Методология работы педагога-психолога в школе

психолог в школе Чем серьезнее проблема,
тем больше вариантов ее решения

Все основные направления психологической практики педагога-психолога можно выделить в четыре основные группы:

  1. применение теоретических знаний в практической работе;

  2. выбор места и времени для реализации практических психологических навыков;

  3. формирование универсальных учебных действий в коррекционной работе с обучающимися в условиях ФГОС;

  4. реализация профессионального стандарта педагога-психолога на практике.

читайте также:

Психотерапевтическая история про встречу с внутренним конфликтом На встречу к психологу пришла женщина среднего возраста. Когда она вошла, в ее походке ощущалась твердость и уверенность. Это сильно отличалась от ее внешнего вида...

Гиперактивный ребенок. Часть 2 Несколько способов работы психолога с ребенком, у которого синдром дефицита внимания и гиперактивности. Методы коррекции СДВГ.

Рассмотрим каждую из групп в отдельности. Итак:

«Применение теоретических знаний в практической работе». Казалось бы, все специалисты психологи закончили высшие учебные заведения и имеют профессиональное образование в области науки о душе. Однако регулярно в своей работе они сталкиваются с интересными и неординарными случаями консультирования обучающихся, их родителей и педагогов. Поэтому первым и главным критерием применения знаний, умений, навыков и опыта на практике считается самообразование педагогов-психологов, то есть умение всегда постигать новое, пополнять свой кругозор в области психологической науки и психологической практики. Семинары, консилиумы, тренинговые, курсовые программы являются основными способами повышения квалификации и мастерства педагогов - психологов. Избирательность нашей памяти позволяет выделить главное из предлагаемого материала и зафиксировать это как необходимые умения и навыки. Итак, знания есть, что же с ними делать и как применить на практике?

  1. Психологическое просвещение — одна из интереснейших форм работы педагога-психолога. Очень нравится обучающимся, интересует родителей и полезна педагогам.

  2. Психологическая диагностика. В условиях ФГОС это работа обязательна, проверенна научными кругами, валидна и надежна. Второй тип – диагностика творческая, та в которой может расти сам педагог-психолог, разрабатывая собственные методики и тесты.

  3. Психопрофилактика. Это работа по профилактике распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ-инфекции среди подрастающего поколения. Тема востребованная и очень актуальная, особенно среди обучающихся 8-11 классов.

  4. Коррекционно-развивающая работа, как с малоуспешными, так творческими и одаренными детьми. Причем вторая группа обучающихся наиболее интересна для психолога-практика со стажем работы.

Вторая проблема: «Выбор места и времени для реализации практических психологических навыков». Как правило, не в каждой школе, особенно сельских или малокомплектных есть кабинет педагога-психолога и социального педагога, хотя в большинстве уже имеется. А вот кабинета специально предназначенного для коррекционно-развивающей работы, как правило, нет. Коррекционная работа проводится в обычных классных комнатах. А ведь такого рода деятельность должна идти не в ущерб учебно-воспитательному процессу, а наоборот ему способствовать. Идеальным было бы, чтобы занятия по развитию познавательных процессов или коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся стояли в расписании, а классы делились на подгруппы не более 15 человек. В расписании это можно назвать уроками психологии. Сегодня в школах и гимназиях становятся популярными элективные курсы по психологии — это очень позитивно, проводятся они, как правило, после завершения уроков. Многие обучающиеся вплотную интересуются психологией и желают участвовать в конкурсах и олимпиадах. Эти начинания приветствуются в кругах психологов. Сегодня педагог-психолог в большинстве случаев работает в режиме «скорой психологической помощи», а время и место выбирает сам. При этом педагоги-психологи обязаны четко планировать свою работу, в соответствии с методическими рекомендациями центра развития образования города. Благодаря методистам годовой и месячный план работы успешно реализуется. Время и место выбора консультаций и коррекционной работы планируется в циклограмме педагога-психолога.

 

  • Третий пункт. Формирование универсальных учебных действий в коррекционной работе с обучающимися в условиях ФГОС.

Корекционно-восстановительная или развивающая работа проводится с детьми с педагогической запущенностью, не усваивающими основные требования образовательной программы и имеющими нарушения в эмоциональной или психических сферах. При работе с обучающимися педагог-психолог ориентирован на уже сформированные универсальные учебные действия в учебно-образовательном процессе. Психолог, как правило, развивает те учебные действия и навыки, которые слабо сформированы. Сегодня ФГОС внедрен с 1-го по 5 классы. Соответственно для того, чтобы зафиксировать динамику развития ребенка диагностическая работа педагога-психолога должна проводится в начале и конце учебного года. Таким образом, можно проследить этапы формирования ребенка, как в области отдельных предметов, межпредметных связей, так и в области психологического развития личности. При этом коррекционная работа проводится на протяжении всего учебного года. В качестве примера следует вспомнить такое характерное явление, как завышенная самооценка первоклассников, уровень которого к 4 и 5 классу значительно снижается. Корректировкой самооценки и не только и занимается педагог-психолог в школе.

 

  • Четвертый пункт. Реализация профессионального стандарта педагога-психолога на практике.

В круг профессиональных обязанностей психолога входит не менее 60 видов работы За всеми этими функциями стоит серьезная напряженная и ежедневная работа. Кроме того, в новом профессиональном стандарте, который вступает в силу с 1 января 2017 года количество видов деятельности увеличено. Он предусматривает большой объем профессиональной деятельности педагог-психолога, который будет реализован.

Деятельность педагога-психолога интересна, неординарна и уникальна по своей сути. Добиться серьезных результатов можно только в случае совмещения установленных стандартов и постоянного саморазвития .

Виктория Литвинчук

психолог
добавить психолога в избранные

комментарий
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии professionalam Уже «нет», но еще нет

Феноменология нам сообщает, что любое сознание есть самосознание, но как это обстоит у аутиста?

статья по психологии professionalam Чи потрібні наркології АА?

Впевнена, кожному відоме почуття дивування щодо того чому раніше ми не використовували те, чим користуємось зараз, чому раніше ми ще не були готові до вибору...

Все публикации раздела Профессиональным психологам >>

 
Комментарии к "Методология работы педагога-психолога в школе"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr