Рекомендации психолога о правилах общения с детьми, имеющими особенности личностного развития

Статья адресована взрослым, общающимся с детьми - прежде всего родителям и педагогам. Кратко перечисляются особенности развития детей, которые выделяются в психолого-педагогической литературе (возможны другие классификации и определения, данная часть статьи, строго говоря, не является авторской, т.к. классификация и определения общеизвестны). Автор на основании своего многолетнего опыта работы школьным психологом дает краткие практические рекомендации.
1. Тревожность
(проявляется в ожидании ребенком неблагоприятного развития событий).
- Поддерживать, подбадривать, выражать уверенность в успехе ребенка.
- Снимать напряжение: игры, музыка, физические упражнения.
Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.
2. Импульсивность
(проявляется в склонности действовать по первому понуждению, под влиянием первого эмоционального порыва, необдуманно, игнорируя интересы других людей; дети нетерпеливы, не могут выслушать до конца, перебивают взрослого).
- Обеспечить наглядную оперативную обратную связь (перед глазами ребенка должна быть информация, сдерживающая импульсивность).
- Необходимо отмечать каждую успешную попытку сдержаться, вытерпеть, промолчать, выслушать до конца, быть внимательным и сосредоточенным во время работы длительное время.
- Не загружать длительной монотонной работой, переключать внимание, дать возможность отвлечься, получить новые положительные впечатления на короткое время.
Как ты лодку назовёшь так она и поплывет Клиент рассказывал о том, каким он видит меня-терапевта: “учитель”, “лектор”, “родитель” и т.д... В возрасте от 1 до 5 лет ребёнок слышит до 25000 запретов, что приводит к низкой самооценке
Реальные дети и нереальные ожидания В жизни каждого родителя в один прекрасный момент наступает период, когда он понимает, что его ребенок как-то не вписывается в некий образ того, каким должен быть его ребенок. Ведь хочется, чтобы он был аккуратным, послушным, хорошо кушал, играл на .
запитати психолога онлайн3. Агрессивность
(поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда другим людям, порчу материальных ценностей; сопровождается эмоциональными проявлениями: гневом, враждебностью, раздражительностью, ненавистью).
- Быть терпеливым, сдержанным, тактичным при общении с таким ребенком (самому не проявлять агрессивности), дать почувствовать ребенку, что Вы уважаете его личность, хорошо к нему относитесь, но его поведение создает угрозу для нормальных отношений.
- Дать возможность проявить свою активность, решительность, смелость, энергичность в ходе учебного процесса и во внешкольной работе; приучать к работе в команде, регулярно давать поручения.
4. Нечестность
(склонность ко лжи и манипулированию с целью получения выгоды для себя; достижение корыстных целей с нарушением нравственных норм; как правило, отсутствует при этом чувство вины, раскаяние, признание собственной неправоты).
- Самому быть честным, всегда говорить правду и требовать этого от ребенка, всячески поощрять признание ребенком своей вины (не следует при раскаянии наказывать ребенка, а нужно дать ему возможность исправиться).
- Не следует требовать от ребенка «дать показания» на своих товарищей – каждый должен научиться отвечать за себя; не осуждать, не обвинять других и не оправдывать ребенка ни при каких обстоятельствах.
- Не оскорблять ребенка за нечестное поведение – спокойно объяснить необходимость исправления, тяжелые последствия нечестного поведения.
5. Асоциальность
(игнорирование морально-этических норм, принятых в обществе, в учебном коллективе, в семье; такие дети не выполняют обещаний, пренебрегают своими обязанностями, вообще не хотят трудиться, стремясь лишь проводить время праздно, в свое удовольствие).
- Регулярно давать посильные поручения, направленные на помощь другим людям, совершение добрых дел, выполнение своих обязанностей: контролировать, поощрять и наказывать в соответствии с результатами, спокойно объясняя ребенку, что хорошо и что плохо, почему.
- Демонстрировать ситуации, когда сам ребенок может оказаться жертвой недобросовестного отношения к нему взрослых (чтобы он наглядно понял, чем чревато отрицание правил поведения, неисполнение своих обязанностей).
6. Замкнутость
(проявляется в необщительности, недоверии к окружающим, направленности психических процессов на внутренний мир; такие дети плохо адаптируются в коллективе).
- Не критикуйте ребенка при других детях, старайтесь чаше хвалить, подчеркивайте успехи и положительные черты характера.
- Создавайте ситуации, которые бы способствовали вовлечению ребенка в общение с товарищами (ни в коем случае не резко и интенсивно, а дозированно).
- Старайтесь чем-то заинтересовать, давайте сначала индивидуальные поручения, потом приобщайте к работе в малой группе.
7. Неуверенность в себе
(неверие в свои способности, силы, возможности, проявляющееся в нерешительности, боязливости, робости, бегстве от реальных трудностей в мир фантазий).
- Необходимо постоянно поддерживать (но не опекать, т.е. не устранять личную волю и ответственность) и давать посильные поручения; не критиковать за неудачи («не ошибается тот, кто ничего не делает») и всячески поощрять за малейшие достижения, чаще хвалить.
- Давать несложные поручения, направленные на помощь младшим и сверстникам, создавать ситуацию успеха; приучать к самодисциплине, самостоятельности и ответственности.
8. Экстернальность
(особенность самоконтроля, когда ответственность за свою жизнь, свое поведение, свои успехи и особенно за свои ошибки и неудачи приписывается другим людям; такие дети несамостоятельны, работают в условиях контроля и постоянного наблюдения, лучше в группе, чем индивидуально).
- Постоянно акцентируйте внимание на чувстве ответственности за каждый свой поступок, объясняя на примерах, что от самого человека во многом зависят его успехи и неудачи, что прежде всего человек должен уметь сделать правильный выбор, а, во-вторых, сделать затем все от него зависящее, чтобы этот свой выбор воплотить в жизнь.
- Поддерживайте любую конструктивную инициативу ребенка, помогите ему проявить себя самостоятельно; не навязывайте свою волю, не предлагайте готовых решений; давайте посильные индивидуальные задания и поручения с последующим обсуждением результатов.
9. Эстетическая нечувствительность
(черта характера, проявляющаяся в отсутствии чувства прекрасного, т.е. эмоционального отклика при восприятии объектов, которым свойственна эстетическая и художественная ценность; при этом затруднено развитие нравственных чувств).
- Проявлять свои эстетические и нравственные чувства, выражать любовь, восторженность прекрасным, удивление.
- Знакомить ребенка с произведениями всех видов искусства, бывать на природе, путешествовать.
- Вовлекать ребенка в творческую работу (в школе и вне школы).
Опубліковано на сайті 01-02-2018