Причины по которым не обращаются к психологам

почему люди не обращаются к психологуПрофессия психолога, особенно в нашей стране, окружена множеством мифов и стереотипов. К психологу, а тем более к психотерапевту, принято обращаться когда совсем никак невозможно без этого обойтись. Я попыталась узнать, по каким причинам люди не обращаются к специалисту, даже когда понимают, что не могут справиться сами со своими проблемами.

На нескольких интернет-форумах и сервисах был задан вопрос, на который ответило, в общей сложности, около 50 человек. Конечно, это нельзя назвать научным исследованием и результаты субъективны. Тем не менее, думаю, что специалистам будет интересно посмотреть на результаты и прочитать отдельные комментарии.

Итак, основные причины, по которым не обращаются к психологу, даже если есть такая потребность:

  • Жалко (или просто нет) денег (35 %)
  • Плохое впечатление от психологов, с которыми сталкивался, в том числе, школьными (22 %)
  • Не верю, что это поможет (17 %)
  • Не знаю, к кому обратиться (11 %)
  • Не пошел бы к чужому человеку, о котором ничего не знаю (7 %)
  • Психологи – все лузеры, учиться на психологов идут одни неудачники (4 %)
  • Стеснительность – не хочется раскрывать свои тайны (4 %)

Некоторые комментарии:

читайте также:

Все, что вы не знали об арт-терапии и хотели спросить -Что сейчас чувствуешь? - спрашиваю я клиентку. -Боль, обиду, разочарование, вину - не хватает слов, чтобы выразить все это. -Тогда не нужно сейчас слов, просто нарисуй эти чувства...

Хотите любви и отношений? Попробуйте для начала удержаться в 10 сессиях терапии! Здесь все из материала заказчика. Вы воспроизведете все то, как  обычно поступаете в отношениях в жизни - один в один, с разницей в том, что здесь можно об этом говорить и бережно прояснять, сек

  • «Я два раза обращалась, и два раза двоякое впечатление. – один раз какая-то непонятная тетка со мной беседовала, а во-второй – как будто я ей жить мешала.. Больше не пойду.. »
  • «я обращалась.все полный бред в душе каждого человека сидит «психолог».мы сами можем себе помпочь я потратила около 20тысяч на психотерапевтов,и никто не помог. Они прочитали книжки и пытаются нас вылечить.»
  • «у меня вообще зуб на психологов. сначала школьная психологиня своими тупыми тестами нанесла мне психологическую травму (не буду вдаваться в подробности, до сих пор больно и обидно). Потом в институте была психологиня, которая сама свой предмет не знала»
  • «В ВУЗе у меня было много предметов, которые вели практикующие психологи. Если честно – вот к ним бы я точно не пошла, они и правда все какие-то того… А те, у которых я была, тоже впечатление нехорошее произвели. Мне казалось, что они во многом не правы и им самим нужна помощь. Ну скажите, это нормально, если психолог утверждает: «Вся жизнь – это серое безрадостное существование, и только своим упорным тяжким трудом мы можем зарабатывать себе крупицы счастья»!?! Другого психолога кроме секса со мной вообще ничего не интересовало… Грустно.»
  • «Мне мешает обратиться к психологу личное знакомство с некоторыми психологами. Этото достаточно, чтобы сказать: "ну их нафик, я лучше сама".» 

Мне показалось интересным, что негативный опыт общения с «психологами» занимает одно из первых мест. Действительно, людей, утверждающих, что «по образованию они психологи» или просто «психологов по жизни» немало, и они всегда готовы давать «профессиональные» советы. Особо была упомянута категория школьных психологов – вполне возможно, далеко не всегда имеющих хорошую профессиональную подготовку и опыт работы. Это заставляет задуматься: работа не всегда опытных и грамотных людей на должности школьного психолога может послужить своеобразной «прививкой» для теперешних подростков и отбить желание обращаться к специалистам в будущем.

Зато объяснение «не знаю к кому обратиться» свидетельствует о том, что психологам есть над чем поработать в отношении маркетинга и презентации своих услуг. опрос о выборе ниши для психологов и психотерапевтов часто оказывается одним из самых болезненных, он вызывает немало возражений и споров. Специалисту гораздо легче представиться «гештальт-терапевтом», «экзистенциальным терапевтом» и так далее, раз он прошел обучение в той или иной модальности. Однако клиенту совсем не так просто разобраться в направлениях психотерапии и его главный вопрос «Работает ли этот специалист с такими как я?».

Действительно, современный мир становится все более и более специализированным. Это раньше сода была универсальным чистящим средством, а хозяйственное мыло годилось и для стирки и для уборки. Сейчас все не так просто. И крупные и маленькие компании понимают, что успехзависит от правильного выбора рыночной ниши . Поэтому в телевизионной рекламе вы узнаете о том, что бывает разный шампунь для светлых и для темных волос, для прямых и вьющихся, для окрашенных и секущихся (хотя лично у меня есть подозрение, что шампуни в разных упаковках не так уж и сильно отличаются). Если вы собираетесь мыть окна, то приобретете в магазине моющее средство для окон, а не для пола или ковров. Такова сегодняшняя реальность. Это не значит, что представляться универсальным специалистом абсолютно невозможно – но это намного менее эффективно. Фраза «Я работаю со всеми» просто-напросто не работает! Выбрав определенную рыночную нишу вы существенно облегчите себе задачу.

Важно понимать, что ниша – это совсем не то же самое, что профессия или специализация. Основной вопрос, на который предстоит ответить это «с кем я работаю?» или «кому я помогаю?». Не бойтесь, если ниша покажется вам слишком узкой – чем более четко вы понимаете для кого вы работаете, тем проще вам будет сформулировать свое предложение, описать свои услуги и объяснить чем вы можете помочь. Даже размышляя над тем, как написать статью, вы увидите, что писать для определенной целевой аудитории намного проще, чем создавать «психологическую статью вообще». И вместо того, чтобы в муках рождать миллионную по счету статью на тему «что такое депрессия» вы с легкостью напишете полезный текст для человека, недавно приехавшего на работу в большой город. Или, может быть, дадите пищу для размышлений родителям, которые после того, как их дети создали свои семьи, впервые за много лет опять остались вдвоем.

Рыночных ниш в психологии намного больше, чем кажется. Однако при выборе ниши ни в коем случае не стоит руководствоваться соображениями вроде «здесь можно больше заработать». Если вы не будете заниматься именно тем, к чему у вас лежит душа, и что у вас действительно хорошо получается, толку будет мало. Зато если ниша выбрана именно «ваша», выгоду получат все: и вы и ваши клиент.

У Психолога » Работа с психологом, психотерапевтом » Причины по которым не обращаются к психологам
психолог

Оценка публикации
понравилось: 3 из 3 оценивших
  нравится публикация?  

Нравится 3 из 3. Оценочная шкала: от 0 до 3

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии psiholog-psihoterapevt Размышления «о принятии решения потенциальными клиентом о походе к психологу».

Хочется, что бы Вы, если уж решились на то, чтобы поменять что-то в своей жизни с помощью психолога / психотерапевта, не оставались потом с разочарованием. Выбирайте своего специалиста сознательно, это ВАЖНО.

статья по психологии psiholog-psihoterapevt Как вырваться из родовых запретов и стать успешной женщиной?

Ира была замужем, двое детей  и 10 лет семейной жизни за плечами. Муж пропадал на заработках заграницей, а сама Ира работала частным предпринимателем в сфере услуг.         Личная работа началась с запроса про отношения с мамой – горькие, конфликтные

Все публикации раздела Работа с психологом, психотерапевтом >>

 
Комментарии к "Причины по которым не обращаются к психологам"

Комментариев: 7.

Спасибо, Ирина.
Очень познавательная и интересная статья.
Мне очень понравилось про узкую нишу - это в точку.

Ирина, отличная статья, и замечательное исследование! Спасибо! По своему опыту организации психологической студии для женщин, уже с первых шагов вопрос возник: для кого конкретная группа, конкретное занятие, конкретный тренинг. Возраст, социальный статус, общность проблематики.. Хотелось работать с женщинами, но обратной связью первой же группы выявилась необходимость специализировать и фокусироваться (и действительно чем уже, тем эффективней работа), если не проблематику, то целевую аудиторию. "Со всеми и обо всём" получаются просветительские ликбезы, и это в лучшем случае. Практическая же работа предусматривает фокус на нише, а это и есть выбор тематики на которой фокусируешься (с чем работаешь), или клиент-центрированый фокус (с кем работаешь). Вероятно, к этому приходишь с опытом, поскольку, чтобы понять с кем и с чем ты можешь работать наиболее эффективно, иной раз надо пробовать и пробовать. Молодые психологи многие проходят через путь "берусь за всё и всех", а потом уже определяются с кругом вопросов и клиентов, и дальше уже развиваются и нарабатывают профессионализм и квалификацию, зарабатывают репутацию именно в этой выбранной нише.
В городе, где я живу, обращаются к психологам вообще редко. А если за сеанс психологу ещё и платить нужно - то будешь ждать клиента годами. Ни реклама, ни ниша тебе не помогут. Заплатишь аренду, налоги и будешь думать своей нише в гордом одиночестве.

Бесплатная рассылка интересностей!

))) Marchyc, а не поработать ли Вас с коучером профессиональной деятельности??В нише надо себя последовательно позициионировать, а не "думать" о ней. Маркетинг и менеджмент своей деятельности - это не пассивно ждать клиента в кабинете как в засаде, оплачивая налоги и оренду. А реклама - это активное и регулярное заявление о себе своей целевой аудитории, с которой Вам хотелось бы работать. Выходите в люди, это раз. И второе - поработайте над своим продвижением на рынке услуг с профессиональным коучером. Если Вас, конечно, как и остальных граждан Вашего города, не смущает, что - коучу (то есть психологу, который специализируется на коучинге профессиональной деятельности) надо платить за его работу на Ваше благосостояние))

Спасибо автору! Отличная статья, которая вселяет надежду и дает понимание каким путем нужно идти.
Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr