психологии. Сегодня в школах и гимназиях становятся популярными элективные курсы по психологии — это очень позитивно, проводятся они, как правило, после завершения уроков. Многие обучающиеся вплотную интересуются психологией и желают участвовать в конкурсах и олимпиадах. Эти начинания приветствуются в кругах психологов. Сегодня педагог-психолог в большинстве случаев работает в режиме «скорой психологической помощи», а время и место выбирает сам. При этом педагоги-психологи обязаны четко планировать свою работу, в соответствии с методическими рекомендациями центра развития образования города. Благодаря методистам годовой и месячный план работы успешно реализуется. Время и место выбора консультаций и коррекционной работы планируется в циклограмме педагога-психолога.

 

  • Третий пункт. Формирование универсальных учебных действий в коррекционной работе с обучающимися в условиях ФГОС.

Корекционно-восстановительная или развивающая работа проводится с детьми с педагогической запущенностью, не усваивающими основные требования образовательной программы и имеющими нарушения в эмоциональной или психических сферах. При работе с обучающимися педагог-психолог ориентирован на уже сформированные универсальные учебные действия в учебно-образовательном процессе. Психолог, как правило, развивает те учебные действия и навыки, которые слабо сформированы. Сегодня ФГОС внедрен с 1-го по 5 классы. Соответственно для того, чтобы зафиксировать динамику развития ребенка диагностическая работа педагога-психолога должна проводится в начале и конце учебного года. Таким образом, можно проследить этапы формирования ребенка, как в области отдельных предметов, межпредметных связей, так и в области психологического развития личности. При этом коррекционная работа проводится на протяжении всего учебного года. В качестве примера следует вспомнить такое характерное явление, как завышенная самооценка первоклассников, уровень которого к 4 и 5 классу значительно снижается. Корректировкой самооценки и не только и занимается педагог-психолог в школе.

 

  • Четвертый пункт. Реализация профессионального стандарта педагога-психолога на практике.

В круг профессиональных обязанностей психолога входит не менее 60 видов работы За всеми этими функциями стоит серьезная напряженная и ежедневная работа. Кроме того, в новом профессиональном стандарте, который вступает в силу с 1 января 2017 года количество видов деятельности увеличено. Он предусматривает большой объем профессиональной деятельности педагог-психолога, который будет реализован.

Деятельность педагога-психолога интересна, неординарна и уникальна по своей сути. Добиться серьезных результатов можно только в случае совмещения установленных стандартов и постоянного саморазвития .

Виктория Литвинчук

  понравилась публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии professionalam Конкурентноспособность профессионального психолога

Психологические услуги на рынке Украины нынче не редкость. Но можно ли назвать рентабельным бизнесом кабинет психологической помощи?

статья по психологии professionalam Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии

В процессе экзистенциального анализа жизни зависимых людей неизбежно обнажались проблемы бесцельности и бессмысленности их существования...

Все публикации раздела Профессиональным психологам >>

 
Комментарии к "Методология работы педагога-психолога в школе"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!