Рекомендации психолога о правилах общения с детьми, имеющими особенности личностного развития

девочки

Статья адресована взрослым, общающимся с детьми - прежде всего родителям и педагогам. Кратко перечисляются особенности развития детей, которые выделяются в психолого-педагогической литературе (возможны другие классификации и определения, данная часть статьи, строго говоря, не является авторской, т.к. классификация и определения общеизвестны). Автор на основании своего многолетнего опыта работы школьным психологом дает краткие практические рекомендации.

1. Тревожность

(проявляется в ожидании ребенком неблагоприятного развития событий).

 

  1. Поддерживать, подбадривать, выражать уверенность в успехе ребенка.
  2. Снимать напряжение: игры, музыка, физические упражнения.

 

2. Импульсивность

читайте также:

В поддержку родителей Какие дети манипуляторы, какие они противные бывают, как им безразличны интересы другого человека. И, при этом, как же их наказывать, хоть нельзя этого делать?!

«Обiцянки – цяцянки» (детская дразнилка) Когда мы доверяем близким или себе – тогда и в обещаниях нет необходимости, согласны?

(проявляется в склонности действовать по первому понуждению, под влиянием первого эмоционального порыва, необдуманно, игнорируя интересы других людей; дети нетерпеливы, не могут выслушать до конца, перебивают взрослого).

 

  1. Обеспечить наглядную оперативную обратную связь (перед глазами ребенка  должна быть информация, сдерживающая импульсивность).
  2. Необходимо отмечать каждую успешную попытку сдержаться, вытерпеть,  промолчать, выслушать до конца, быть внимательным и сосредоточенным во время работы длительное время.
  3. Не загружать длительной монотонной работой, переключать внимание, дать возможность отвлечься, получить новые положительные впечатления на короткое время.

 

3. Агрессивность

(поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда другим людям, порчу материальных ценностей; сопровождается эмоциональными проявлениями: гневом, враждебностью, раздражительностью, ненавистью).

 

  1. Быть терпеливым, сдержанным, тактичным при общении с таким ребенком (самому не проявлять агрессивности), дать почувствовать ребенку, что Вы уважаете его личность, хорошо к нему относитесь, но его поведение создает угрозу для нормальных отношений.
  2. Дать возможность проявить свою активность, решительность, смелость, энергичность в ходе учебного процесса и во внешкольной работе; приучать к работе в команде, регулярно давать поручения.

 

4. Нечестность

(склонность ко лжи и манипулированию с целью получения выгоды для себя; достижение корыстных целей с нарушением нравственных норм; как правило, отсутствует при этом чувство вины, раскаяние, признание собственной неправоты).

 

  1. Самому быть честным, всегда говорить правду и требовать этого от ребенка, всячески поощрять признание ребенком своей вины (не следует при раскаянии наказывать ребенка, а нужно дать ему возможность исправиться).
  2. Не следует требовать от ребенка «дать показания» на своих товарищей – каждый должен научиться отвечать за себя; не осуждать, не обвинять других и не оправдывать ребенка ни при каких обстоятельствах.
  3. Не оскорблять ребенка за нечестное поведение – спокойно объяснить необходимость исправления, тяжелые последствия нечестного поведения.

 

5. Асоциальность

(игнорирование морально-этических норм, принятых в обществе, в учебном коллективе, в семье; такие дети не выполняют обещаний, пренебрегают своими обязанностями, вообще не хотят трудиться, стремясь лишь проводить время праздно, в свое удовольствие).

 

  1. Регулярно давать посильные поручения, направленные на помощь другим людям, совершение добрых дел, выполнение своих обязанностей: контролировать, поощрять и наказывать в соответствии с результатами, спокойно объясняя ребенку, что хорошо и что плохо, почему.
  2. Демонстрировать ситуации, когда сам ребенок может оказаться жертвой недобросовестного отношения к нему взрослых (чтобы он наглядно понял, чем чревато отрицание правил поведения, неисполнение своих обязанностей).

 

6. Замкнутость

(проявляется в необщительности, недоверии к окружающим, направленности психических процессов на внутренний мир; такие дети плохо адаптируются в коллективе).

 

  1. Не критикуйте ребенка при других детях, старайтесь чаше хвалить, подчеркивайте успехи и положительные черты характера.
  2. Создавайте ситуации, которые бы способствовали вовлечению ребенка в общение с товарищами (ни в коем случае не резко и интенсивно, а дозированно).
  3. Старайтесь чем-то заинтересовать, давайте сначала индивидуальные поручения, потом приобщайте к работе в малой группе.

 

7. Неуверенность в себе

(неверие в свои способности, силы, возможности, проявляющееся в нерешительности, боязливости, робости, бегстве от реальных трудностей в мир фантазий).

 

  1. Необходимо постоянно поддерживать (но не опекать, т.е. не устранять личную волю и ответственность) и давать посильные поручения; не критиковать за неудачи («не ошибается тот, кто ничего не делает») и всячески поощрять за малейшие достижения, чаще хвалить.
  2. Давать несложные поручения, направленные на помощь младшим и сверстникам, создавать ситуацию успеха; приучать к самодисциплине, самостоятельности и ответственности.

 

8. Экстернальность

           (особенность самоконтроля, когда ответственность за свою жизнь, свое поведение, свои успехи и особенно за свои ошибки и неудачи приписывается другим людям; такие дети несамостоятельны, работают в условиях контроля и постоянного наблюдения, лучше в группе, чем индивидуально).

 

  1. Постоянно акцентируйте внимание на чувстве ответственности за каждый свой поступок, объясняя на примерах, что от самого человека во многом зависят его успехи и неудачи, что прежде всего человек должен уметь сделать правильный выбор, а, во-вторых, сделать затем все от него зависящее, чтобы этот свой выбор воплотить в жизнь.
  2. Поддерживайте любую конструктивную инициативу ребенка, помогите ему проявить себя самостоятельно; не навязывайте свою волю, не предлагайте готовых решений; давайте посильные индивидуальные задания и поручения с последующим обсуждением результатов.

 

9. Эстетическая нечувствительность

(черта характера, проявляющаяся в отсутствии чувства прекрасного, т.е. эмоционального отклика при восприятии объектов, которым свойственна эстетическая и художественная ценность; при этом затруднено развитие нравственных чувств).

 

  1. Проявлять свои эстетические и нравственные чувства, выражать любовь, восторженность прекрасным, удивление.
  2. Знакомить ребенка с произведениями всех видов искусства, бывать на природе, путешествовать.
  3. Вовлекать ребенка в творческую работу (в школе и вне школы).
У Психолога » Родители и дети » Рекомендации психолога о правилах общения с детьми, имеющими особенности личностного развития
психолог

  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Детская усталость. Что делать?

Маленькие дети обычно не жалуются на усталость. Понимание своей усталости доступно только взрослым, хотя даже они часто «пропускают» сигналы об усталости. Очень часто взрослые, видя детский плач и беспомощность, теряют терпение.

статья по психологии roditeli-deti Большие детки - большие бедки

Родитель хватается за любые возможности оставить за собой право тотального контроля над ребенком как можно дольше. Ему кажется, что таким образом он оградит ребенка от проблем, опасностей...

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Рекомендации психолога о правилах общения с детьми, имеющими особенности личностного развития"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr