Как возникаем Мы

Стадии психосексуального развитияРеакции и ориентации человека определяются не только врожденными инстинктами, поэтому первостепенное значение приобретает осознание себя целостной личностью. Мы рождаемся, имея некие психические предструктуры, сама же структура психики начинает формироваться с момента рождения.

Все происходит путем отождествления себя: сначала с тем, что младенец поглощает молоко (оральная фаза), потом  постепенно осознает собственную периферию (нарциссическая фаза), далее с тем, что отдает из себя (анальная фаза). Именно на анальном этапе развития младенец  впервые делится собой  с внешним миром, это его первая попытка отдать себя кому-либо, прежде всего матери, путем идентификации продуктов своего тела с самим собой. И мудрые мамы хвалят малыша, с благодарностью принимая его подарок. В этом случае мы имеем дело с так называемой первичной проекцией.

Соответственно, когда осознание себя сосредотачивается на анальных функциях, младенец испытывает чувство удовольствия, связанное с дефекацией, и пытается изучить свое анальное содержимое, это нечто, которое вышло из какой-то потайной части его тела, и которое завораживает его.

И именно в процессе анальной проекции происходит множество различных расстройств и нарушений. Эти расстройства принято разделять на три группы:.

  1. Характерные для всего человеческого вида и влияющие на его эволюцию.   
  2. Возникшие в оральной или нарциссической фазе и перенесенные в анальную фазу.  
  3. Возникшие в результате жесткого табуирования матерью.

читайте также:

Ожидания (записки психотерапевта) Каждый из нас чего-то ждет и на что-то надееться. Кто-то планирует купить новую машину, кто-то съездить на отдых, а кто-то предвкушает ...

Наблюдая за своим питомцем Работая инструктором по воспитанию собак, я часто становлюсь свидетелем того, как владельцы делают из своих четырехлапых компаньонов маленьких детей или присваивают им человеческие качества.

 Нет никакого сомнения, что табу на контакт с фекалиями характерны для всего человеческого рода; в отличие от древних предков человека – приматов, которые являются вегетарианцами и часто трогают свои фекалии и берут их в рот – точно так же, как пытается сделать это младенец, – у человека как плотоядного существа фекалии ядовиты и опасны для здоровья. Любопытство и тяга младенца к собственному анальному содержимому, желание потрогать его и попробовать на вкус вызывают обычно у родителей резко отрицательную реакцию вплоть до угрозы наказания. В результате волнующие и приятные анальные ощущения превращаются у ребенка в тревожные и пугающие – хороший продукт превращается в скверный и неприятный, и очарование преображается в отвращение. Фекалии младенца, питающегося исключительно материнским молоком, редко вызывают отрицательную реакцию у матери. Только тогда, когда ребенок начинает есть твердую пищу, включая мясо, его фекалии становятся неприятными.

Наложенные табу, однако, никаким образом не снижают интереса к анальному содержимому, оно просто заменяется похожими органическими  объектами – землей, мокрым песком, грязью, влажной глиной, ему нравятся их запах ( и эта склонность к некоторому душку сохраняется в невыраженном виде и во взрослом состоянии). Особенное удовольствие малышу доставляет строить замки из песка у самой кромки воды, наблюдая, как вода смывает построенное, и на том же мест ребенок с легкостью восстанавливает утрату и так снова и снова – и кроме всего, этот процесс убеждает нас в нашей нерушимости и бессмертности нашего Я.

По мере того, как взрослые внушают нам представление о чистоте, грязь становится неприемлемой и заменяется более чистыми предметами. Начинается детский «каменный век». Камешки можно собрать в кучки, которые символизируют фекалии, и они имеют огромное преимущество перед песком – их нельзя разрушить.  Так снова подтверждается наше ощущение собственного бессмертия. Именно здесь находятся истоки одушевления каменных идолов, скульптурных изображений – ведь запечатленное в камне вечно.

И поскольку камень «ценен» сам по себе, еще более ценен блестящий и красивый камень, который к тому же и «чище». Так проходит путь от собирания бус и стекляшек к собирательству золота и драгоценных камней. Камушки, которые мы собираем, нужно надо взвесить, обмерить, обсчитать – так развивается логическое мышление, в этих примитивных обсчетах истоки логических игр ( шахматы, карты, проч.),Ю появление понятий и категорий, абстракций и высокой степени проекции.Связь между золотом, деньгами и фекалиями сохраняется на бессознательном уровне: «денег как грязи», в снах дерьмо ассоциируется с деньгами.

Символическое «очищение» фекалий происходит из-за жесткого табуирования, которое принято во всех культуральных сообществах и вызвано в основном тем, что взрослея и переходя на твердую животную пищу, человеческие фекалии становятся попросту ядовитыми и опасными для жизни. Однако очень важно, в какой форме произошло это табуирование.

Отвращение – одна из самых сильных эмоций, и если мать или значимые взрослые транслируют этот сигнал ребенку, он начинает ощущать себя отвратительным, грязным, неприемлемым, поскольку произвел нечто отвратительное. И тут мы имеем дело с другим типом проекции_ проекцией расщепления, при котором ребенок не идентифицирует, а наоборот, отделяет себя от «плохого» содержимого, открещивается от него. Соответственно, в таком случае происходит разрыв между гранями собственного образа - разделение этого образца на грязную и чистую сущность. Грязная сущность, движимая анальными импульсами, отделяется и проецируется вовне, она видится в "нечистых" помыслах и сущностях ( вот откуда в темной комнате берутся страхи). Чистота становится синонимом чистоты помыслов, непорочности, в то время как грязь, неопрятность становится символом всего низменного, отвратительного, подлого.

При этом все ощущения, которые характеризуются как нечистые, проецируются на внешний объект –любой. А в малыше прочно закрепляется чувство стыда, которое всю дальнейшую жизнь он пытается преодолеть – в детстве послушанием либо бунтом, во взрослом состоянии честолюбивыми устремлениями либо попыткой слиться с кем-либо, спрятаться за чужой спиной. Для ребенка очень важно наслаждение от прикосновения и рассматривания – в этом причина так называемой «детской сексуальности». Но, разбившись о жесткий запрет, чувство стыда усиливается, усиливая в свою очередь расщепленные проекции. Сильный запрет может даже привести к патологиям органов восприятия ( «глаза не видят» - близорукость)можно проследить с первой фазы полового созревания, когда в возрасте четырех- пяти лет впервые пробуждаются сексуальные влечения и особенно сильно – желание рассматривать, что может вызвать чувство стыда и торможение зрительных рефлексов. Когда глаза, которым хочется все рассмотреть, становятся источником тревоги и беспокойства, им хочется как бы спрятаться, глазные яблоки напрягаются и втягиваются. Необходимость притвориться, что "я не смотрю", может превратиться в физиологический рефлекс и зафиксироваться. А проекция «нечистого» на внешний объект может выбрать своим предметом потенциального сексуального партнера.

Вывод напрашивается сам: для преодоления патологий нужно преодолеть расщепление, вернуться к первичной проекции. Это можно сделать, только устранив первопричину, снять или смягчить жесткость наложенного табу. И это необходимо еще и потому, что дезориентация расщепленной таким образом личности с возрастом только усиливается и приводит к возникновению панического страха не только перед спроецированным объектом ( или объектами), а и перед самим процессом жизни, заставляя наc фактически умереть, едва родившись.

У Психолога » Самопознание » Как возникаем Мы
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии samopoznanie Мазохизм и страдание

Я сам не замечаю, как я люблю все усложнить и идти тем путем, который труднее всего. Я выбираю самые сложные варианты развития событий и даже там, где все известно и понятно, я создаю дополнительные преграды

статья по психологии samopoznanie Психологические границы

Психологические границы. Психологические границы личности - это то, благодаря чему человек чувствует себя отдельным и автономным. Благодаря границам мы понимаем "где я, а где не я". Психологические границы включают: убеждения, чувства, ценности, ...

Все публикации раздела Самопознание >>

 
Комментарии к "Как возникаем Мы"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr