Готовность и адаптация детей к школе

школа Статья направлена помочь родителям, педагогам и другим заинтересованным взрослым разобраться в вопросах готовности к школе и адаптации в школе, тем самым способствуя более благополучному развитию и обучению ребенка. Автор статьи как врач и школьный психолог много лет занимался вопросами оценки готовности детей к обучению в школе, специализированным отбором детей и профориентацией, помогал в адаптации.

Слово «адаптация» (adaptatio) латинское и буквально обозначает «приспособление». Этот биологический термин со временем вошел в психологию и другие гуманитарные науки. Наверное, правильнее говорить не о приспособлении организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, а о его соответствии этим условиям (в т.ч. и путем изменения среды), его жизнеспособности как отдельного организма, так и представителя своего вида. Когда же речь идет о человеке, то биологическое значение термина «адаптация» отходит на второй план. Конечно, организм человека нуждается в чистом воздухе и воде, в полноценном питании и сне, в комфортном климате и достаточном движении, в безопасных условиях существования и многих других необходимых биологических факторах. Но человек существо не только и не столько биологическое. К сожалению, отечественная наука и практика, особенно в столь важных для человеческой жизни областях как образование и здравоохранение, совсем не вспоминают о смысле человеческой жизни, не учат жить и ценить жизнь. Эта важнейшая задача целиком возложена на родителей по отношению к собственному ребенку, а также других родственников и всех неравнодушных людей, принимающих участие в воспитании детей.

Говоря об адаптации детей в первом и последующих классах общеобразовательной школы (самый сложный именно первый год обучения, а также сложными являются переходы ребенка в среднюю, а затем и в старшую школу), школьные психологи и педагоги совместно с врачами рассматривают вопросы готовности ребенка к школе и выделяют биологическую, учебную, социальную и психологическую адаптации как компоненты общего адаптационного процесса.

 

Готовность ребенка к школе определяется по комплексу показателей:

 

  1. биологическая зрелость (соответствие физического развития ребенка его возрасту: вес, рост, длина конечностей, смена молочных зубов на постоянные и др.) – с переходом в Украине (абсолютно необоснованным и однозначно вредным для детей) к обучению детей с 6 лет в школе этот базовый показатель является очень актуальным;
  2. психологическая зрелость (зрелость структур коры больших полушарий головного мозга, отвечающих за должное развитие таких высших психических функций как внимание, восприятие, мышление, память, без чего успешное обучение ребенка невозможно даже при наличии высокого природного интеллекта и навыков чтения, счета, письма) – об этом психологи судят косвенно, например, предлагая ребенку нарисовать взрослого человека (умение рисовать не играет никакой роли – важна сформированность представлений у ребенка о человеке: выделение в рисунке таких деталей как части лица, уши, компоненты одежды, относительно правильные пропорции тела);
  3. моторная готовность (развитие мелкой моторики кисти доминирующей руки, необходимое для письма): этот навык гораздо важнее других и на его развитие необходимо сделать упор в дошкольный период (а не на изучение иностранного языка в то время, когда еще не изучен родной); важно отметить, что большинство «леворуких» детей на самом деле являются праворукими или амбидекстрами (с примерно равнозначным развитием обоих полушарий головного мозга и соответственно обеих рук): леворукими они становятся по нерадению родителей и врачей (правая доминирующая рука может быть поражена в родах или позднее и ведущую роль берет на себя левая) или же по современной безумной моде развивать левую руку;
  4. развитие речи (ребенок должен иметь достаточный словарный запас для бытового общения, в частности знать времена года, месяцы, дату рождения, имена родителей, свою фамилию, название своего города и улицы, называть цвета и геометрические фигуры и т.д., при этом высказывания должны представлять правильные предложения, слова произноситься четко, по крайней мере без грубых логопедических нарушений, приводящих к невозможности общаться и изучать чтение и правописание);
  5. наличие учебной мотивации (ребенок должен осознанно идти в школу, желая приобрести знания, а не потому, что «заставляют родители», «все идут», «буду играть в игры в школе» и др. варианты неучебной мотивации) – здесь велика роль взрослых и старших детей, которые могут правильно заблаговременно настроить ребенка;
  6. наличие необходимых социальных навыков (ребенок должен иметь положительный опыт общения с товарищами и старшими, владеть навыками самообслуживания) – к сожалению, часто неумение конструктивно общаться со сверстниками, неумение самостоятельно одеться и отсутствие других навыков делает пребывание ребенка в школе пыткой для него и проблемой для других;
  7. отсутствие психических, физических, социальных проблем (в частности, психологи обращают внимание на настроение и самооценку ребенка – в дошкольном возрасте самооценка в норме несколько завышена, ребенок не должен испытывать сильной тревоги, депрессии, уточняется благополучие в семье: ребенок может стать жертвой насилия, вырасти агрессивным и невоспитанным в неблагополучной семье; в случае развода родителей, продолжительной болезни самого ребенка или других тяжелых обстоятельств в семье поступление в школу ребенка должно быть обсуждено со школьным психологом, учителем и другими компетентными лицами).

читайте также:

Роль отца в жизни девочки Девочкам, которые растут без отца либо с отстраненным отцом, во взрослой жизни очень сложно взломать внутренние барьеры в отношениях со своим партнером...

Как возникаем Мы Все происходит путем отождествления себя: сначала с тем, что младенец поглощает молоко (оральная фаза), потом постепенно осознает собственную периферию (нарциссическая фаза), далее с тем, что отдает из себя (анальная фаза).

            Приведенные 7 показателей готовности ребенка к школе являются главными, но не исчерпывающими. В частности, ребенку будет намного легче постигать школьную науку, если он уже будет знать буквы и тем более будет уметь читать, будет знать счет хотя бы в пределах 10, будет иметь навыки письма. Конечно же, у ребенка должен быть нормальный интеллект (вопросы обучения детей с психическими и другими нарушениями рассматривает психолого-медико-педагогическая комиссия и этот вопрос не является темой данной статьи). Хочу сказать родителям первоклассников и дошкольников, что мне как специалисту еще не довелось увидеть ни одного ребенка, идеально подготовленного во всех отношениях к школе, да и сам я, пойдя в школу с 7 лет (как это было принято в СССР), не был подготовлен идеально, хотя с легкостью учился и закончил школу с золотой медалью. Вместе с тем необходимо сделать все возможное для блага ребенка, максимально подготовив его к школе. В настоящее время, к сожалению, все чаще наблюдаешь слабо подготовленных детей: и родители, и сотрудники детского сада больше акцентируют внимание на приобретении ребенком каких-то конкретных знаний, умений, а не на всесторонней подготовке к школе или вообще не прикладывают должных усилий.

            Но как бы ни был подготовлен ребенок, сейчас или через год (не факт, что через год произойдет значительный прогресс) в школу идти необходимо. Как же помочь ребенку (и хорошо подготовленному к школе, и плохо) успешнее адаптироваться?

            Биологическая адаптация – это прежде всего комфортное существование человеческого тела в новых условиях. Говорить о комфорте в школе не приходится: само нахождение ребенка за партой в течение 40-45 мин. в вынужденном малоподвижном сидячем положении противоестественно, т.е. ребенок испытывает сильный стресс уже только от этого (взрослые могут в этом легко убедиться, если забыли, просидев день на лекциях). К этому добавляются: ранние пробуждения, отсутствие необходимого дневного сна у первоклассников, скопление большого количества людей в плохо проветриваемых помещениях, некомфортный микроклимат, шум, искусственное освещение, изменение пищевого рациона, жесткий график, постоянное психоэмоциональное напряжение в течение учебного дня, в т.ч. связанное с отсутствием своей личной безопасной зоны отдыха. Список можно продолжить, но вместо этого просто укажу на тот факт, что любое животное в подобных стрессовых условиях быстро погибает. Выживает только человек, но часто начинает болеть, становится раздражительным, невнимательным, неусидчивым и т.д. Что же делать? Изменить существующую систему образования мы не в силах, но… Мы в силах создать комфортные условия для ребенка дома, дать возможность активно отдохнуть ему на свежем воздухе на выходных, каникулах, после школы, записать его в спортивные секции. Мы можем ежедневно оказать ребенку душевную поддержку (а не бранить за плохие, как кажется родителям, оценки – вспомните для начала о своих успехах в школе и не забывайте, что каждому Богом даны свои таланты). Наконец, если ребенок не справляется, переутомился, мы имеем право организовать для него дополнительный отдых и оздоровление (конечно, нельзя этим злоупотреблять и идти на поводу у капризов ребенка).

            Учебная адаптация выражается в успешности овладения ребенком школьными знаниями при должном уровне дисциплины и прилежания. Здесь многое зависит от его способностей, но также и от подготовленности к школе (наличия знаний, умений), от мастерства учителей, от поддержки родных. Знания человечества интенсивно нарастают год от года, усложняется школьная программа, дети не имеют возможности овладеть прочными фундаментальными знаниями – знания приобретают мозаичный, поверхностный характер. Многие сегодняшние выпускники школ Украины не умеют грамотно писать на родном языке, твердо не знают таблицы умножения; будучи умелыми пользователями современной техники, не знают азов физики и химии; путешествуя по миру, не знают названий многих городов, рек, растений Украины. Может быть, кто-то думает, что эти знания не нужны, что такая образованность, школьное прилежание и дисциплина не играют роли в дальнейшей жизни человека? А я уверен, что тот, кто не в состоянии потрудиться в школе, вряд ли сможет хорошо потрудиться в дальнейшем. Да и выполнение своих обязанностей гражданина, специалиста, родителя и многих других начинается со школы.

            Социальная адаптация, как уже понятно из названия, - это взаимодействие человека с обществом, с окружающими людьми: с одноклассниками и другими учениками школы, с учителями и другими взрослыми. Действовать любовью, а не раздражением, злобой, завистью; уметь прощать, терпеть, смиряться и ограничивать свои желания; трудиться не только для собственного блага, но и для блага окружающих людей – эти важнейшие добродетели должны воспитываться с рождения в ребенке. Родителям не стоит надеяться, что современная школа и общество в целом воспитают такие добродетели в ребенке: здесь необходим прежде всего личный пример и постоянное мудрое родительское руководство. Здесь необходима помощь педагога, психолога, других специалистов и искренних старших друзей. Современные школьные коллективы, мягко говоря, не изобилуют добродетелями: о христианских даже говорить не приходится, но даже советская мораль и культура сейчас вспоминаются как нечто недостижимо-превосходное. Что делать родителям и детям? Постоянно трудиться вместе с ребенком и не терять надежды.

            Психологическая адаптация – это итоговый показатель успешности адаптационного процесса и всей жизни, выражающийся в состоянии души. Если ребенок счастлив, исполнен любви, здоров, успешно развивается, проявляет разносторонний интерес – значит, все в порядке. Даже если вам или кому-то еще кажется, что не все так хорошо как бы хотелось. А вот если ребенок отличник, примерный ученик, да еще успевает изучать два иностранных языка дополнительно и ходить на все кружки и секции, в которые его записали неугомонные родители, теша собственное тщеславие, но при этом душевное состояние и здоровье ребенка оставляют желать лучшего, – это явное свидетельство дезадаптации: мы идем по жизни не так и не туда…

У Психолога » Родители и дети » Готовность и адаптация детей к школе
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Как помочь своему ребёнку не стать жертвой школьного буллинга?

Любого ребёнка, начиная с первого класса нужно предупредить, что его могут дразнить, высмеивать одноклассники, возможно даже ударить. Если что-то такое произошло...

статья по психологии roditeli-deti Моя судьба - мой характер

Характер человека и его отношения с людьми. Качество отношений во взрослой жизни зависит от качества отношений которые мы переживаем до 6 лет.

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Готовность и адаптация детей к школе"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr