Что такое душа?
Уважаемые психологи и посетители сайта!
По определению, психология - наука о душе. Но не в одном учебнике или монографии вы не найдёте не только определения души с точки зрения науки психология, но и вообще ни одного определения. Не говоря уже об описании того, из чего душа состоит и как эти части между собой взаимодействуют))) Наука, не определившая предмет своего изучения - не то что не наука, это просто абсурд, не так ли? Практический вывод простой - или дать определение души или всем психологам из разряда образованных и учёных людей перейти в знахари и бесплатные советчики. Итак - что такое душа?
Вопрос от: ; Возраст: 31
консультация психолога
Cons,
по определению психология отнюдь не наука о душе!
просто само слово "психология", введенное, кстати, в 15 веке, создано из греческих "псюхе" - душа и "логос" - наука, знание.
В средние века это название науки соответствовало содержанию, и психология была наукой о душе, частью философии.
Современная наука психология отказалась от понятия "душа" согласно бритве Оккама. Это понятие оказалось излишним.
Ожно из научных определений психологии - "наука о психике". А психика - "деятельность мозга, которая регулирует поведение".
Психология изчуает психические явления (процессы, свойства, состояния).
А слово, обозначающии науку, совершенно не обязательно определяет ее предмет. Например, "экология" - отнюдь не "наука о жилище", а наименование науки "химия" вообще неясно откуда взялось.

психолог онлайн
Я отвечу вам, Cons(ультант?:), на ваш вопрос, но только после того, как вы сами мне ответите (или проконсультируете - как вам будет угодно:) что такое "время" или "вечность" или "бесконечность" - ведь "душа" - того же порядка, что и вышеназванные понятия, существующие в таких науках как математика и философия - но вы же не осмелитесь оспорить научность этих областей человеческого знания?:)
Но мне кажется, что гораздо интересней для нас как специалистов, а для вас это было бы просто полезней для вашей души:) разобрать, что же побудило вас задать этот вопрос:
- бескорыстное желание помочь психологам и психологии как науке?
- желание самоутвердиться за чужой счёт, так как по-другому почему-то не получается, а комплексов много?
- навязчивая мысль отомстить за что-либо (например, за неудачный визит к психологу или за то, что тот или та с кем вы встречались или жили в браке посещали психолога и это принесло вам некие неудобства - расстались, труднее стало манипулировать и пр.)?
- что-то другое?
"Зри в корень" - писал Козьма Прутков...
консультация психолога
Нам тежело верить в то,что ми на самом деле не видем!!!
Некоторем людять проще верить в помощь психиатров(так как проходять курс лечения химическими припаратами)так как человек верить в то что видеть(тежелие повереть в себя)поетому столько не уверених в себе людей...к чему же я веду...
Ваш вапрос ну очень пустой и покажеваеть вашу не опитность...Как ето наука про душу?что ето такое.....и каждий по разному понимает все таки!!!!
Хочу вам немножко обяснить и разкрить глаза что психология ето вовсе не наука про душу,а ето наука каторая изучаеть наше повидение,мисли,чуства,емоция и в какой то мере и деятельность мозга...Душа внутри вас и вы сами ее изучаете...и ето будет вам науком!!!!Не надо уважаемый путать совсем разние вещи!!!!
психолог онлайн
Здравствуйте, уважаемый пользователь
Скажите, как именно поможет вам определение понятия "душа"? Если это действительно вам важно, ищите ответ в философской, духовной, религиозной, эзотерической плоскости. Если в психологическом смысле, думаю, душа живет там, где вы чувствуете любовь, боль, радость, обиду, злость, словом, там, где есть ваши чувства.Но создается впечатление, что вы заведомо задаете вопрос, на который нет ответа (или на который есть тысячи ответов), чтобы уличить специалистов в некомпетентности. Ок, это ваше право, но зачем???
С искренним удивлением
Дополнение от автора
Уважаемый Мирослав!
Экология всё же наука о доме, о том, как содержать в разумной чистоте наши жилища, селенья и всю Землю, которая, по большому счёту, пока наш единственный дом во Вселенной)))
Позволю себе не согласиться и с некоторыми Вашими другими утверждениями))
Если психика - "деятельность мозга, которая регулирует поведение", то тогда можете заметить, что психика отключена во время сна полностью, а во время бодрствования, по данным исследований последних 20-30 лет - на 90-80% тоже отключена, даже многие жизненно важные решения принимаются человеком на уровне бессознательном (почитайте, например, материалы исследований группы Татьяны Черниговской, впрочем и без этих исследований, Вы, как психолог, наверное замечали, что большинство людей в поведении руководствуется инстинктпми и условными рефлексами и если их деятельность регулируется мозгом - то это обычно чужой мозг)))))
Если принять Ваше одно из научных определений психологии, то тогда закономерно возникает вопрос - из чего, из каких частей состоит психимка и как они в норме взаимодействуют? Попробуйте ответить, хотя бы для себя, на этот вопрос))))
Дополнение от автора
Уважаемый Павел Леонидович!
Попробуем последовать совету нашего общего друга и вместе позрить во всё это сплетение корней)) Cons – это просто первый четыре буквы моего имени (Константин)
Сразу замечу, что первые три Ваши вопроса несколько некорректы, поскольку я себя здесь как физик, математик или философ-специалист не позиционировал. Но всё-таки попробую дать на них свой ответ. Время – это последовательность непрерывно изменяющихся состояний Вселенной, соотносимая к частным последовательностям изменения. Вечность и бесконечность – это 2 из основных свойств Вселенной. Под Вечностью понимается такое время, которое нельзя соотнести с частными последовательностями изменений, а под бесконечностью понимается линейная несоизмеримость Вселенной с имеющимися у нас (в том числе и в воображении) эталонами длины (частных объектов, расположенных в линейном порядке)
Вернёмся к нашим баранам, как говорил один мой друг. Порядок души несколько иной, чем у вышеперечисленных категорий. Свидетельств и показаний этому множество, самое простейшее – время, бесконечность и вечность существуют в единственном числе, а душ – миллиарды, не считая души усопших, будущих поколений и животных)))) Чуть сложнее доказательство – душа уничтожима, а три вышеперечисленные категории – нет. Ещё сложнее – 3 категории универсальны, а душа – сугубо индивидуальна, ну и так далее, так что порядок у души совсем иной)))
Бескорыстное желание помочь психологам и психологии как науке – наиболее близко подходит к искреннему ответу на Ваш второй вопрос)))
Так, что же там у нас всё-таки с душой? Какое определение Вы можете дать этому понятию?
Дополнение от автора
Уважаемая Ульяна Романовна!
Кажущаяся пустота моего вопроса, мне кажется, свидетельствует не столько о моей неопытности, сколько о том, что этим вопросом никто толком не занимался)))) Раскрыв глаза после Вашего объяснения, я понял, что «что психология ето вовсе не наука про душу,а ето наука каторая изучаеть наше повидение,мисли,чуства,емоция и в какой то мере и деятельность мозга...». Но, если всё перечисленное Вами и изучаемое психологией – это не душа, то что тогда на долю души остаётся? Получается, что остаётся интеллект и инстинкты, их вроде по Вашему определению психология не изучает. Я Вас правильно понял?
Дополнение от автора
Уважаемая Алина, Иосифовна!
Искренне рад, что невольно заставил Вас удивиться))) Поскольку я задал вопрос психологам, естественно ответ интересует меня в психологическом смысле))) Расстроило то, что Вы считаете мой вопрос бессмысленным (таков, увы, любой вопрос, «на который нет ответа (или на который есть тысячи ответов)». Но ещё больше расстроило то, что Вы видите во мне то ли какого-то мелкого интригана, то ли обиженного, который тратит своё время на то, чтобы досадить специалистам-психологам, отвлекая их от важных дел. Может быть, эти строки помогут Вам взглянуть на мой виртуальный образ и на заданный мною вопрос в более истинном свете?))
Душа рождается живой. Сильней травы под стылыми снегами, сильней, чем звёзд бушующее пламя, сильней, чем золото, чем сталь, алмаз и камень, душа рождается живой. Её родит любовь, свет разума и душ других тепло. И пусть не видно звёзд, пусть бесконечна ночь, и одинок костёр под вечными снегами и ветрами – не одинок мой дом, коль в нём живёт любви негаснущее пламя. Бесстрашная и нежная любовь, её лишь ранит боль, и только капли лжи её уносят жизнь. Но жизнь сильнее лжи, и вновь жива любовь. Душа рождается живой…
С уважением. Искренне Ваш, Константин Ковалёв
психолог онлайн
Cтроки очень красивые. А я вовсе не считаю ваш поиск бессмысленным, нет - совсем наоборот. А что до неправильного восприятия вашего образа - так вот сама форма, в которой вы подаете свой вопрос и пишете: "Практический вывод простой - или дать определение души или всем психологам из разряда образованных и учёных людей перейти в знахари и бесплатные советчики" - сама форма выглядит агрессивной и немного обидной, согласитесь:))
Ну вот, кажется поняли друг друга.
С уважением
Дополнение от автора
Уважаемая Алина Иосифовна!
Согласиться с Вами не могу, никакой агрессивности в моём вопросе не было, просто лёгкая ирония по весьма печальному факту))) Представьте, например, шахтёра, не могущего дать определение угля или пекаря или гильдию сапожников, которые не знают, чем они занимаются)) Я полагаю, что картинка была б однозначная и для этих мпециалистов и для общества и все бы очень быстро пришли к нужным выводам))) или бы определились в предмете своего труда или сменили бы профессию)))
Итак, всё ж таки, на Ваш профессиональный взгляд психолога - что такое душа?))
консультация психолога
Вам нет необходимости соглашаться или не тсо мной. Просто почитайте учебник.
Психика никогда не отключается. Отключается сознание. Бессознательное, рефлексы и проч. - тоже часть психики.
Попытка разложить психоку на составляющие и определить ее была сделана в конце 19-начале 20 веков Вундтом и Титченером. Сейчас подобные теории имеют исорический интерес.
Ваш вопрос о душе считаю бессмысленным, так психологи душой не занимаются. Переадресуйте богословам или представителям определеннх философских школ.
Дополнение от автора
Уважаемый Мирослав!
Ваш последний ответ и совет по поводу переадресации вопроса о душе считаю пораженческим))) Следуя Вашей логике и психикой ныне уже никто не занимается, разве что для удовлетворения частных «исторических интересов». Что ж тогда остаётся психологам?))) Кстати, соглашаться или нет со мной – это не мой, а Ваш удел, поскольку тему о сознательном и бессознательном в виде подсказки к основной теме беседы вскользь упомянул я, а не Вы, причём в беседе с другим психологом, а не с Вами))))
Однако у Вас не всё так печально. Вынужден Вас обрадовать. Вы выдвинуты кандидатом на присвоение звания почётного гражданина Телль-Авива, Биробиджана и Одессы. Почему? Потому что, как говорится в одном старом анекдоте, еврей обычно отвечает вопросом на вопрос. А Вы умудрились в ответ на мой простой вопрос о душе, выдвинуть в ответ целых девять, причём с использованием всех основных приёмов софистики))) Изворотливость ума – штука, конечно хорошая, но в данном случае она свидетельствует об элементарной лени и нежелании подумать над простым вопросом. Боюсь, что у Вас это уже стало привычкой или даже, перейдя в область бессознательного, своего рода поведенческим инстинктом))) А посему я освобождаю Вас от дальнейшей дискуссии по этому вопросу. Занимайтесь тем, что Вам по силам и чего требует Ваш меркантильный интерес к жизни.
консультация психолога
Антисемитизм - серьезный аргумент в споре. На этом всякую переписку с тобой, расист, заканчиваю.
Дополнение от автора
Уважаемый, Мирослав!
Вы несколько неправильно расставляете акценты))) Пкреписку с Вами прекратил я, отстранив Вас от обсуждения темы, причём не из-за принадлежности Вас к евреям по крови, о которой я даже не думал, а по причине наличия в Вас тех не лучших качеств сознания и души, которые в анекдотической форме общественное сознание приписывает "евреям по духу", то есть ленивым особям, которые пытаются изворотливостью заменить все остальные качества ума и его работу и выглядеть лучше, чем они есть))))
психолог онлайн
Извините, что долго не отвечал - было не до вашего вопроса, т.к. более важные обращения требовали моего участия в первую очередь.
Ну что ж, Константин, как физик, математик или философ-специалист вы себя не позиционировали, это точно. Зато осмеливаетесь позиционировать себя как друга Козьмы Пруткова! Да ещё меня к этому подмешиваете... Нехорошо. Схоластическими передёргиваниями попахивает. Небось Сергея Поварнина "О теории и практике спора" начитались и решили попрактиковаться на подменах: "произвольные доводы", "мнимые доказательства", софизмы и пр. Уверен, что истина вас интересует так же мало, как и польза от всей этой дискуссии для психологии.
Здесь для вас интерес в другом. САМОУТВЕРДИТЬСЯ И ВОЗВЫСИТЬСЯ. Банальная гордыня:(.
Как издевательства над другими выглядят также ваши ПОДЧЁРКНУТЫЕ обращения "Уважаемый" и определения "Ваш профессиональный взгляд", "искренне ваш" и пр.
А самое смешное, это то, что вы ведь НИКОГДА не признаете того, что я написал. Но НЕ потому, что это неправда, а потому, что признать свои комплексы, ошибки и промахи для вас равносильно ПОРАЖЕНИЮ или ПРОИГРЫШУ. А этого допустить вы не можете, ведь тогда теряется весь смысл жизни: выигрывать любой ценой! Иначе конец всему и вы - никто и ничто. Существо слабое, ничтожное и ни к чему не годное.
Тяжело же и безрадостно было ваше детство и отношения с родителями, если вот так вот ...
Сочувствую.
Вы пишете: «Порядок души несколько иной, чем у вышеперечисленных категорий», осмелюсь спросить: а откуда вам ведомо сие? Аппелируете к количественному показателю: "время, бесконечность и вечность существуют в единственном числе, а душ – миллиарды". А не кажется ли вам смешным, например, время, состоящее из бесконечного и невообразимого количества разумеется условных, но тем не менее тысячелетий, столетий, лет, дней, часов, минут, секунд, мгновений и т.д. считать единственным числом лишь по грамматическому анализу слова?:)))
Да и понимать различие природ вышеперчисленных категорий и души лишь по количественному показателю ("душ - миллиарды") - это вершина софистики. Можете собой гордиться: вы достигли вершины в этом искусстве. Вопрос: сделает ли это вас счастливым?, остаётся открытым.
Ещё софизм: "Чуть сложнее доказательство – душа уничтожима, а три вышеперечисленные категории – нет". А это с чего вы взяли? С какой-такой стати вы осмеливаетесь утверждать смертность души? Вы уже однажды умерли душой и воскресли? Или у вас было видение? Наглость в утверждениях потрясает. Просто хрестоматийный образец для студентов. За это вам искреннее спасибо. Помогли в обучении психологов на тему: что такое большое самомнение и как оно образуется из комплекса неполноценности, вызванного множественными психологическими травмами в детстве?
Тем более, вы ничего не можете знать и про неуничтожимость категорий времени, вечности и бесконечности. Не вы их создавали в своё время:)
И наконец, о главном. О ДУШЕ. Пишу это не для вас, а ДЛЯ ТЕХ, КОМУ БУДЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСЕН ПРЕДМЕТ РАЗГОВОРА, А ИМЕННО ДУША.
Так вот.
ДУША - это "тот" внутри нас, кто думает, чувствует, ощущает, вспоминает и побуждает к действиям. Другими словами, это наше "Я". И ещё, это то, что помогает нам собирать, переосмысливать и осознавать весь тот жизненный опыт, который мы получаем в этой жизни. Ну а наши мысли, чувства, ощущения, интуиции, воспоминания и акты воли - это всего лишь инструменты души. ДУША – как некое высшее существо, заключённое в нашу телесную оболочку. Определять душу лишь набором инстинктов, влечений, чувств, мыслей и пр. считаю верхом вандализма и отсталости, «базаровщиной» (по имени персонажа в "Отцах и детях" Тургенева) в 21 веке. Пора бы уж как-то развиваться:)
Потому, за вопрос, Константин, искреннее спасибо.
P.S. Со стихами
"Душа рождается живой. Сильней травы под стылыми снегами, сильней, чем звёзд бушующее пламя, сильней, чем золото, чем сталь, алмаз и камень, душа рождается живой. Её родит любовь, свет разума и душ других тепло. И пусть не видно звёзд, пусть бесконечна ночь, и одинок костёр под вечными снегами и ветрами – не одинок мой дом, коль в нём живёт любви негаснущее пламя. Бесстрашная и нежная любовь, её лишь ранит боль, и только капли лжи её уносят жизнь. Но жизнь сильнее лжи, и вновь жива любовь. Душа рождается живой…"
согласен полностью - под каждым словом подпишусь. О живой душе можно почитать и на моём сайте (адрес на персональной страничке) в разделе "О душе".
Дополнение от автора
Уважаемый, Павел Леонидович!
Спасибо за ответ, и извиняться не стоило, и потому что дела есть дела, и ответ на этот вопрос требует некоторого времени для размышления)))
Сергея Поварнина, к сожалению, вовсе я не читал))), а К.Пруткова в друзья выбрал потому что нравятся мне его изречения, а мёртвых, как известно, волен себе в друзья выбирать любой, поскольку в дружбе они никому отказать не могут. Извините, что и Вас «автоматом» в эту категорию причислил, наверное, у меня неправильная установка, что ежели кто кого цитирует с лёту, то уважает и другом в душе считает)))
Оценка моей мотивации (всё то, что выделено Вами заглавными буквами) – неверная, поскольку комплексов не имею, принципиальных ошибок не совершаю, мелкие сразу исправляю без напряга и ущерба для кого бы то ни было, и издевательства над живыми существами (не говоря уже о людях) мне претят по натуре. И детство у меня было счастливое, и травм, психических и физических, к счастью не имел и в будущем не собираюсь)))) Вообще, если б не моя скромность, то по совокупности содеянного, как говорят юристом, меня вполне могли бы считать одним из самых выдающихся гуманистов нового времени)))))
Однако, вернёмся к нашему основному вопросу)))
«Тем более, вы ничего не можете знать и про неуничтожимость категорий времени, вечности и бесконечности. Не вы их создавали в своё время» - весьма слабый аргумент))) Каждый из нас имеет дело с миллионом вещей и обо всех имеет некоторую информацию, а во многих хорошо разбирается. Самый примитивный пример – все, не только я и Вы, знают, что авто, сигарета, сосиска, газета, просто бумага – уничтожимы, хотя не мы их создавали и, возможно, даже не мы их уничтожим)))
Вы немного не поняли сути времени, Павел Леонидович, и поэтому что-то пытаетесь выставить смешным. Я ничего не писал ни про перечисленные Вами единицы измерений, ни грамматического анализа для выяснения множественное или единственное число эта категория имеет, не делал))) Вчитайтесь ещё раз: Время – это последовательность непрерывно изменяющихся состояний Вселенной, соотносимая к частным последовательностям изменения. Ключевые слова для понимания определения (не знаю, изучают ли сейчас специалисты Вашего профиля психологию речи и языка?), ключевые слова – последовательность... состояний... изменения...
С чего я взял, что душа уничтожима ("Чуть сложнее доказательство") поясню, когда Вы усвоите первое, самое простейшее)) Тут ведь как? А очень просто – как в школе – пока арифметику не прошёл, алгебру и в руки брать не стоит)))
И наконец, о главном. О ДУШЕ. Пишу это И для вас, И ДЛЯ ТЕХ, КОМУ БУДЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСЕН ПРЕДМЕТ РАЗГОВОРА, А ИМЕННО ДУША.
«Так вот. Отвечает Павел Леонидович:
ДУША - это "тот" внутри нас, кто думает, чувствует, ощущает, вспоминает и побуждает к действиям. Другими словами, это наше "Я". И ещё, это то, что помогает нам собирать, переосмысливать и осознавать весь тот жизненный опыт, который мы получаем в этой жизни. Ну а наши мысли, чувства, ощущения, интуиции, воспоминания и акты воли - это всего лишь инструменты души. ДУША – как некое высшее существо, заключённое в нашу телесную оболочку. Определять душу лишь набором инстинктов, влечений, чувств, мыслей и пр. считаю верхом вандализма и отсталости, «базаровщиной» (по имени персонажа в "Отцах и детях" Тургенева) в 21 веке. Пора бы уж как-то развиваться»
А от лица читателей и от себя лично, поблагодарю Павла Леонидовича за долгожданный ответ «за всех здесь присутствующих психологов» и задам несколько закономерно вытекающих из этого ответа вопросов:
1. Если душа – «тот» кто внутри нас, то кто же тогда мы сами без него? Нехорошие ассоциации такой ответ навевает))) Люди с раздвоением личности? Биологические особи, носящие в себе «того»?
2. В какой момент времени появляется душа? При рождении, в момент слияния яйцеклетки со сперматозоидом, изначально существует в них? Или в какой-то другой момент времени?
3. Есть ли «тот» у животных? А у «детей-Маугли» душа есть? А у разных людей с серьёзными психическими отклонениями? И где вообще проходит эта граница в мире живого «душа есть-души нет»?
4. Вы не упомянули такие важные категории как интеллект и мораль. Где они – вне души или всё же внутри неё?
Надеюсь, может, и не на скорый, но на более-менее обстоятельный ответ))
Дополнение от автора
Вместо постскриптума: Термин «вандализм» употреблён Вами неудачно. Вандалами принято обзывать разрушителей цивилизации, то же и по «отсталости»: отсталость – это в общепринятом понимании невозможность пользоваться повседневно благами современной цивилизации. И «базаровщина» трактуется Вами весьма вольно, с большими отклонениями от классического понимания. «Базаровщина» в толковании Герцена и Писарева - явление историческое, вызванное историческим процессом разрушения прежнего уклада жизни и прежней идеологии соответственно (кстати, наиболее ярко она проявилась не в России, во Франции примерно за 100 лет до описанных Тургеневым в книге событий). Нам с Вами до «базаровщины» далеко – существующий общественный строй и идеология ещё долго будут господствовать, не разрушаясь особо))))
психолог онлайн
Вопросы других посетителей, на мой взгляд, были для них более актуальными, нежели ваш. А времени на ответ много не понадобилось – я специально не готовлюсь)))
Панибратство не выношу, Константин, потому в друзья классиков и не записываю. А здесь есть и элемент мании величия: Я и Прутков – каково!!!:))) Так что вам есть над чем задуматься. То, что вы не согласились со мной и не увидели своих проблем – для меня не удивительно, я этого и ожидал и даже описал почему. Не многим хватает мужества признать правду о себе. Потому и на консультации люди не очень спешат, только если уж припрёт слишком.
Кроме того, есть такой психологический приём: присоединение – это когда вначале «ну мы то с вами знаем…или мы с вами вместе или как вы: мы с вами друзья Пруткову», а затем проворачивается нужный аргумент. В итоге, человек расслабляется и проглатывает наживку. Ну вы-то это знаете:) – пишу это опять же не для вас, а ДЛЯ ТЕХ, КТО БУДЕТ ЭТО ЧИТАТЬ. Им это может пригодиться. В жизни манипуляторов с подвешенным языком хватает.
Сравнивать категории времени, вечности, бесконечности с «авто, сигаретой, сосиской, газетой, просто бумагой» в плане уничтожимости считаю верхом некорректности и передёргиванием. Но удивляться нечего, вы – мастер в этих приёмах:)
Слово «вандализм» я употребил в смысле дикости – т.е. такое понимание души – это уже позапрошлый век – середина или конец 19-го.
А отсталость, кроме материальной, бывает и умственная, если вы не знали))). И вообще, очень ловко умеете повернуть всё в свою сторону. Поварнина не читали, но видимо это в вас или врождённое или воспитанное родителями умение манипулировать и передёргивать.
Да и «базаровщину» вы понимаете несколько плоско, шаблонно, по-книжному или классически:) – в её историческом контексте, а не ПО СУТИ, как я и писал. Я имел в виду примитивный научный позитивизм – такое себе наукообразие, не имеющее к науке никакого отношения.
И о душе.
Никакого раздвоения нет. «Тот, кто внутри нас» - это высшее наше «Я», «Я» осознающее и мудрое. Душа есть у всех, у животных в том числе.
На подробную переписку, Константин, более не рассчитывайте. У меня нет на это достаточно времени.
Удачи!
Дополнение от автора
Уважаемый, Павел Леонидович!
ЛЮБОЙ вопрос всегда самый актуальный для ЛЮБОГО задающего его – это Вы, как психолог должны помнить ещё с первого курса))))
Я и Прутков – каково? Да никаково, ни для усопшего Пруткова, ни для меня, поскольку ещё Соломон озвучил достаточно простую истину, что живая собака лучше мёртвого льва – и тут без вариантов)))
Приёмы-приёмами (я, кстати, на используемых Вами так не заморочен и не озабочен, как Вы моими), но надеюсь, Вы всё же попробуйте ответить на последние 4 моих вопроса, закономерно следующих из Вашего сумбурного и многословного определения души)) Не именно для меня, а для себя попробуйте ответить и ДЛЯ ТЕХ, КТО БУДЕТ ЭТО ЧИТАТЬ, как Вы сами соизволили выделить))) А то нехорошо получится, демагогии и подковырок на грани провокации много у Вас в тексте, а прямые конкретные ответы как-то не видны – а это может отразиться на Вашей профрепутации)))
Когда хотят сказать «в смысле дикости», то вспоминают не племя вандалов, а термин «варвары», которым римляне именовали всех за пределами своей империи))) или просто говорят – дикость))) И про умственную отсталость (одну из её разновидностей) я Вас спросил в вопросе №3, а Вы даже и не заметили «в пылу» ответа без подготовки, и пытаетесь мне открыть глаза на этот «феномен»))))
Я не сравниваю вечность и т.д. с бумагой и т.п., просто Вы привели неверный аргумент, и я Вам на это указал))) из того, что если сам что-то не делал, не следует, что не знаешь об этом ничего))))
Насчёт, примитивного научного позитивизма))) Если хотите дать этому термину более короткое и ёмкое название, то примите лучше термин «Прометеевщина». Мифический Прометей был первым и очень характерным представителем этого течения-учения)) А СУТЬ непосредственно «базаровщины» не столько в научном позитивизме, сколько в революционном нигилизме. Внимательнее читайте первоисточники и классические комментарии к ним и аккуратнее используйте термины. Потому что, перефразируя ещё одного моего друга, мы – это то, что мы говорим))))
На подробную переписку, Павел Леонидович, не рассчитываю, и стандартной «отмазкой» «нет времени» Вы меня не удивили. Однако, надеюсь на прямые конкретные ответы по существу последних 4-х ответов. Более того, можете ещё раз попытаться ответить на первый вопрос, формально Вы на него ответили - «Тот, кто внутри нас» - это высшее наше «Я», «Я» осознающее и мудрое. Но тогда логически следует, что есть в нас и низшее «я» и возможно ещё и несколько промежуточных – а это уже свидетельство массового шизофренического расщепления личности на уровне целого вида)))) ответьте и на №2,3,4 поскольку Ваше – «Душа есть у всех, у животных в том числе» бездоказательно и закономерно вызывает вопросы – а почему бы тогда не быть душе у низших животных и у растений, поскольку всегда существуют промежуточные формы жизни, а дальше и до вопросов типа есть ли душа у молекулы жира или спирта докатиться недалеко)))) Так что попробуйте аргументировать свой постулат, а лучше последовательно ответе на вопросы 1-4, ВСЕМ БУДЕТ ПОНЯТНЕЕ)))))
психолог онлайн
Ну вот, наконец, вы проявили себя ещё честнее.
Тогда попробуем сформулировать ваш запрос, чтобы он был по-настоящему актуальным для вас? Например, предложу вам такой вариант: что мне сделать с моим уязвлённым самолюбием, чтобы оно не мешало мне жить? Или предложите свой вариант. Тогда, я не поленюсь и уделю вам достаточно внимания. А пока вы скрываете свои настоящие мотивы под вымышленной заботой о нуждах психологии - извините.
P.S. Да, кстати, под псевдонимом Козьма Прутков "скрывалось" трио писателей: Алексей Толстой и братья Жемчужниковы.
А история - это моё хобби. Племя вандалов, кстати, перед тем как подвергнуть разграблению Рим, проделало хитрый путь через Испанию (будущую разумеется) и Северную Африку. И только затем переправилось на Аппенининский полуостров. Это так. Для вашего развития и усмирения гордыни.
Дополнение от автора
Здравствуйте, уважаемый Павел Леонидович!
Я рад за Вас, что у Вас такое хорошее хобби. Надеюсь, что Ваша информация про Пруткова и аланов будет полезна читателям. А что касается моего развития, то Вы несколько забывчивы – я уже писал, что у меня всё в норме и детство было счастливое, что применительно к Вашему хобби означает, что всё, что Вы изложили, я в своё время прошёл в школе и даже много чего другого, до чего Вы в своём хобби ещё не дошли)))) Ваш маленький «исторический экскурс» напомнил мне один старый стишок)))
... Опять урок и вновь не впрок, тут впору застрелиться. Ну, ладно, Юленька – к доске. Скажи-ка нам девица, как жили люди в старину, чему могли учиться? – Там был сплошнейший мрак и жуть, напасти, зло и беды; коль утром ты остался жив – то высекут к обеду – Ну, полно, Юля, погоди, не надо мерехлюндий. Ты вот нам что сейчас скажи – бесстрашны были люди? – Молчит, потупив нежный взор к своим прекрасным ножкам – Учитель (в меру строг и зол) поможет ей немножко – Тебя мне, Юля, очень жаль. И двойку ставить жалко. Скажи, какие девы встарь прославились закалкой? – Молчит. Вдруг взором встрепенув, вскричала – Феминистки! Бросавшие в своих мужей ножи, котлы и миски. Они боролися за то, чтоб в доме было чисто...
Теперь учитель замолчал. А от последней парты подсказки голос прозвучал – конечно, девы Спарты – подсказку Юля приняла, но тут уж все заржали, услышав девичьи слова, что в классе прозвучали - Простите, девы с парты. Они на парте спали, бесстрашье закаляли...
Учитель был немолодой, медпункт там был закрытый. Лежит под каменной плитой, спартанкою убитый...
Пардоньте за это лирическое отступление, просто мне кажется, что скоро и меня судьба этого учителя постигнет... от общения с Вами))))
Вернёмся к теме))) Повторюсь ещё раз, Павел Леонидович – не надо пытаться уводить разговор в сторону от темы вопросами, к ней не относящимися. Тем более не надо пытаться провоцировать переводом общения на личные гипотетически нехорошие качества оппонента и собеседника. Это самый дешёвый приём, и я на это не «поведусь» Почему? Потому что, как говорил ещё один мой друг «не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств»))) И уделять мне много внимания не надо. Ответьте по существу 4-х моих вопросов в предпоследнем письме, и все будут довольны)))
Вместо постскриптума: Подумайте, как историк-хоббист, почему в мифе о Прометее орёл клевал ему именно печень? У человека есть много более болезненных мест, да и печень относительно неплохо прикрыта. Мог бы и лицо клевать или, пардон, гениталии. Почему именно печень?