Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет

мама и ребенокЧем интересен этот возраст? Каковы его особенности? На что стоит обращать особое внимание? Что происходит с психикой ребенка в этот период?

Со всеми этими вопросами мы постараемся сегодня разобраться.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическо аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет).Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни.Итак, что особенного в ребенке в период от двух до трех лет? В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. Он уже имеет не малый словарный запас,может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать "свои" игры, по своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. Но в тоже время, ребенок во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие. 

Рассмотрим основные познавательные процессы. 

Мышление ребенка в этом возрасте в основном наглядно-действенное. Это значит, что познание окружающиего мира происходит в процессе реальных манипуляций с теми или иными предметами. Только с помощью проб и ошибок ребенку удается научиться чему-то новому.В период от 2-3 лет очень важную роль в развитии ребенка играет "большой человек", т.к. обучение происходит не только по средстав собственного опыта, но и на основании подражаний. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Но, в присутствии того (это может быть не обязательно мама или папа, сюда входят, и няни, и бабушки, и воспитатели), кто вызывает симпатию и положительные эмоции, ребенок начнет ему подражать. При чем во всем, как в хорошем,  так и в плохом. 

читайте также:

Парентификация. Когда опора на партнёра невозможна. Опора на детей возникает в случае неспособности опереться на партнера. Неспособность опереться на партнера, в свою очередь, «выплывает» из невозможности опоры на вертикаль, на мать и, после, на отца. В нашей культуре парентефикация возведена

Большие детки - большие бедки Родитель хватается за любые возможности оставить за собой право тотального контроля над ребенком как можно дольше. Ему кажется, что таким образом он оградит ребенка от проблем, опасностей...

Внимание ребенка в это м возрасте еще довольно рассеяно. Ребенок будет играть и увлекаться только тем, что реально его интересует. При этом, в случае необходимости, взросломуочень легко отвлечь малыша от какой-то деятельности чем-то более значимым. Это позволяет нам манипулировать процеессом игры или досуга ребенка.

Речь. После двух лет, практически каждый день в обиходе ребенка появляются новые слова, которые начинают формировать простые предложения. Ребенок еще не пользуется первым лицом,поэтому чаще всего говорит не "я покушала", а "Маша покушала". Это считается нормой и к трех-летнему возрасту должно сформироваться понятие "Я-ты" вместо "Маша-мама". Также именноближе к трем годам дети начинают склонять слова в предложениях.

Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Говоря простым, человеческим языком, если у малыша тугая резинка на колготах, болит голова, чешется животик, он не выспался, голоден или наоборот переел, то ни о каком познании окружающего мира речи быть не может. Такой ребенок не проявит особого интереса к посторонним предметам и взрослым. Скорее всего он просто будет плаксивым и раздражительным.  

Между собой, ровестники пока играть не могут и общаться вербально тоже. Чаще всего, сверстники 2-3 лет играют рядом друг с другом, а не вместе.Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой ребенок привлек на себя вниманиезначимого для меня взрослого; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть... 

Именно в этот период начинают проявляться впервые такие качества личности, как ответственность, самостоятельность, настоячивость, целеустремленность и инициативность. А значит, давайте ребенку больше свободы, страйтесь не делать за него то, с чем он может справиться сам (деже если у него это пока плохо получается). Приучайте к отвественности,например, напоминайте собирать за собой игрушки, мыть руки до еды, переодеваться после улицы и пр. Не присикайте его любопытство. Если ребенку нравится рассматривать снежинки в окне, мыть посуду, задувать свечи по сотому кругу - дайте ему такую возможность. Значит для него это сейчас важно и значимо. Если присекать такие порывы бесконечно, особенно фразой "ты еще маленький, у тебя не получится", и делать все вместо ребенка, то через пару лет Вы будете счастливыми обладателями тре- четырехлетнего "младенца", который совершенно беспомощен, капризен и совершенно несамостоятелен. ( я уже молчу про того взрослого, который вырастет из такого ребенка... скорее всего он просто будет плыть потечению сслыясь на судьбу в своих неудачах, не проявлять никакого интереса в собственном развитии и карьерном росте)Кроме того, начиная с двух лет, очень легко приввается музыкальность, чувство ритма, грамотность, эстетическое воспитание. Дети впитывают в себя все как губки  и именно от того,что Вы в них заложете зависит то, какими они вырастут.

Ниже приведены основные требования касательно психо-физиологического развития  ребенка в возрасте от 2х до 3х лет.

  • Логическое мышление. Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками.
  • Развитие речи. Ребенок после двух лет должен оперировать словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых;к трем годам в речи присутствует 1200-1500 слов и более, начинает склонять слова; уже умеет составлять короткие рассказы об окружающей обстановке,ребенку понятны фразы или рассказы взрослого о том, что не находится в поле его зрения. Ребенок разучивает простенькие стишки и потешки.
  • Окружающий мир. Ребенок должен знать части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит.
  • Навыки обихода. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесиена перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки.
  • Воображение. Малыш должен уметь показать как мышка на цыпочках тихонько бегает, зайка прыгает, мишка косолапый переваливается с ноги на ногу, повторять и другие элементарные действия, которые он где-то видел.
  • Внимание. В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении12-15 минут.
  • Память. Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т.д. 
У Психолога » Родители и дети » Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
психолог

понравилось: 2 из 2 оценивших
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Чем может помочь детский психолог?

Непослушание, страхи, тревоги и капризы, которые невозможно унять в младшем возрасте, нежелание ходить в детский сад или школу, трудности с успеваемостью в школе, конфликты...

статья по психологии roditeli-deti Дети выросли, а что же дальше?

Если Ваш ребенок в возрасте 18-20 лет сообщает, что дальше он сам, это означает, что Вы хорошие родители. У него есть смелость взять ответственность за свою жизнь...

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет"

Комментариев: 1.

Добрые день, моему сыну 2.10 года, он говорит только слоги, базовый запас до 50.На курицу говорит ко-ко, кошка мяу ит.д. скажите стоит нам обращаться до специалистов? если да то до каких?
Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr