Адаптация к школе
Вопрос об адаптации к школе встаёт перед родителями и учителями в первые же месяцы после начала учебного года. Сам термин «адаптация» подразумевает способность адекватно приспособиться к совершенно новым, непривычным для ребёнка условиям и требованиям.
Адаптационный период длится в течение всего первого полугодия, и начинается на этапе подготовки ребёнка к школе. Он совершенно не тождественен обученности малыша, то есть основными его составляющими являются не только умения читать, писать и считать. На самом деле предпосылки успешной адаптации будущего первоклассника включают в себя намного больше компонентов - интеллектуальных, социальных, физиологических и психологических:
- правильно, без спешки и амбиций принятое решение о возрасте поступления в 1 класс;
- адекватно подобранная школа, учитывающая способности и интересы ребёнка;
- положительные результаты тестирования, подтверждающие психологическую готовность ребёнка к школе;
- хорошее физическое состояние, позволяющее выдерживать учебные нагрузки;
- поддержка всех членов семьи, здоровый стиль воспитания без физического и морального насилия, психологического давления, запугивания либо гиперопеки.
Отдельно необходимо выделить наличие у ребёнка основных навыков и умений, необходимых для комфортного пребывания в классе и эффективного усвоения знаний:
- сформированный познавательный интерес: ребёнок с удовольствием узнаёт новое, проявляет инициативу, ему нравится получать знания без уговоров и принуждения;
- понимание важности новой социальной роли – «ученик», её обязательности, значимости для него лично, для семьи, для общества в целом;
- умение самостоятельно работать над заданиями, причём не только над теми, которые вызвали интерес и просты в исполнении;
- способность согласовывать собственные желания и эмоции с требованиями педагогов и школьных работников;
- умение налаживать контакт с другими детьми, достигать компромиссов в спорных ситуациях, причём вне зависимости от личных симпатий (адекватно общаться со всеми одноклассниками, а не только с теми, кто понравился);
- самостоятельность в бытовых навыках (собрать вещи, переодеться на уроке физкультуры и т.д.)
Немаловажным является также и физиологический аспект начала обучения в школьном коллективе, для чего ребёнку необходимо иметь:
- достаточно крепкий иммунитет (т.к. иммунитет формируется благодаря опыту преодоления подобных ситуаций, желательным было бы пребывание в коллективе детского сада или школы раннего развития хотя бы в последний предшкольный год);
- сформированный распорядок дня, заблаговременно подстроенный родителями под расписание учёбы, чтобы ранние подъёмы с 1 сентября не стали для малыша ломкой привычного графика;
- соответствие физиологического возраста началу обучения: память, внимание, уровень развития речевых навыков и мелкой моторики (кисти и пальчиков) должны позволять справиться с учебными задачами.
Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.
Как понять, адаптировался ли ученик к процессу школьного обучения, или же нет, по внешним признакам? Ответы на простые вопросы позволят педагогам и родителям понять, как на самом деле обстоят дела:
- С желанием ли идёт ребёнок в школу каждый день?
- Рассказывает ли родным об удачах и неудачах, о том интересном и новом, что он узнал, о различных ситуациях в классе?
- Говорит ли с позитивом и уважением об учителе – или напротив, педагог вызывает у ребёнка страх, неприятие или стремление избежать этой темы?
- Не изменилось ли его поведение дома кардинально, несвойственно привычному стилю поведения (не стал ли он внезапно слишком тихим и робким, зажатым – либо, напротив, расторможенным, агрессивным)?
- Усваивает ли ребёнок программу, может ли пересказать своими словами содержание урока или учебного дня, понимает ли классные и домашние задания?
- Способен ли справиться с домашней работой полностью или частично самостоятельно, не требуя от взрослых делать задания за него?
- Появились ли у ребёнка друзья в школьном коллективе спустя хотя бы 1-2 месяца обучения, может ли он назвать по именам хотя бы половину одноклассников?
- Не появились ли у ребёнка внезапно или спустя несколько недель\месяцев нарушения состояния здоровья (повышенная утомляемость, нарушения сна, аппетита и т.д.) или психосоматические заболевания (аллергия, боли в желудке и тошнота по утрам, головные боли, энурез и т.д.)?
Отенеситесь к ребёнку на данном этапе максимально внимательно и доброжелательно, ведь сейчас решается, насколько успешным учеником он будет все последующие годы в школе, а возможно и больше - насколько успешным и уверенным в себе человеком он станет, когда вырастет.
Если вам необходима помощь и поддержка, консультирование или дополнительная инфомация, буду рада помочь родителям и педагогам.
С уважением, Наталья Царенко.
Опубліковано на сайті 15-08-2017