Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
Сразу несколько источников в этом году заявили о необходимости пересмотреть наши представления о том, чему и как следует учить ребенка. Например, согласно отчету World Economic Forum наиболее востребованными в будущем окажутся не знания в какой-либо области, а особые навыки, которым невозможно научить с помощью лекций:
– критическое мышление;
– эмоциональный интеллект;
– способность работать в команде;
– решение комплексных задач и т.д.[1]
Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.
В свою очередь, среди десяти нововведений в педагогике, выделенными Открытым университетом Великобритании, выделено понятие «метаучеба» как процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, зачем, что можно делать, чтобы учиться лучше [2].
Одновременно с этим рассматривается понятие «метапознание» как знание о своих особенностях в процессе познания и управление этим процессом. Другими словами, это способность человека подвергать анализу свои мыслительные процессы. Ключевым здесь является понимание не особенностей когнитивных процессов «вообще», а особенностей именно своих когнитивных процессов. Как я лучше запоминаю – если вижу информацию или слышу? А легко ли мне удерживать долго внимание? Как мне надо структурировать задачу, чтобы эффективнее ее решить? [3]
Почему это важно?
Очень часто школа, а дальше и университет осуществляют за нас функции метакогнитивной стратегии – организаций инструментов для решения задач, а именно шаги планирования, мониторинга и оценки. Таким образом, дети, а затем и взрослые, учатся на «автопилоте», не умея ни оптимизировать свою мыслительную деятельность, ни повысить ее эффективность. Очень часто нас спрашивают, ЧТО мы знаем, и почти никогда – ЗАЧЕМ мы что-то знаем.
В современном мире все реже требуется способность запоминать большое количество фактов, но растет количество профессий, требующих умения гибко, быстро и эффективно решать задачи и учиться новому. Согласно одной популярной оценке, примерно у 65% сегодняшних учеников начальной школы будут должности, которых еще не существует. Мы не можем предугадать, какие знания понадобятся нашим детям, но можем дать им инструмент, способный помочь им стать востребованными в любом варианте будущего.
Можно ли этому научить?
Мирись-мирись-мирися і більше не сварися! Дитячі сварки - зворотний бік дитячої дружби, і без них не обходиться ні у кого. Інша справа, що є діти, які порівняно легко, швидко, і, головне, самі вирішують свої непорозуміння - а бувають, навпаки, й малюки, які сваряться так, що навіть їхні бать...
Сила Взрослого - не бросать себя когда трудно Кроме детских трудностей есть и мамины потребности, чувства. Есть какая-то своя история с теми же кризисами. А были ли они прожиты вообще? Что происходило тогда между мамой и её родителями?Все это влияет на восприятие своего ребёнка. Иногда происходящее так сильно ранит, что хочется бежать к себе самой малень
запитати психолога онлайнКонечно, да. Лучше всего, если у ребенка есть перед собой образец такого мышления – взрослый, который - на первом этапе - может рассуждать вслух о том, какая стоит перед ним задача, как с ней справиться, зачем ее решать и что это даст именно ему – какие навыки она поможет развить. В этом случае взрослый выступает моделью, которую ребенок интериоризирует.
На следующем этапе ребенок вместе с взрослым рассуждает о задаче перед собой, учась задавать себе вопросы и отвечая на них. Думание вслух и объяснение для себя помогает проследить цепочку размышления, увидеть затруднения и исправить ошибки, появляющиеся в ней.
Роль взрослого здесь можно описать с помощью метафоры обучения езде на велосипеде: важно вовремя почувствовать, когда ваша поддержка уже не нужна и отпустить ребенка «ехать» самому.
Со временем рассуждения над задачей вслух сменяются рассуждениями про себя, процесс «сворачивается» и становится метакогнитивным навыком.
Ссылки:
1. Писаревский М. Освіта у Фінляндії: школи без стін, навчання без оцінок https://innovationhouse.org.ua/statti/obrazovanye-v-fynlyandyy-shkoly-bez-sten-ucheba-bez-otsenok/
2. 10 педагогических принципов, которые окажут самое значительное влияние на образование в ближайшие годы http://www.edutainme.ru/post/innovation-teaching-2014/
Фаликман М. Понимать, как мы мыслим, чтобы учиться более эффективно https://4td.fm/article/uchitsya-effektivnee-znaya-ustroystvo-svoego-myshleniya/
Опубликовано 2022-12-14 в 20:48:34
Опубліковано на сайті 14-12-2022