У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Работа с детским страхом темноты. Сказка.

У Психолога » Психологічний форум » Пошук матеріалів та книг » Работа с детским страхом темноты. Сказка.

постів: 16
форум
 
Доброго времени суток.
Прошу рекомендации по работе с детским страхом темноты с помощью сказки/фильма-сказки.
История: Девочка 10-ти лет. С нового учебного года учится в новой школе в связи с переездом в другой район города.
Несколько месяцев боится темноты и спать одной. Если удается заснуть, просыпается через 2 часа и, включая свет, бродит по квартире. Родители пускают спать к себе или же девочка спит с папой (он ей отчим; мама - в ее комнате).
Дополнительно: трудности в общении со сверстниками - подруг нет, с детьми гулять не желает, избегает встречи с одноклассниками на улице (уходит в сторону, чтобы ее не заметили).
...
Подскажите, пожалуйста, какие произведения можно использовать для:
а) уточнения источника и смысла страха;
б) встречи с ним в безопасной, символической форме.
Заранее благодарю.

Безкоштовна розсилка цікавинок!



[всі пости]
У этой девочки все перечисленное Вами - это проявление страха быть/стать жертвой (осуждения, непризнания.неприятия, агрессии и т.д, словом, нелюбви). Как следствие - жалость к себе.
Это чувство она испытывает по причине ранее прожитого ею какого-то события. Сейчас это уже выражается в нарушениях сна.
Сказки вряд ли помогут...


[всі пости]
Напишите подробнее - к вам родители обратились, если да, то с каким запросом, или вы школьный психолог и девочка к вам попала в рамках вашей школьной работы с детьми?
КАк ваш контакт с девочкой строится?
Боязнь темноты и расстройство сна только после переезда и перехода в новую школу обнаружились? До того девочка нормально спала?

Еще меня как-то насторожил момент, что девочка приходит спать к отчиму, а мама при этом переходит в ее комнату, почему это так? Как давно отчим - отчим и что с биологическим отцом?

Пост был отредактирован автором 24-03-2015 10:44:45



[всі пости]
Соглашусь с коллегами, что много вопросов возникает по ребенку, тут нужно достаточно тонко проверять разные аспекты жизни девочки, чтобы выявить то, что кроется за этим страхом. Часто ребенок является так называемым «идентифицированным пациентом», а суть проблемы кроется в нарушении семейной системы.
В первую очередь важно наладить контакт и найти причину. Чаще всего причина может быть непонятна и самому ребенку. Поэтому прямые расспросы вряд ли дадут нужную информацию.
Можно работать с игрушками, метафорическими картами, рисовать, лепить, все что угодно, что может подвести ближе к истинным причинам. Важно внимательно наблюдать, чтобы не пропустить важные «сигналы».
С рисунком проективно, например, «вот домик, в нем живет девочка, у нее проблема и ей нужна помощь.., как ты думаешь, что за проблема, какая помощь, кто может помочь, кто мешает и т.п.» Дети очень быстро «переходят» в другую реальность и озвучивают все свои проблемы, приписывая их абстрактной «девочке».
Сказки тоже можно на этом этапе, но скорее вариант, когда психолог озвучивает начало, а ребенок должен придумать продолжение.
И только поняв «что лечить» можно уже приступать к «как лечить», ну а «по дороге» можно снимать повышенную тревожность или напряжение, работать с теми чувствами, которые ребенок выносит на поверхность.
Есть много литературы по работе с детьми, мне нравится Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка» (Руководство по детской психотерапии). А по поводу страхов есть книга (в интернете тоже): А. И. Захаров «Ночные и дневные страхи у детей».
1
Яна

автор


[всі пости]
Спасибо за помощь.
...
В дополнение.
Отчим Кати - мой родной дядя (в семье Кати 2 года). Про ее родного отца не упоминали, мне совсем ничего про него неизвестно.
Обратилась ко мне моя бабушка (его мама).
Девочка расположена общаться, при этом вне процесса занятия есть застенчивость. Охотно играет со мной, предлагает новые правила; в свободное время предпочитает мультфильмы и компьютерные игры-симуляторы жизни (в них реальные дети общаются через персонажей в виде сообщений в чате).
После переезда спала сама 2 месяца, затем (после просмотра мультфильма с чудовищами, по словам родителей) стала бояться. В деревне, где живут родители мамы Кати, спит с бабушкой.
В семье действительно нервозное состояние мамы (она считает, что Катя ее до этого довела).
...
У девочки реакция отвращения и страха к картинке с кровью и змеей ("она ужасная, страшная... что там кровь"), ассоциация со страхом на картинках, где присутствует темнота (почему стоит бояться темноты не находит прямого ответа), чудовища (одно из них - "великан, который ест дома"), интересный момент с картинкой, где изображена сварливая женщина, у которой на месте живота будто бы театральный подмосток (на нем эта же женщина в уменьшенном виде угрожает ребенку) - Катя ее отнесла к ассоциации страх и объяснила, что женщина боится того, что ей нужно контролировать ту женщину, которая внутри, а женщина внутри боится того, что ее контролирует та, в которой она.
...
На нескольких картинках ассоциировала себя с цветком, в частности белым, выделяющимся среди других цветом и высотой.
Сама она хрупкой, утонченной внешности, "самая маленькая" в классе, ест неохотно.
...
В целом определенно атмосфера не способствует уверенности ребенка в себе. Но я вижу свою задачу в посильной помощи конкретно Кате понять, что за страх и что с ним можно сделать с имеющимися у нее ресурсами; и рекомендациях родителям по общению с ней.

Пост был отредактирован автором 27-03-2015 15:25:08


Пост был отредактирован автором 27-03-2015 15:30:06

1
Яна


[всі пости]
А как же на счет правила, что не можем мы работать со своими близкими? Катя вам не родственница по крови, но теперь это часть вашей семьи и вы включены в процесс совсем не как психолог, а как родственник.

автор


[всі пости]
Да, думала об этом. Сейчас начало моей деятельности в этой сфере. Колебалась. По моим личным ощущениям круг моей семьи - только те, кто с моего детства был. Здесь решилась.
...
Рекомендовала детские центры, где проводят групповые занятия с детьми, детьми и родителями. Возможно, моя работа поспособствует их посещению...
...


[всі пости]
Соглашусь с Еленой, про работу с родственниками.
Возможно, сама Катя еще куда ни шло, но рекомендации родственникам - тут возможны трудности, и вряд ли Вы захотите с дядей рушить отношения, даже если нужно будет сказать ему «слышь, дядя, вы до чего ребенка довели?»
Если честно, то после некоторого опыта работы с детьми, пострадавшими от насилия, я о-о-чень осторожно отношусь к ночному сну 10-летней девочки в одной комнате с отчимом (который всего 2 года как отчим), и при этом мама – в другой комнате, причем нервная от того, что девочка ее «довела». И «змея с кровью», «великан, который ест дома»…Надеюсь, что я ошибаюсь, но опыт подсказывает, что лучше «перебдеть» и проверить все возможные варианты…
1
Яна


[всі пости]
Да, Наталия, я тоже не хотела уже так прямо озвучивать, думала, что насмотрелась американских фильмов про педофилов.

Вот еще и по этому, автор топика, мы не работаем со "своими", потому что вам придется собственного дядю проверять на возможные сексуальные действия по отношению к ребенку.

автор


[всі пости]
Поняла. Колебания мои как раз и касались подобных моментов.
В таком случае я, как человек младший и пока не воспитывающий собственных детей, указывать на что либо "неверное" не претендую, а вот как такой человек с социально подтвержденными знаниями (в виде диплома) могу.
...
Елена, Наталья, будет корректным порекомендовать визит Кати к школьному психологу; а мне самой - выстраивать хорошие отношения с ней, просто наведываясь, играя соответственно ее возрасту и интересам?
...
Заранее благодарю.
Таня.

Пост был отредактирован автором 27-03-2015 22:15:13



[всі пости]
Таня, психолог может быть любым, и школьным, и из соц.центра, и частным.
Тут еще интересный момент, что к вам обратилась ваша бабушка, а не мама девочки, почему так? Поэтому кому вы будете рекомендовать повести ребенка к психологу - вашей бабушке или вашей невестке?
Ведь за ребенка отвечает родитель. Ребенка конечно жалко, но ситуация такая, что вы в ней очень ограничены в свободе действий и как родственник, и как психолог.

Аби прийняти участь в обговоренні, авторизуйтесь або пройдіть реєстрацію!

qr