Подлинные идеалы и кумиры

о различиях подлинных идеалов и идеализированного образа Идеализированный образ в психоанализе. 3 часть.  [часть 2]

Поговорим же о различиях подлинных идеалов и идеализированного образа. Итак, идеализированный образ, как я уже говорила ранее, - это ширма, это - раздувание изначально имеющихся и важных для адаптации человека в данном социуме качеств.

Идеализированный образ ведет к неестественности. К примеру, к напыщенности, - эффект надутого пузыря при защите собственной значимостью; проигрывание роли "Матери Терезы" - при желании всех контролировать и навязывать, как и где  кому лечиться, что и как есть, пить и т.п., эффект дровосека, - если человек защищается своей силой (у таких даже грудь как бы окаменевает) и т.п..

Каким бы ни был невроз, а вследствие этого и идеал. образ, он всегда отметает свою слабость в том вопросе, которым он пытается защититься. К примеру, если идеал. образ построен на защите силой, то слабым этот человек "быть не может никогда, не должен, и вообще - бояться - стыдно". Но нормальный человек не может никогда не бояться! Если основа идеал. образа - " Я всегда дипломатичен и учтив", то человек будет стараться вести эту линию даже тогда, когда дипломатия не очень уместна, к примеру, он может явно разрешать "наступить себе на горло" или пострадать кому-то из близких. Короче говоря, у нас не даром есть целый спектр чувств, эмоций и реакций, а не две-три фасадные, как в идеал. образе.

Подлинный идеал рождает здоровую целеустремленность. Мы движемся к тому, чего нам четко не хватает. То есть, если мой идеал честность, то я стараюсь преодолеть свою нечестность в каких-то вопросах. И я осознаю, что в некоторых ситуациях есть большой соблазн сказать неправду.
Но понимаю, что мой истинный идеал важнее сиюминутной выгоды.

Если мой идеал смелость, то я осознаю, что мне ее не хватает (в моем собственном представлении), что я могу струсить в какой-то момент. И , преодолевая в такие моменты свой страх, я добавляю себе еще один уровень смелости. Короче говоря, подлинный идеал признает то, что есть на самом деле. И идет помаленечку от малого к большему.

Сколько бы человек ни сказал себе: "Я всегда смелый и не боюсь", бояться он от этого меньше не будет. Лучше сказать: "Я боюсь, я признаю, что мне страшно, но сейчас хороший повод стать на один уровень смелее". Вот тогда - это честно. Тогда в психике не возникает конфликта. Психика не тратит часть своей жизненной энергии на утихомиривание этого конфликта между "я всегда должен быть, я супер-бэтмен " и "я-то чувствую, как есть на самом деле".

Подлинный идеал рождает скромность перед лицом того, к чему мы стремимся.

Идеал. образ рождает ширму, иллюзию, с помощью которой человек пытается вписаться в социум, в дружелюбие и адекватность которого он не особенно верит.

Кстати, на мой взгляд, мотивационные спикеры работают на таких вот иллюзиях. "Ты все можешь, открой свой потенциал !!! Нет ничего невозможного!!!" тра-ля-ля... В итоге, человек прокачался, готов рвать эту жизнь, как Тузик грелку. Через пару-тройку дней бац... и сник. Почему сник? Потому что все это зацепило какой-то наносной пласт чего-то, придуманного не им же.

То, от чего реально прет, извините, не нуждается ни в каких мотивациях. Ну, может быть, в небольшой поддержке и одобрении кого-то из значимых близких или друзей. Все.

И еще немного о техниках и кумирах. Я считаю, что английское выражение "Fake it till you make it" (типа того, что притворяйся, пока не сделаешь это реальностью) опять же создает искажение в психике, т.к. отторгает ту действительность, которая реально имеется в наличии. Мне самой довелось общаться с людьми, исповедовавшими эту философию. Ну... довольно-таки быстро этот фейк обнаруживается. После такого перестаешь верить их словам в принципе.

Следование кумиру - это вообще отдельная тема. Если говорить кратко, то во внутреннем мире каждого человека - огромный, бездонный и пестрый калейдоскоп узоров.

Там и ранний опыт детства, и родители, бабушки, дедушки, первая любовь, ветка каштана из окна летом, вкус именно того парного молока, неожиданная встреча и случайно услышанная фраза, которая изменила ход следующих нескольких лет.

И вот это вот все предается забвению, хоронится в кладовую личного архива! ЗАЧЕМ?! Чтобы следовать тому, как другой кто-то выражает наружу свой собственный личный калейдоскоп.

Но факт в том, что он выражает наружу то, что есть внутри. И сколько бы раз мы ни копировали эти внешние вещи, мы никогда не почувствуем себя так же, как он, потому что это все - его калейдоскоп, а не наш.

Это особенно важно понимать, конечно, в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте важно понять, что лучше твоей жизни у тебя не будет никакой. Все, что твое - твое. И чужую историю ты себе присвоить не можешь. И важно уважать свою биографию (равно как и чужую, конечно). Именно свою, а не кумира. Какой бы сложной или, на первый взгляд, обычной она ни была.


Спасибо за внимание!
Ульяна

У Психолога » Самопознание » Подлинные идеалы и кумиры
психолог

  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии samopoznanie Як я перестала бути перфекціоністкою

Тю, скаже хтось, - перфекціонізм - то круто, нащо від нього відмовлятися? . З моєї точки зору - конче необхідно, і зараз розкажу чого. . Що таке перфекціонізм? Це прагнення зробити щось, відчувати щось якнайкраще. Це супер поглинаюче бажання ідеально

статья по психологии samopoznanie Искусство быть одному

«Жить одному», «одиночество» - слова с явно выраженной негативной окраской. Быть одиноким почти неприлично... «Быть одному» и «быть одиноким» - суть разные понятия.

Все публикации раздела Самопознание >>

 
Комментарии к "Подлинные идеалы и кумиры"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr