Я-концепция, самооценка и образ себя
В этой статье хочу описать три взаимосвязанные идеи: Я-концепция, самооценка и образ себя, а также то, как развивается самооценка на протяжении жизненных этапов.
Я-концепция – это динамическая система представлений о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Если немного проще, Я-концепция - это то, как человек себя видит, воспринимает свои способности и состоит из сочетания чувства собственного достоинства и самооценки. Существуют различные факторы, которые могут повлиять на неё, в том числе: возраст, сексуальная ориентация, пол и религия.
Самооценка относится к чувству собственной значимости или ценности, которую они придают себе. Существует ряд характеристик высокой и низкой самооценки.
• Характеристики высокой самооценки
Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.
Готов пробовать новые вещи в своей жизни.
Хорошо справляется под давлением.
Эмоционально стабилен и уверен.
Рад поделиться своими идеями и опытом.
• Характеристика низкой самооценки
Стыдно показать, что стыдно. Амплифицированный стыд: как вернуться в жизнь (часть 2) Токсический, «двойной стыд» является довольно сложным и неприятным переживанием, которое нас ослабляет, делает нас менее уверенными. А быть слабыми и неуверенными тоже может быть очень стыдно!
О завышенной самооценке Самодовольство (как высокомерие, необоснованно завышенная самооценка) – одно из проявлений нарциссических защит, бессознательное искажение реальности с целью компенсировать свою несостоятельность, свою никчемность, запрятанную глубоко внутрь ...
запитати психолога онлайнЧувствует себя бесполезным.
Неохота пробовать новые вещи.
Испытывает трудности в новых условиях.
Не ценят собственное мнение и чувствительны к мнению других.
Образ себя относится к тому, как человек видит себя как физически, так и умственно. Образ себя развивается с течением времени и зависит от опыта, с которым он столкнулся.
Существует ряд характеристик позитивного и негативного образа себя.
• Характеристики позитивного образа себя
Чувствует себя уверенно.
Сравнивает себя положительно с другими.
Доволен тем, как он выглядит и верит в свои способности.
Положительные отзывы от друзей и семьи о внешности и способностях.
• Характеристика негативного образа себя
Сомневается в собственных способностях.
Сравнивает себя отрицательно со сверстниками и изображениями в социальных сетях.
Болезненно реагирует на негативные отзывы от друзей и семьи о внешности или умственных способностях.
Факторы, влияющие на образ себя – это опыт раннего детства и социальные взаимодействия, например, родители, которые окружают ребенка атмосферой любви и принятия, могут помочь создать позитивный имидж. Жизненные события или роли: ребенок, являющийся капитаном футбольной команды, с большей вероятностью будет иметь положительное представление о себе, чем ребенок, которого издеваются в школе.
Как формируется самооценка в разные периоды жизни
Младенчество
На этом этапе у детей развивается чувство собственного достоинства и позитивная самооценка через безопасные привязанности со своими родителями. Это начинается с удовлетворения их основных потребностей.
Детство
Ребенок сталкивается с новыми задачами, он познает себя, проходит социализацию в детском саду. Если родители обучили навыкам решения проблем с раннего возраста, он ребенок чувствует себя уверенным, это приводит к формированию положительной самооценки.
После четырёх лет самооценка ребенка также развивается благодаря поддержке, которую они получают вне семьи. Это коллектив садика, школы, друзья со двора и тд. Дети, которые не получают такой опыт, могут развить низкую самооценку.
Подростковый возраст
Несколько факторов влияют на самооценку в подростковом возрасте. Они могут включать в себя ситуацию дома, в школе или в сочетании этих двух факторов. Также принятие или непринятие себя с изменениями внешности, которые происходят в период полового созревания.
Отношение сверстников может негативно отразиться на чувстве собственного достоинства молодого человека и повлиять на его отношение к себе. Это может быть усилено давлением с их стороны, использованием изображений в средствах массовой информации, социальных сетях и ростом киберзапугивания. Результатом может стать тревога и депрессия, а также к ощущению одиночества.
Совершеннолетие и далее
Самооценка продолжает развиваться в зрелом возрасте, и самооценка человека может возрастать благодаря достигнутым ими достижениям, что, в свою очередь, повышает самооценку. В зрелом возрасте человек развивает реальное понимание того, кем он является, и как более эффективно и с большей уверенностью справляться со сложными ситуациями.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях, в которых человек пытается сформулировать свою значимость. Для этого важно помнить следующие три момента:
1) сопоставлять образ реального Я с образом идеального Я, что формирует представление о том, каким человек хотел бы быть;
2) для формирования самооценки необходимо интериоризировать социальную реакцию на себя, то есть оценить себя так, как, по его мнению, его оценивают другие;
3) человек оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности и испытывает удовлетворение от того, что с наибольшим успехом «вписывается» в структуру общества.
На основе самовосприятия индивид выстраивает взаимоотношения с самим собой и другими людьми. Это влияет на возможность получать удовольствие от жизни, становиться успешным и счастливым.
Опубликовано 2019-12-16 в 21:53:25
Опубліковано на сайті 16-12-2019