В результате возрастных кризисов кто-то на себя опирается, а кто-то в этой жизни теряется
6-12 Младший школьный возраст
Полюса Кризиса: Трудолюбие - Комплекс неполноценности
Школа, курсы, окружение помогают ребенку осваивать различные навыки: вязание, рисование, уборка комнаты… Ребенок пыхтит и трудится. Формируется трудолюбие.
Каждый освоенный навык ложится в копилку Компетентности и уверенности.
Если же у ребенка не получается - он чувствует неполноценность, которую подпитывает оценивающая система школы.
Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.
Подростковый возраст
Полюса Кризиса: Эго-идентичность - Спутанность идентичности
Делится на 2 части: 12-17 – подростковый возраст и 17-22 - юношеский возраст
Основные задачи возраста:
1. Обретение Эго – идентичности – переживание собственной неповторимости, своего «Я».
2. Сепарация от родителей.
Средний возраст без детей Многие к этому возрасту имеют детей и уже внуков, и набежавший «внезапно» синдром опустевшего гнезда, с вопросом: «Чем жить вдвоем, без детей?», «Чем наполнится снова?»
Через рік - до школи? Пора готуватися! Коли проходить «гаряча» пора зарахування дітей до шкіл, багатьох батьків хвилює питання шкільного тестування майбутніх першокласників. Дитині запропонують пройти тест для визначення рівня розвитку дрібної моторики руки
запитати психолога онлайн22-34 Молодость
Полюса Кризиса: Близость - Изоляция
Если идентичности нет, то в отношениях нет Близости, а есть созависимость и обладание другим. Такие отношения - мучительно-ранящие и приводят к полюсу Изоляции.
34-60 Зрелость
Полюса Кризиса: Генеративность - Застой
Генеративность – творческое развитие обретенной эго-идентичности.
Если не получается реализовать свой потенциал - Застой. Личность начинает источать запах стоячей воды.
60-75 Пожилой возраст
Полюса Кризиса: Эго-интеграция - Отчаяние
Делится на 2 части: 60-75 – пожилой возраст и от 75 - старческий.
Эго-интеграция – осознание ценности прожитой жизни и собирание опыта в единое целое.
А ощущение бесполезности прожитой жизни порождает отчаяние, которое подпитывается невозможностью исправить ошибки.
Как сказал Павка Корчагин: «Жизнь прожить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Обобщающий вывод:
Когда ребенок успешно осваивает навыки, знания – растет его уверенность в себе и самооценка. Опираясь на эти приобретения, ребенок взбирается на новую ступеньку, где бушует океан взрывных аффектов, ураган подросткового бунта и яростные стычки с родителями. Молодой человек находит себя и научается владеть собою. Опирается на это плато двумя ногами и подтягивается на новую высоту - осваивает близость в отношениях. А затем устремляется к творческой реализации себя. Чувствует счастье, удовлетворенность, осмысленность и важность прожитой жизни.
Как выглядит картина, если кризисы прожиты в негативном ключе:
В текущий кризис вмешиваются сложности предыдущих периодов. Ранние, дошкольные кризисы укрыли ребенка стыдом, виной, страхом. И в начальной школе ему не хватает ресурсов освоить навык. Ребенок чувствует свою ущербность, недоделанность и задыхается в ощущении неполноценности. Он проживает фрустрацию, унижение и замыкается в себе, избегая ранящего общения.
С таким тяжелым багажом входит в подростковый возраст и падает в пропасть спутанной, Диффузной Идентичности. Во тьме пытается понять, кто он, но тщетно. И скатывается в яму Изоляции. Не понимая себя, реализоваться невозможно. И впереди его ждет болотистый Застой. Бессилие, боль, ярость и недоумение втягивают в зависимости всех мастей. А оттуда прямая дорога в преисподнюю Отчаяния и Депрессии не сложившейся жизни.
Что скажете?
Опубликовано 2020-06-07 в 13:44:14
Опубліковано на сайті 07-06-2020