В каком возрасте чаще всего люди могут переживать кризис?

В каком возрасте чаще всего люди могут переживать кризис?
Наша жизнь начинается с детства, и в детстве выделяют несколько важных этапов развития ребенка , то есть имеют место несколько возрастных кризисов.
Известный детский психолог Л.С. Выготский , говоря о развитии ребенка , выделяет стабильные и критические периоды . Для стабильных периодов характерно плавное , почти незаметное изменение ребенка . Кризисные же периоды , наоборот , характеризуются резкими , скачкообразными изменениями и переломами в личности ребенка . Можно сказать , что изменяются не отдельные его черты , а изменяется он весь, целиком . Итогом прохождения кризиса является появление основных возрастных новообразований - тех психических и социальных изменений , которые впервые возникают на данной ступени развития и определяют внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка .
Очень важно при кризисном периоде понимать, что происходит с ребенком. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным.
Выделяют следующие критические периоды детства :
Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.
• Кризис 1 года - этот кризис является переходным периодом между детством и ранним детством . Ребенок начинает активно ходить , ползать , происходит освоение окружающего пространства. Поскольку не все желания ребенка могут быть выполнимыми, ему часто приходится слышать слово «нельзя», которое может вызвать сильную эмоциональную реакцию , протест. В этом заключаются негативные проявления кризиса
Задача родителей в этот период - дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть терпеливыми и выдержанными , а самое главное последовательными - постараться исключить ситуации , когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д.
Основным новообразованием является детская или автономная речь. Этот язык отличается от взрослого по звучанию и по смыслу и часто бывает понятен только близким людям, находящихся с ребенком постоянно.
• Кризис 3 лет - считается одним из самых тяжелых и переломных моментов в жизни ребенка. Связан с ростом самостоятельности и активности ребенка. Так же, как и в случае с кризисом 1 года , многое зависит от терпимости и гибкости родителей. Если отношения с ребенком не складываются, инициатива не поощряется, ребенку не дается достаточно самостоятельности, которую он требует, тогда появляются непосредственно кризисные проявления.
Кризисными проявлениями могут быть:
• негативизм - ребенок не делает что-то потому , что его об этом попросили , особенно взрослые.
Через рік - до школи? Пора готуватися! Коли проходить «гаряча» пора зарахування дітей до шкіл, багатьох батьків хвилює питання шкільного тестування майбутніх першокласників. Дитині запропонують пройти тест для визначення рівня розвитку дрібної моторики руки
Критерии взрослости и ответственности?
запитати психолога онлайн• упрямство - реакция ребенка , который настаивает на чем-то не потому , что ему этого очень хочется , а потому , что он сам об этом сказал взрослым и требует , чтобы с его мнением считались.
• строптивость . Она направлена против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений и против принятых в семье норм воспитания .
Также может происходить обесценивание того, что раньше было привычно и дорого ребенк. Проявляется тенденция к самостоятельности, выражению своего мнения.
Итогом кризиса 3 лет является то , что ребенок учится самостоятельно действовать , может манипулировать с предметами , также происходит овладение речью - ребенок начинает активно говорить и понимать то, что ему говорят.
На данном возрастном этапе очень важна поддержка взрослого , ребенка нужно хвалить за его достижения , а также очень мягко указывать на недостатки , так как в этом возрасте ребенок очень остро реагирует на критику .
• Кризис 7 лет - это кризис связан с поступлением в школу , изменением роли ребенка , а также изменением основной деятельности - вместо игровой - основной деятельностью для него становится учебная .
Меняются авторитетные фигуры : если раньше отец был для ребенка авторитетным фигурой , то теперь появляется еще и учитель , мнение которого порой даже важнее , чем мнение родителей .
Основными новообразованиями кризиса 7 лет является появление самолюбия и самооценки, зачастую неадекватной.
Самооценка ребенка зависит от его достижений или неудач в школьной жизни и может быть либо завышенной , либо заниженной . Это связано с формированием комплекса переживаний неуспеха , или собственной значимости.
В этот период ребенок начинает чувствовать неизвестные ему доселе эмоции и переживания , у него появляются новые цели и желания . Также происходит потеря детской непосредственности - ребенок размышляет , прежде чем действовать , может скрывать свои переживания , старается не показывать их другим .
• Подростковый кризис ( 11 -15лет ) - также как и кризис 3 лет , подростковый возраст является переломным моментом в жизни ребенка . В это время с ним происходит много изменений - физиологические (меняются пропорции тела , происходят эндокринные изменения , появляются вторичные половые признаки , могут возникать трудности в функционировании сердца и легких и как следствие - перепады настроения), эмоциональные и т.д.
В этом возрасте могут меняться авторитеты , если раньше авторитет для ребенка родители и учителя , то в подростковом возрасте очень важными становятся сверстники , а общение с ними становится основной деятельностью . Ребенок может неадекватно воспринимать свое тело и те изменения , которые с ним происходят , и очень придирчиво к ним относиться .
Основными достижениями и новообразованиями подросткового кризиса является появление рефлексии на себя и формируется мировоззрение .
Для подростка очень важна поддержка близких родственников , отсутствие критики, ободрение, стоит чаще подчеркивать его успехи .
Кризисы бывают не только в детском развитии . Они происходят и со взрослыми людьми . Кризисы помогают нам расти и развиваться , лучше узнавать себя , свои возможности и особенности .
• Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает на рубеже привычного школьной жизни и новой взрослой жизни . Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни .
Для тех , кто тяжело переживает кризис 17 лет , характерны различные страхи . Ответственность перед собой и своими родными за выбор который будет сделан , реальные достижения в это время - уже большой груз . К этому добавляется страх перед новой жизнью , перед возможностью ошибки , перед неудачей при поступлении в вуз , у юношей может быть страх перед армией .Высокая тревожность и на этом фоне и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций , таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами , головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита , нейродермита или другого хронического заболевания.
Резкое изменение образа жизни , включение в новые виды деятельности , общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность . В этот период новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.
Помогают адаптироваться в основном два фактора : поддержка семьи и уверенность в себе, сабственное чувство компетентности .
В этом периоде важно иметь направленность в будущее . В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем.
Известно , что появляется связанный с этим юношеский максимализм в оценках , страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
• Кризис 30-40 лет. Примерно в возрасте 30 лет , иногда несколько позже , большинство людей переживают кризисное состояние . Оно выражается в изменении представлений о своей жизни , иногда в полной потере интереса к тому, что раньше было в ней главным , в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни .
Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит « переоценка ценностей» и « пересмотр собственной Личности » , то речь идет о том , что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если жизненный путь выбран верно , то привязанность к определенной деятельности , определенному укладу жизни , определенным ценностям и ориентациям не ограничивает , а, наоборот , развивает личность.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни . Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования . Эти поиски , как и весь кризис в целом , знаменуют переход от молодости к зрелости .
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один , « внеплановый » кризис , приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни , а возникающий внутри данного периода .
Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда , когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем .
Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью , кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений . Потеря некоторых близких людей , потеря очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей , ежедневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений . И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает , семья может распасться .
В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел , вырабатывать новую "Я- концепцию » . С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, до смены профессии и создания новой семьи.
• Кризис ухода на пенсию (55-60 лет) - происходит очень много изменений в жизни и негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни , нередко это сочетается с острым чувством противоречия между сохраняющейся работоспособностью , возможностью принести пользу и их невостребованностью .
Человек оказывается как бы в стороне от жизни и без его текущей деятельной и участия в общей жизни . Снижение своего социального статуса , потеря привычного жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния , а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти .
Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем , что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение - внуки , что особенно болезненно отражается на женщинах , посвятивших себя в основном семье .
Уход на пенсию , нередко совпадает с ускорением биологического старения, часто связано с ухудшением материального положения , иногда более уединенный образ жизни . Кроме того , кризис может осложниться смертью супруга (супруги) , потерей некоторых близких друзей.
Считается, что кризисы преследуют человека на протяжении всей его жизни и являются такими своеобразными экзаменами на взрослость.
Форма , длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека , социальных условий и особенностей воспитания в семье . Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и изменение его статуса по отношению , как к обществу , так и к самому себе.
Самое главное в этот период научиться воспринимать себя нового , с позитивной точки зрения и именно это поможет преодолеть психологические трудности любого возрастного кризиса .
Опубліковано на сайті 09-09-2009