Подготовка к детскому саду

адаптация детский садик

Сентябрь, начало осени… и для многих деток и их родителей новый этап в жизни – начало посещения садика. Событие волнующее, такой себе этап взросления, к которому важно быть готовым, чтобы он прошел максимально гладко и с минимальным количеством переживаний. Очень много разговоров вокруг, вопросов и обсуждений в социальных сетях о том, что делать, когда ребенок не хочет идти, плачет, мама нервничает, и оба утром идут в садик как на каторгу. Совсем не радостное начало дня, которое выматывает и хочется, чтобы этот кошмар закончился побыстрее. И очень грустно читать советы из серии «ничего страшного, поплачет и перестанет», «нечего идти на поводу у ребенка», «раз плачет и цепляется за маму, значит, сел на голову и надо принимать меры».

Захотелось написать свои размышления по этому поводу, исходя из своего опыта и знаний.

Первое, в чем я убеждена – это то, что не нужно смотреть на других детей, их поведение, темпы развития, адаптации. У каждого ребенка все происходит индивидуально, и стыдиться тут нечего. Кто-то с рождения контактный, тянется ко всем людям, радостно улыбается знакомым и незнакомым, а кто-то очень выборочно относится к тем, кто хочет с ним пообщаться, любит больше повозиться в одиночестве, понаблюдать, а потом уже играть или общаться с тем, кто симпатичен. Не нужно пытаться усиленно впихнуть ребенка в коллектив, стыдить, что он должен с кем-то играть, делиться и радостно к кому-то идти. Кроме дискомфорта у ребенка, и ощущений, что он какой-то неправильный, это ничего не даст. Придет время и малыш сам проявит интерес к сверстникам, научится делиться, но не через пристыжение родителей, а потому что сам увидит, что если хочешь получить игрушку, нужно предложить что-то взамен, что игры со сверстниками это весело, научится сам договариваться и видеть, что в разных ситуациях нужно разное поведение. Дети наблюдательные, умные и порой мудрее взрослых.

Кстати, для тех, кто беспокоится, что ребенок не достаточно общительный. Если понаблюдать за родителями и их детьми, то окажется, что манера знакомиться, общаться, уровень открытости у детей очень похожи на родительское поведение. А еще вряд ли готовность ребенка идти за любым, кто улыбнется или скажет доброе слово, порадует в дальнейшем родителя. Ведь в старшем возрасте это уже вопрос безопасности ребенка.

Второй важный момент – это возраст ребенка.

Да, есть ясли, и деток туда берут в 2+. Вот только ребенок еще не готов оторваться от мамы так надолго (как предполагает обычный садик) в этом возрасте. Идеальный вариант это дома с мамой до 3х лет, а ясли посещать как вариант прогулки и каких-то занятий с детками на пару часов.

читайте также:

Алкогольна семья - ядовитая среда Ребёнок пьющих родителей или даже одного родителя сталкивается с постоянным чувством тревоги, опасности и непредсказуемости. Ему свойственна заброшенность, отчужденность...

Что мне должен ребенок? С чего вы взяли, что если малыш попросил, то вы обязаны это непременно сделать? Вы спокойно могли отказать. Но не сделали этого. Для чего вы НЕ ОТКАЗЫВАЕТЕ? Наверняка, чтобы быть в своих глазах ХОРОШИМ родителем или бабушкой.

Важна постепенная и мягкая адаптация к садику, а не нашими драконовскими методами, которые, увы, еще часто практикуют наши воспитатели – резко оторвать от мамы, пусть ребенок прорыдается, а потом уже обессиленный, и понимающий, что плакать бесполезно, малыш начинает успокаиваться и «привыкать» к садику. Подумайте о том, какая паника может быть в душе у ребенка – мама ушла, а ты тут никого не знаешь. Вроде и обещала вернуться и поцеловала на прощание, а страшно все равно. А если еще и воспитатель не очень чуткий и вместо утешения и попытки отвлечь начинает раздражаться и стыдить, то хочется только очень посочувствовать такому малышу, который остался один на один со своим страхом и одиночеством. Да, через какое-то время, ребенок и правда может перестать плакать и даже найдет в саду друзей, но вот травма, которая останется от такой адаптации, будет потом еще долго аукаться в дальнейшей жизни.

Идеальным вариантом адаптации к садику была бы подготовка ребенка заранее, еще до прихода в садик. Особенно, если мама понимает, что ей нужно выходить на работу и нет возможности длительного привыкания ребенка к саду. Можно понемногу оставлять ребенка с кем-то из родных или с няней - ненадолго, постепенно увеличивая это время. Важно, чтобы ребенок хорошо знал человека, какие-то прогулки вначале вместе, потом понемногу порознь. Время увеличивать постепенно, не оставляя сразу на полдня или день.

Кстати, очень модные нынче развивающие центры - это тоже хороший способ научить ребенка взаимодействовать и постепенно оставаться без мамы, но конечно не в год-полтора. Вначале занятие с мамой, потом мама постепенно в конце занятия выходит на 5 минут, на 10, потом еще чуть дольше, и вот уже через какое-то время, когда ребенок привыкает, он может провести все занятие без мамы. И не страшно, и увлекательно. Главное не торопить время привыкания и не злиться на ребенка, если он еще не готов вас отпустить.

В саду процесс привыкания аналогичный - знакомство с воспитателем, с детками на площадке, вначале находясь вместе с мамой, потом отходя ненадолго, постепенно увеличивая время без мамы. Позже, уже, привыкнув на прогулке, можно и присоединять занятия в помещении. Важно не опаздывать и приходить в то время, о котором вы договорились с ребенком, чтобы не вызывать у него дополнительную тревогу.

А еще есть третий, очень важный момент – настрой мамы, ее внутреннее состояние, готовность отпустить ребенка, уверенность, что все будет хорошо. Это не тоже самое, что вынужденный выход на работу и ребенка некуда пристроить, или усталость от ребенка и желание отдохнуть хоть немного от него, пока он в саду, не раздражение, что вот все пошли в сад, а ты дома, у моей юбки. Нет, это совсем другое. Это радостное и умилительное наблюдение за тем, как твой малыш взрослеет, как он начинает дружить с другими детками, как он уже не цепляется ежеминутно на юбку, а готов отойти ненадолго от мамы и начать знакомиться с окружающим миром. Но мама все еще рядом, и в любой момент важно обернуться, увидеть ее, и спокойно исследовать мир дальше. Душевное состояние мамы, ее настрой, передается ребенку, а значит и внутреннее спокойствие либо же тревога будет также присутствовать и у ребенка. Доброжелательное общение, спокойные разговоры и объяснения, почему мама идет на работу, а ребенок в садик, поддержат и успокоят малыша.

Конечно, при ситуации, когда маме нужно на работу, нет возможности посвятить слишком много времени адаптации, важно продумать заранее и про приучение ребенка находиться какое-то время без мамы, и сможет ли кто-то помочь – няня, бабушка, возможно подруга, которую ребенок знает и спокойно останется с ней на несколько часов. Вариант договориться с несколькими мамами, которые по очереди будут забирать деток, либо взять отпуск на первый месяц посещения садика.

Процесс адаптации не быстрый, требует терпения от мамы, но оно стОит того. Ведь ребенок идет в садик с удовольствием, мама не переживает весь день, как там ее малыш, который рыдал, идя в сад, а спокойно занимается своими делами, и после садика радостная встреча, где идет обмен впечатлениями и тем, как прошел день.

 

У Психолога » Родители и дети » Подготовка к детскому саду
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Техника чтения в первом классе

При освоении чтения, намного легче и эффективнее во главу угла ставить естественное любопытство ребёнка и его природную потребность в ...

статья по психологии roditeli-deti Здібності дітей - як їх виявити?

Перед педагогічною наукою виникають все нові і нові питання, які потребують розгляду. Одне з таких питань – це виявлення задатків, здібностей дитини як умови ефективності профільного навчання.

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Подготовка к детскому саду"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr